Одонимия Сухума или история названий сухумских улиц

Одонимия Сухума или история названий сухумских улиц 05.06.2020 13:28

Георгиос Григориадис

История названий улиц любого города представляет особый интерес для людей интересующихся их историей, и является важной составляющей летописи каждого города. Хотя, далеко не каждый его житель хоть раз в жизни задумывался над происхождением названия хотя бы улицы, на которой он живет. Но, все же, таких людей меньшинство.

Названия улиц — непременный атрибут каждого города и являются элементом его специфики. Они могут много рассказать об его истории и современности.

Для обозначения названий улиц, в том числе проспектов, бульваров, аллей, набережных, проездов, переулков, шоссе, тупиков и других типов улиц, используется термин «годоним» или «одоним», который происходит от греческих слов ὁδὸς «улица, дорога» + ὄνομα «имя, название». Этот вид урбанонима широко используется в почтовых адресах для кодификации и нахождения объекта, расположенного в наземном пространстве.

Одонимия или годонимия – это совокупность годонимов — составная часть исторического и лингвистического портрета города.

Для изучения и описания площадей города используется термин агоронимы (от греч. ἀγορά «площадь» + ὄνομα «имя, название»), а для значительных по размерам частей городской инфраструктуры — кварталов, районов, микрорайонов, парков и т.д. используется термин хоронимы (от греч. ὄρος — межевой знак, граница, рубеж + ὄνομα — имя, название).
Согласно классификации современных городов, Сухуми до последней войны являлся большим городом (таковыми считаются населенные пункты от 100 до 250 тысяч), а сегодня Сухум является средним по численности (50-100 тысяч).

Как известно, строение каждого города подразумевает наличие дорог, которые внутри самого города называются улицами или проспектами. Вдоль улиц размещаются разного рода здания, в том числе жилые дома, магазины, банки, театры и другие постройки. Комплексы зданий объединены в жилые и деловые кварталы. Вокруг домов проложены тротуары, по которым передвигаются люди.

В основу регулярной планировки центра Сухума лег проект землемера Воринкова, который опирался на принцип европейской застройки, имеющей в своей основе древнегреческую градостроительную теорию, изобретенную милетским архитектором Гипподамом (498 год до н.э. — ок. 408 года до н.э.), хотя геометрические приемы разбивки планомерно создаваемых городов, несомненно, возникли ранее, еще в VIII-VII вв. до н.э., в период интенсивной греческой колонизации. Первые элементы регулярного города, были реализованы, например, в прямоугольной уличной сети Селинунта на Сицилии и в аналогичной планировке одного из районов милетской колонии в северном Причерноморье — Ольвии и, предположительно, аналогично и в милетской колонии — Диоскурии, находившейся на территории сегодняшнего Сухума.

По прошествии веков от красивых улиц Диоскурии (а Диоскурия описана как очень красивый город древности) и сменившего ее Себастополиса, практически не осталось и следов, но основной принцип, заложенный еще с античных времен и сохраненный в более позднем средневековье остался – это его ориентировка квартальными лучами от гор к морю.
Большая часть города находится на приморской равнине, защищенной с северо-востока горными хребтами, преграждающими доступ холодным ветрам, а его улицы располагаются относительно моря либо параллельно, либо перпендикулярно.

Сухум пересекают реки Басла (Беслетка) и Сухумка (Хакипсы), Адзяпш, и с двух сторон его ограничивают реки Келасур и Гумиста.

Глядя на карту города или прогуливаясь по нему, можно констатировать, что Воринковым профессионально, грамотно и вдумчиво распланированы улицы, площади, парки, то есть, создана прекрасная и удобная планировка города, которая гармонично взаимодействует с его береговой линией. Перед ним стояла непростая задача, ведь город имел только одну улицу — набережную и до гор Трапеция и Чернявского надо было создать удобную сеть улиц и площадей.

По плану город был разделен на, так называемые, строительные участки и места с буйной растительностью, где позже были построены дачи и сады — санитарные участки, называемые так, поскольку они были созданы для улучшения климата города. Дома строились согласно плана застройки, улицы составляли кварталы.

Сухум стали отстраивать по прошествии некоторого времени после присоединения Абхазии к Российской империи.

В 1846г. Сухум-Кале получил сначала статус торгового порта, а затем портового города, который с 1866г. перестал именоваться просто «сухумской крепостью», а получил название «Cyxyм». Население города в 1849г. составляло всего 365 чел., в 1886г.- 412 чел. По переписи 1897г.- 7998 чел.

Если взглянуть на фотографии города 60-70-х годов ΧΙΧ века, то можно заметить, что в нем еще почти нет улиц. На правильную сетку улиц Сухум был разбит в 1868г. Образовывались городские или иначе строительные кварталы, количество которых в 1868–1892-х гг. составляло 47, а уже в 1892–1906-х гг. значительно увеличилось и достигло 98. В 1912 году их стало 144.
Первая улица будущего города появилась в начале XIX века, хотя есть предположения, что она существовала еще с середины XVII века или ранее. Более правильным было бы назвать ее подобием улицы, и шла она вдоль берега моря. Так появилась Приморская улица. На ней расположились и первые дома и лавки. Сами административные здания в то время были размещены внутри крепости Сухум-Кале.

На рубеже 1820-30-х годов появилась вторая улица, а к середине века в городе их насчитывалось уже более десяти.

Вначале улицы не имели официальных названий. Их называли жители города по наличию на той или иной улице какого-то главного ориентира, бытовым особенностям улицы (например, Набережная), по географическому расположению и т.д. Например, улица, ведшая к базару величалась «Базарная», улица за рекой Беслетка — «Забеслетской» и т.д.

Судя по почтовым открыткам и письмам, названия улиц зачастую не использовались. Было время, когда для почтовых отправлений достаточно было указать имя владельца того или иного дома, так как количество жителей города сначала составляло всего сотни, несколько тысяч, а потом уже достигло десятков тысяч. Эта практика прослеживается все еще в начале XX века. И даже после появления у улиц названий, эта традиция еще долго сохранялась.

Позже, когда улицам стали давать официальные названия, многие первоначально данные им народом наименования закрепились за ними уже на бумаге. Иные улицы получили свои имена по фамилии того или иного известного лица на ней проживающего, например, одна из них — Чапаровская, в честь известного купца С.Чапарова и Котляревская — в честь сухумского городничего, штабс-капитана В.Котляревского.

Вообще, со времени присвоения улицам названий, в их наименованиях предпочтение отдавалось именам великих князей, наместников на Кавказе, военачальников, а позже — с приходом Советской власти можно видеть увековечивание имен вождей мирового пролетариата, партийных функционеров, полководцев Красной армии, дат или событий коммунистического значения, писателей, ученых и т.д. путем переименования улиц и площадей.
В целом, советское время привнесло некий стандарт в наименования улиц, проспектов, переулков и площадей. Как и в любом другом советском городе можно было найти улицы Ленина, Орджоникидзе, Кирова, Калинина, Куйбышева, Фрунзе, К.Маркса, Энгельса и т.д. Много улиц Сухума носило имена выдающихся писателей – А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Чехова, В.Маяковского, Т.Шевченко и т.д.

Но, тем не менее, каждому городу присущи свои, только ему, названия улиц. Вернемся, однако, ко времени изначальных наименований улиц Сухума.

Первой в городе улице — набережной было присвоено название «Михайловская набережная». Произошло это в 1864 году, после того, как 6 декабря 1862г. наместником Его Императорского Величества на Кавказе и командующим Кавказской армией стал великий князь Михаил Николаевич Романов (1832-1909). Само же строительство сухумской набережной началось в 1871г. для укрепления берега и воспрепятствования его размыва. Проект и строительство берегоукрепления сухумской набережной от начала и до конца принадлежит исключительно сухумскому инженеру Панайоту Николаевичу Метакса. Его инициалы и сегодня сохранились на каменном барельефе этого укрепления. К 1900 году эти работы были завершены, а 15 марта 1903г. городские власти приняли решение вымостить булыжником всю Михайловскую улицу.
Развитие сети улиц города в конце XIX-го — начале ΧΧ веков шло достаточно стремительно. На карте города 1915г. приведены названия около сорока сухумских улиц, не считая безымянных, которым были присвоены собственные названия позже. Помимо набережной и бульвара уже в 1830-х годах четко прорисовывается улица, названная с 1850-х годов Колюбакинской, что видно на старинных фото.

Сначала жители города величали ее Центральной, или Главной, поскольку на ней располагалось большинство правительственных учреждений и культурных заведений.

Хочется обратить внимание на то, что она очень часто фигурирует как Колюбякинская, хотя более правильно писать это название через букву «а». Пусть не смущается читатель, если ему попадутся дореволюционные открытки с видом этой улицы и надписью «Кулебякинская улица». Это все та же Колюбакинская улица. Как видно, ее переиначивали на разный лад.

Так, кто же такой был Колюбакин, что его именем назвали столь важную дорогу, ведущую от моря к горе Трапеция?

Николай Петрович Колюбакин (1811-1868) являлся Кутаисским губернатором (в 1860 -1863гг.). А несколько ранее (в 1850г.) Кутаисским вице-губернатором, а в 1851г. начальником III отделения Черноморской береговой линии и находился в Сухуме. Название этой улицы оставалось за ней еще 45 лет после его смерти, последовавшей в Москве в 1868г.

В 1913 году вся страна отмечала 300-летие царствования дома Романовых, и эту главную улицу города было решено переименовать в Романовский проспект. Но Колюбакина не забыли. Его именем переименовали другую, ранее носившую название Адмиралтейская (ныне ул.Званба). Но, названию Романовский проспект не было суждено продержаться долго. После отречения Николая II от престола и последовавшей за ним революцией, эта улица в 1917г. получила новое название — Свободы. Как улица Свободы она просуществовала еще несколько лет до прихода в Абхазию Советской власти в 1921г., которая переименовала ее в ул.Октябрьской революции. Иногда можно встретить на открытках и документах упрощенный вариант: «улица Октябрьская» (просьба не путать с другой улицей, носившей это имя позднее).

Судя по одной открытке она некоторое время носила имя Нестора Аполлоновича Лакоба – руководителя Абхазии (председателя ЦИК Абхазской АССР), хотя, возможно, что это ошибка. В августе 1935 года было принято решение присвоить ей имя вождя мирового пролетариата – Владимира Ильича Ленина, которым она называлась до 1993г., когда, во время войны, грузинской администрацией была названа улицей Давида Агмашенебели (Строителя). Но это название не закрепилось, и после войны она продолжала именоваться улицей Ленина. А в 1996г. властями Абхазии была переименована в Проспект Леона (в честь первого царя независимого абхазского царства Леона ΙΙ (годы жизни 767 — 811), имя которого носит и по сей день.

На этой улице были выстроены многие магазины и монументальные здания: гостиницы «Ориенталь» (позже «Ткварчели»), 1908г., «Сан-Ремо» («Рица») 1914г., здание общества взаимного кредита и редакции газеты “Сухумский Вестник”, 1911г., здание К.Н.Алафузова, театр и биограф-иллюзион А.И.Самуриди,1911г,. дом и магазин Г.Ф.Зографопуло, мебельный магазин Пичелиди, мануфактурный магазин Иосифиди, магазин часов и бриллиантовых изделий Мосткова, гостиница «Ривьера»,1904г., мебельный магазин П.Ф.Германос, здание хозяйственного магазина грека купца А.А.Текмичева (Текмеджоглу), 1902г., дом коллежского регистратора А.Г.Метакса, здание банка Абхазии, 1935г., дом потомственного почетного гражданина Г.К.Месаксуди и его табачная фирма, здание С.Стефаниди, в котором помещалась табачная фирма “Мир” и аптека К.И.Баумана (сегодня — городская администрация), здание полицейского управления Сухумского округа и жандармерии, 1881г., здание конторы центральной электростанции Сухумского общества “Электричество”, 1907г., здание Сухумской женской гимназии (ныне 2-я средняя школа), 1870г., православный кафедральный собор во имя Александра Невского, снесенный в 1937г., архиерейский 2-этажный дом, в котором помещалась консистория и архиерейская церковь, дом абхазского географа и картографа, полковника князя М.Л.Чачба (Шервашидзе), городской парк и далее выше — Акклиматизационный ботанический сад и т.д.

Вернемся, однако, к Михайловской набережной. Это самая старая улица города. Шла она вдоль моря, и так образовалась Приморская улица. Ее часто неофициально называли просто Набережной улицей и Бульваром. Проследим ее историю.

Она тянулась от сухумской крепости до ул.Гейманская (позже Энгельса, Акад. Марра). Далее улица носила другое название — Котляревской. Сама эта улица возникла еще в 1850-е гг., однако долго не имела названия. Шла она от нынешней улицы Званба и тянулась на северо-восток до Красного моста. Лишь с 1880-х годов за ней закрепилось это название в честь проживавшего на ней Сухумского городничего, штабс-капитана В.И.Котляревского.
Как уже упоминалось выше, имя Михайловской набережная получила в 1864 году в честь наместника Его Императорского Величества на Кавказе и командующего Кавказской армией великого князя Михаила Николаевича Романова.

С приходом Советской власти Михайловская стала «Набережной улицей Ленина». С переименованием бывшей улицы Колюбакинской-Романовской-Свободы в улицу Ленина, набережную переименовали в 1937 году в улицу Руставели, в честь выдающегося грузинского поэта средневековья Шота Руставели.

Так, хорошо известная жителям предвоенного (1992-1993гг. – прим. автора) города набережная Руставели распростерлась от Красного моста до района Маяка, включив в себя и бывшую улицу Котляревского, носившую с приходом Советской власти имя российского революционера, советского военачальника, государственного и партийного деятеля СССР Климента Ефремовича Ворошилова (1881-1969гг.). Но, в начале 1980-х годов она была ограничена на западе пересечением с хорошо известной последним поколениям сухумчан улицей Октябрьская, а ее продолжение получило иное название – сквера им.Иуа Когониа.

После трагических событий последней войны, в 1994г. было решено переименовать улицу Руставели в Набережную Махаджиров — в память об абхазах, депортированных в XIXв. в Османскую империю. А именем Иуа Когониа стала называться бывшая ул.Цулукидзе. Бывшая же часть набережной, носившая имя И.Когониа стала называться Набережной Диоскуров, в честь основателей города – сынов Зевса – Кастора и Полидевка. Там, где на западе заканчивается Набережная Диоскуров начинается ул.В.Адлейба- бывшее Бзыбское шоссе.
Бывшая ул.Котляревская (Ворошилова) с 2009 года вновь была выделена из набережной и сегодня носит имя Читанава (Артур Николаевич Читанава (1949-1993) – герой Абхазии.
На набережной были возведены в разное время одни из самых красивых зданий и сооружений города:

Дом с куполом братьев С.И. и Г.И.Ксандопуло, 1906г., здания Русского и Российского пароходства и торговли, большой дом семьи П.Н.Метакса, гостиница «Россия», Почтово-Телеграфная контора, образцовая фотография Л.И.Пименидиса, дом Сухановой М.Н. и ресторан «Париж»; разнообразные кофейни, гостиница «Метрополь», гостиница «Франция», вторая гостиница «Франция» А.А.Цирипова, первоклассная кондитерская Цуладзе, гостиница «Ориенталь» (на углу Колюбакинской улицы), ресторан «Биржа» с кофейней, первоклассная парикмахерская «Жан», кондитерская «Голландия», гостиница «Гранд-Отель» и театр Алоизи на пересечении с Ольгинской улицей, подворье Ново-Афонского монастыря, обширное здание Василия Метакса, несколько пристаней, двe деревянные будки русского и российского обществ пароходства и торговли для продажи билетов пассажирам. Здесь же раскинулся бульвар с ротондой на нем, киоск для продажи газет, открыток и почтовых марок.

В 1914г. на пересечении с ул.Колюбакинской была построена гостиница «Сан-Ремо», а уже в советское время гостиница «Абхазия» (1935г.), здание Абхазского обкома партии в 1958г.
Но, вернемся в ΧIΧ век, когда Сухум дважды разрушался во время русско-турецких войн (1853-56гг. и 1877-78гг.). Так, в 1878г. здесь осталось всего 20 жителей и несколько уцелевших домов, были вырублены все деревья. Поэтому, город стал отстраиваться после войны, и нынешний облик города начал формироваться на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков.

Постепенно был отстроен красивейший город средиземноморского типа культуры с прямыми и просторными улицами с красивыми перспективами.


Размещено: Apsny Online
Источник: http://www.rupor.gr
Количество просмотров: 2973

Возврат к списку

Наверх