Травля среди сверстников (буллинг)
Статья Индиры Барциц о буллинге, травле и как быть с этим явлением делится наш психолог Анна Торгашова.
Травля среди сверстников (буллинг) непривлекательная тема и достаточно сложная для тех, кто пережил это в детстве. Она бывает весьма жестокой, не всегда физической, чаще психологической, которая оставляет в неокрепшем сознании детей серьезный осадок.
Буллинг в научный обиход ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году.
Жертвой травли может стать ребенок из любой социальной среды, уровня образования и развития, независимо от благополучия в семье. Весьма важно нам взрослым не игнорировать такие ситуации, быть более внимательными не только к своим собственным детям, но и их одноклассникам, но и соседям по дому или двору.
Травля школьников имела место и в советские времена, когда роль психологов в школах играли учителя – классные руководители, завучи по воспитательной работе, пионервожатые. Иерархия в маленьком обществе, как школьный класс формировалась с начальной школы и каждый из нас взрослых помнит, что происходило в классе. Учителя формировали психологический климат в группе. Именно взрослые формировали пирамиду будущего не равноправного мышления. Именно взрослые становились инициаторами унижения слабых, выделяя более сильных в учебе, чаще выдвигали, тем самым формируя комплекс неполноценности у других. Безусловно это субъективное мнение может вызвать споры у защитников советской системы образования и педагогической психологии.
Впервые тему буллинга в Союзе республик поднял известный актер и режиссер Ролан Быков, сняв суровое кино про детей «Чучело» в 1982 году. Фильм тогда вызвал серьезный резонанс в стабильном советском обществе, в котором было принято считать, что только советский школьник – пионер не способен унизить человеческого достоинства сверстника. Это социально психологическая драма о жесткой травле девочки одноклассниками. Иллюзия растворилась, оголив реальность. Сам режиссер в молодости пережил травлю коллег.
Буллинг не исчез он есть, просто не всегда взрослые его замечают в силу своей занятости, семейных и личностных проблем. Это может быть смена настроения у ребенка, порванный или сломанный портфель, запуганный вид и частое жалобы на недомогание, желание остаться дома, закрыться в своей комнате и др.
Реальный пример травли в 90-ых в обычной сухумской школе. Из откровенного разговора с знакомой о травле, которую она пережила в детстве. До 7 класса она была прилежная пионерка, дружила с одноклассниками, училась, пела в хоре, читала стихи на концертах. Но все изменилось с появлением нового ученика класса. Появление новенького обычно влияет на атмосферу в группе. Мальчик с гангстерскими задатками сразу решил изменить миропорядок в классе, влияя на сверстников и становясь постепенно лидером. Не всем это нравилось, но ….. Постепенно его влияние взяло верх. Не желающей подчинится девочке был объявлен бойкот, который перерос в травлю со стороны других классов. Девочка терпела и старалась не подавать виду, и терпеливо выдерживала все нападки и издевки до окончания школы. Не каждый выдержит обидные выкрики на перемене в школьном коридоре: «Осторожно! Заразная идет! Вызывайте санитаров». Поддержавшая ее одноклассница подвергалась издевательствам со стороны одногруппников, за упрямство ее даже закидывали мандаринами во время школьной практики, но она не предала подругу. Однако объявить бойкот подруге не решались, поскольку обидчики списывали у нее математику во время контрольных. Попытки классной руководительницы решить проблему заключалось в предложении просили покинуть школу, чтобы не привлекать внимание благополучного по успеваемости классу, не испортить имидж талантливой учительницы. Прошел выпускной вечер, вручили аттестаты, и все разлетелись по взрослой жизни.
И таких примеров много, просто о них не говорят. Кто-то пережив подобный стресс становится сильнее в жизни, кто-то остается в тени, не привлекая к себе внимание окружающих и остается в своей «скорлупе».
«К сожалению тема буллинга никуда не делась и имеет место быть сегодня среди наших детей. Довольно часто поступают запросы от родителей помочь в данном вопросе. Иногда родители приводят проблемного (на их взгляд) ребенка. Уже в ходе консультирования выясняется неожиданная для взрослых причина этого проблемного поведения - травли», - считает психолог Анна Торгашова. Практически ни одна подобная конфликтная ситуация не разрешится пока в нее не вмешаются взрослые. Только взрослые (педагоги, родители, школьный психолог) смогут найти варианты урегулирования и налаживания контактов среди детей. Психолог с сожалением отметила, что о проводить анализ по статистическим данным невозможно, поскольку их нет, а тема буллинга табуированная.
Психолог убеждена в том, что если в классе все - таки происходит травля одного или группы, то не заметить ее практически невозможно. Не всегда бывают случаи травли с открытым, явно физическим буллингом. Чаще всего буллинг носит психологический характер. При внимательном отношении к ученикам, к внутренним процессам класса, родителей к собственным детям, то по словам психолога, «маячки травли» не заставят себя долго ждать.
Получая информацию из разных школ выясняется, что подобные хронические конфликты довольно часты, говорит Торгашова. Пассивность родителей и замалчивание проблемы может привести к серьезным последствиям. «Прежде все для жертвы травли, ведь психический уровень организации, адаптации и реагирования на агрессию, носящую длительный характер, у каждого ребенка разный. От эмоционально устойчивого до тревожно-депрессивного. Это нужно учитывать прежде всего. И здесь на помощь приходят школьные психологи в базовых диагностических кейсах в которых обязательно есть диагностика по выявлению изгоев в классах и лидеров», - подчеркнула психолог.
Торгашова привела пример, по результатам длительных исследований, проведенных в некоторых странах в мире: 10 % регулярно используют состояние травли. 30% - хоть раз в жизни прошли через это, а 60% детей живут со страхом, что с ними это случится, потому что они видели, как это происходило с их одноклассниками. Форма буллинга меняется, если в начальной школе физический буллинг в виде толчков, пинков, щипков, то в среднем классе коммуникативная травля ,бойкот. В старших классах идет некоторое снижение агрессивной активности. Буллинг может как со стороны одного ребенка к другому ребенку, так и группы детей к одному ребенку.
Психолог считает, что довольно повсеместно распространено явление, когда учитель проявляет давление по отношению к ученику. «Мотивация подобного поведения может быть совершенно разной, от личной неприязни до учебного давления. Особенно, это касается детей - «отличников»,- уточнила Анна. Эти дети хорошо учатся без дополнительных занятий с репетиторами. В школах существует практика, когда педагог одновременно является и репетитором других одноклассников. Однако на них не распространяются повышенные требования со стороны учителя. «У этой категории учеников все «схвачено» с оценками. Они ни за что не переживают. И вроде бы естественный учебный процесс, однако те дети, которые пыхтят над заданиями самостоятельно, испытывают такую несправедливость, то у них опускаются руки. У них пропадает интерес к учебе. И как минимум школа лишается настоящего , реального отличника», - считает психолог.
Она привела пример и случаев, когда ученики травят учителя. Несколько лет назад в Абхазии был резонансный случай ,когда ученики кидали бумажки в педагога преклонного возраста. Все снимали на телефон и запись попала в интернет. Как оказалось, не нашлось из всего класса ни одного, кто бы попытался остановить это издевательство. Возможно кому-то из учеников это не нравилось, но они не попытались противостоять, испугавшись своих же одноклассников. Не захотели выделиться их общей группы.
Как же разделить детскую шалость и травлю?
«Шалость не может быть многократной. Как правило, данной конфликтной ситуации никакого напряжения нет между сторонами и случай не связан с установлением власти и контроля. А самое главное, сторона, которая нанесла вред другой стороне и сказала « переживая». Они чувствуют ответственность за свой поступок. Когда мы говорим непосредственно о буллинге, конечно это полный противовес. Это часто повторяющийся случай. Вред, в данном случае, преднамеренное отношение между сторонами всегда напряженная, агрессор т.н. кажется спокойным, а жертва расстроена», - говорит психолог.
Анна предлагает родителям больше обращать внимание на то, что как ребенок приходит из школы, часто ли теряет свои вещи, если они у него испорчены. Тревогу могут вызывать появляющиеся травмы, происхождение которых он не может объяснить. Частые беспричинные жалобы на недомогание, пропускает школу. Низкая успеваемость в школе. Поведение ребенка не уверенное, нервное. И потом проблемы с едой и со сном и т.д.
Кто может быть подвергнут буллингу?
Торгашова: «Совершенно любой ребенок. Конечно есть группы риска на которые мы обращаем больше внимания с большей силой. Это стеснительные, интроверты, дети с заниженной самооценкой. Есть и дети с материальным статусом семьи, дети с ограниченными возможностями, с особенностями во внешности. Сюда можно отнести успешных детей, отличников, которые тоже, зачастую становятся объектами травли».
Какие последствия носит за собой буллинг?
Торгашева: «Это заниженная самооценка, потеря уверенности в себе, пониженная самокритика, изоляция, когда ребенок начинает избегать контактов не только с друзьями, но и с членами семьи. И как следствие этого - депрессия. Или наоборот, агрессивное поведение. Это различные психосоматические нарушения. Очень часто случаи энуреза. Тут включается порочный круг, когда ребенок понимает, что эта проблема у него есть , он еще больше становится тревожным, еще больше становится неуверенным в себе. Но и, наверное, самый печальный исход, это суицид, часто распространенный и является причиной именно подобных действий».
Какой может быть профилактика буллинга?
Торгашова: «Это проведение бесед, классных часов, различных психологических тренингов на эту тему. Ее нужно поднимать, говорить о ней открыто. Необходимо показать, что агрессор, это не герой, это слабый человек, который за счет проявления такого поведения по отношению к другому, пытается завоевать власть и авторитет в глазах других. Но авторитет можно завоевывать другим способом. Об этом нужно говорить».
Психолог считает, что агрессор - это жертва, в той или иной степени, это жертва домашнего насилия. Психологический климат в классной группе можно поддерживать тренингами и беседами на разные отвлечённые тем, благодаря которым в детях можно взрастить чувство эмпатии, сопереживания, сочувствия к другому человеку, толерантности, умения поставить себя на место другого.
Индира Барциц
Источник: Детский Фонд Абхазии
Количество просмотров: 24083