СУХУМ: НУЖНЫ ЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ НАБЕРЕЖНОЙ И ПЛАН ЕЕ РАЗВИТИЯ?
/ИННА БАРЧАН/
Урбанистика и развитие территорий
В продолжение цикла статей, посвященных развитию и реновации наших городов и отдельных общественных пространств, хотелось бы поговорить о будущем самого излюбленного горожанами места – Сухумской набережной.
В последнее время наше общество постоянно будоражат разговоры о состоянии набережной Сухума, ее отдельных зон, в том числе и ее зеленого каркаса. Это объяснимо, так как именно набережная является главной артерией Сухума; это и его парадный фасад, и средоточие души нашего города. Поэтому и требования к содержанию набережной должны быть достаточно высокие.
В каждом городе есть место, которым горожане могут гордиться. Таким местом является Сухумская набережная, знаменитая в своем далеком прошлом.
Во всем мире набережным уделяется особое внимание как самой ценной рекреационной зоне, как месту с особым духом. Так как вода обладает силой притяжения, любые положительные изменения, связанные с благоустройством набережной, способны очень быстро повысить качество самой городской среды и всего города в целом. Важно понимать, что в этом процессе главное – это человек и необходимость сделать его контакт с водой максимально комфортным, что, в c свою очередь, в целом повлияет на среду его обитания. Не зря знаменитые исторические набережные Лазурного берега, казалось бы, вполне благоустроенные, с завидной систематичностью подвергаются реконструкции и модернизации.
Так, очередная масштабная реконструкция Английской набережной Ниццы завершится в 2019-2020 гг. (тогда как еще в 2013 году завершилась ее предыдущая реконструкция). В 2018 году в Каннах началась серьезная реконструкция набережной Круазет, заложенной еще в середине 19 в. (в 2001 году она целиком была включена во Всеобщий список культурного наследия Франции). Начался также грандиозный проект по увеличению береговой линии княжества Монако - 60 000 м2 нового строительства на 6 га площади по проекту известного бюро Valode & Pistre. Все эти масштабные преобразования так или иначе связаны с созданием более комфортной среды для людей – разделение пешеходной и велосипедной дорожек на набережной Ниццы, расширение пляжной зоны на Набережной Круазет и т д.
Все эти процессы носят отнюдь не локальный характер, а являются частью комплексного городского планирования. К примеру, Барселона, отказалась от точечного освоения набережных в пользу цельной концепции и не проиграла. Современные города осознали всю ценность прибрежных территорий не так давно, и очень быстро эта тенденция вошла в моду. Во многих странах реконструкция набережных стала частью стратегии возвращения в оборот промзон и «периферий», и сегодня у воды вместо предприятий и автодорог все чаще возникают великолепные парки и общественные пространства
Я привожу в пример эти известные набережные, так как они по своему архитектурному, историко-культурному и ландшафтному решению наиболее близки к нашей набережной. Сухуму повезло больше, так как наши набережные были изначально спроектированы как рекреационные зоны.
Немного истории
Исторически современная набережная Сухума начала формироваться еще в ХIХ веке. С момента окончания русско-турецкой войны она была первой улицей нового Сухума, на которой самые предприимчивые и образованные горожане строили красивые дома и гостиницы, отвечавшие духу и модному архитектурному стилю “модерн”, яркому, в чем-то легкомысленному, разнообразному по контрастной декоративности стиля «ар нуво» (нового искусства), который стал доминировать в это время в Европе. Прекрасным примером этого стиля является Английская набережная Ниццы на знаменитом Лазурном берегу, которую так часто любят сравнивать с Сухумской набережной. В этом есть своя правда. Посмотрите и сравните, как гармонично вписываются эти здания, даже по своему назначению, в ландшафты набережных.
Свое начало Набережная Махаджиров берет от Сухумской крепости и тянется на восток, вдоль берега моря, до р. Басла, застраиваясь домами. В начале XIX в. улица не имела официального названия, была просто набережной. Потом появилась Приморская улица.
“Лишь в начале 1860-х гг. эта улица получила официальное название Михайловская набережная — в честь наместника на Кавказе Михаила Николаевича Романова. С 1921 г. она называлась улицей Ленина, а с 1937-го была переименована в набережную Ш. Руставели. С 1994 г. — набережная Махаджиров — в память об абхазах, депортированных в XIX в. в Турцию” (Из книги Анзора Агумаа “Старый Сухум).
В проектное решение набережной уже в это время была заложена идея создания зеленого каркаса на прилегающей к воде территории. Так в 1860-1870-ых годах здесь был замечательно спроектирован приморский бульвар, которому придали затем статус парка, насыщенного самыми разнообразными растениями и деревьями. Бульвар стал для сухумчан излюбленным местом для прогулок и посещения кофеен, а также местом, где можно было послушать музыку. Парк был отделен штакетником. Входом в этот парк стала знаменитая уже в наше время «Брехаловка». Здесь была устроена полуоткрытая деревянная ротонда, где проходили концерты местного оркестра. Об этой особой атмосфере Сухумского бульвара и набережной осталось немало воспоминаний.
Обустройство набережной Махаджиров (в прошлом проспекта Руставели) в советское время продолжилось. Ее главным преимуществом было то, что она полностью была предоставлена пешеходам - проезд транспорта был запрещен, а бульвар был открыт для прогулок.
Надо также отдать должное дендрологам и архитекторам, которые на всех исторических этапах создания набережной гармонично сочетали естественные природные элементы, зеленые пространства и искусственное благоустройство.
Работа над центральной частью набережной активно продолжалась и в советское время. Благоустройство восточной ее части было осуществлено в 1947 году. В 1949 году на набережной появилась знаменитая колоннада. А в 1954 году была создана столь необходимая берегоукрепительная система. В итоге мы получили функционально насыщенную набережную, ставшую самым любимым местом горожан и гостей Сухума.
Практически каждое здание на набережной имеет свою историю, свой архитектурный стиль и значение. Развиваясь на протяжении многих лет, наша набережная сохраняла особенный дух славного прошлого города.
Сухумская набережная сегодня
Как можно оценить состояние набережной сегодня?
Сухумская набережная сегодня – это, бесспорно, по-прежнему одно из самых популярных, если не самое популярное общественное пространство города. Однако ее потенциал полностью не раскрыт по двум причинам - во-первых, в связи с довольно ограниченным состоянием инженерной инфраструктуры. Очевидно, что вся инженерная инфраструктура набережной нуждается в серьезной реновации. Речь сегодня должна идти о полном обновлении инженерных сетей, включая дренажную систему, восстановление берегоукрепительных стен, энергоснабжение, принципиально новое современное безбарьерное покрытие набережной, обустройство удобных подходов и площадок у воды и т. д.
Во-вторых, у набережной, как у общественного пространства, весьма ограниченные функции, и в каком-то смысле теряется ее историко-культурный облик и архитектурная ценность. Некоторые участки набережной перестали быть пешеходными, а входные зоны и площади используются в основном для парковок.
Архитектурные формы носят порой стихийный и весьма эклектичный характер, диссонируя с общей архитектурной исторической стилистикой набережной. Реконструкции и новых проектных решений требуют и нефункционирующие разбитые пирсы. Отдельно стоит вопрос более масштабного восстановления исторической зеленой зоны набережной, требующей выработки концептуально новых подходов к вопросам озеленения, так как именно зеленая инфраструктура формирует эстетический каркас города в целом. Современные глобальные экологические реалии, вызовы и риски, связанные с инвазивными насекомыми-вредителями в нашем регионе, нанесшими значительный урон зеленым насаждениям города, также требуют тщательного пересмотра подходов и разработки стратегического плана озеленения города, где критериями станут правильный и осторожный отбор более адаптивных насаждений, устойчивых к очередным нашествиям вредителей.
Итак, убедили ли вас вышеперечисленные аргументы? Нужны ли все-таки реконструкция и план развития набережной?
Как правило, такой план является частью комплексного плана развития города в целом, так как логика развития набережной неразрывно связана с развитием города, как единой среды обитания.
Именно набережная, как ценнейшая рекреационная зона любого города способна повлиять на качество жизни и экономику города.
Вышеперечисленные факторы убедительно говорят о необходимости реконструкции и разработки плана развития набережной.
На мой взгляд, в концептуальном смысле необходимо воссоздание на набережной Сухума единого историко-культурного и живописного ландшафтного пространства, предусматривающее необходимые элементы современного благоустройства:
современные водопроницаемые покрытия; использование высокоэкологичных материалов; безбарьерность; спортивная инфраструктура (велодорожка, спортивные зоны); безопасные детские и развивающие зоны; сохранение и развитие мест с понятными культурными кодами (площади, входные группы); понятная навигация; упорядоченная во всех аспектах коммерческая деятельность на набережной, представленная разнообразными формами активностей и тщательно продуманными для гостей элементами культурного туризма.
Надо также признать, что часть прибрежной территории Сухума со значительным рекреационным потенциалом выключена из жизни города. В целом необходима реорганизация и этой территории набережной, и включение ее в общий план развития города, а именно планом развития следует предусмотреть возможность продления набережной за пределы ее существующих границ далее за рекой Беслетка. Это, несомненно, оживит всю береговую линию города, создав единую благоустроенную и многофункциональную пешеходную зону, обеспечив общественную инфраструктуру как не освоенных участков так и заброшенных. Закрытые и неиспользуемые зоны набережной следует открыть и сделать полностью доступными.
Именно такой концептуальный подход позволит полностью превратить всю береговую линию в главную пешеходную артерию всего города и вернуть ему весь променад, в том числе, за пределами реки Баслы.
Очевидно, что первоочередными шагами, приближающими модернизацию набережной, могут стать следующие действия:
внести Набережную Махаджиров и Набережную Диоскуров в Государственный реестр историко-культурного наследия РА, если это еще не сделано. Это позволит обозначить охранные зоны, снизить и упорядочить в какой-то мере стихийность строительной активности.
Определить состав экспертной рабочей группы по разработке Плана реновации (реконструкции) набережной для подготовки архитектурно-планировочного задания. В группу наряду со специалистами должны войти городские активисты.
Объявить открытый тендер на лучший проект реновации (реконструкции) набережной. Это стимулирует новые идеи из профессиональной местной среды и аккумулирует интерес к стране со стороны ведущих архитектурных бюро из других стран, имеющих богатый опыт в проектах благоустройства набережных.
Инициативы и попытки представить отдельные идеи, концепции и планы развития благоустройства и озеленения набережной уже предпринимались. Так, в частности, по инициативе администрации города, в лице заместителя главы администрации Леона Кварчия, и “Экологической коалиции” общественных организаций известное итальянское ландшафтное и архитектурное бюро LAND MILANO (далее “LAND”) совместно с местным ландшафтным архитектором Наалой Мирзоян при поддержке международных организаций разработали и предложили свою концепцию озеленения набережной Махаджиров с отдельными элементами ее благоустройства.
Несколько ключевых аспектов данной концепции
У Сухумской набережной есть история и традиции, жизнь и привычки. Для пожилых граждан важно сохранить дух прошлого, молодому поколению интересны новации. Это и стало руководством при разработке отдельных элементов благоустройства набережной.
В настоящей концепции рассматривается территория Набережной Махаджиров с границами от морпорта до пересечения с ул. Читанава. Было предложено условно разделить Набережную Махаджиров на три функциональные зоны: историческая, зона отдыха и природная зона.
Историческая зона тянется от реки Сухумка до пересечения с улицей Званба - территория напротив здания правительства и памятника Махаджирам.
Зона отдыха – главная прогулочная и зеленая зона вдоль всего променада от морпорта до ул. Читанава.
Природная зона – вся зона набережной с песчаным берегом.
ЭЛЕМЕНТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА
Дорожно-тропиночное покрытие
Следует немного сказать о некоторых особенностях физических параметров дорожно-тропиночной сети набережных Сухума. Общая протяженность набережной Махаджиров и Диоскуров, включая набережную Диоскуров составляет 3 км. Зеленая полоса (бульвар) имеет разную ширину – от 3 м. и местами достигает 60 м., тротуар занимает полосу в 2.5 м, прогулочная дорожка прилегающая к берегу, составляет полосу от 3 до 4.2 м.
Эти параметры накладывают определенные требования к выбору видов покрытия.
В части элементов благоустройства План предлагает использование четырех видов покрытия дорожно-тропиночной сети:
бетонные плиты для тротуарных дорожек набережной;
прессованный гравий для второстепенных дорожек в зеленых зонах от Морпорта до площади Драмтеатра;
гранитная плитка для главной прогулочной дорожки, прилегающей к береговой полосе;
деревянный настил песчаного пляжа - вся береговая полоса от пристани и «Брехаловки» до Памятника Махаджирам.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА (ДРЕНАЖ)
Для улучшения дренажной системы рекомендуется использовать современное ландшафтное инженерно-дренажное решение и фильтры Bioswales, которые успешно решают четыре функции управления ливневыми стоками: сбор, транспортировка, фильтрация и инфильтрация.
Ландшафтное освещение
Каждая область Набережной отражает различную потребность в освещении. Чтобы сохранить дух прошлого, было решено оставить освещение вдоль главной улицы Набережной и дополнить его новыми видами освещения - светодиодным и прожекторным.
Это видимый, четкий и узнаваемый уровень освещения - дизайнерский знак, который интегрируется с архитектурой и ландшафтом и одновременно направляет посетителя к определенным местам.
ГЛАВНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ СТРАТЕГИЯ
В проекте предлагается следовать трем обязательным условиям при проектировании озеленения набережной:
максимальное сохранение существующих насаждений, обладающих высокой дендрологической ценностью;
использование ряда деревьев и кустарников, адаптированных к климатическим условиям и антропогенному воздействию, сочетающихся с имеющимися насаждениями;
индивидуализация променада путем обогащения ландшафта декоративными растениями, эффектными в течение сезона, с добавлением видов, цветущих в течение всего года.
Использование регулярной и аккуратной схемы насаждений является основным подходом, выбранным в концепции. Новый план озеленения придаст зеленой зоне набережной цветущий вид в течение всех сезонов.
Основные задачи озеленения
защита древесных и кустарниковых экземпляров растений, естественных для данной области;
удаление инвазивных видов растений;
увеличение природных мест с широкими теневыми участками для отдыха людей в течение лета.
МАСТЕРПЛАН
Для воссоздания сильной линии, которая может защищать от соленых ветров, проектом предлагается восполнить промежутки вдоль променада растениями из семейства Nerium oleander.
Для новых посадок предлагается множество цветущих деревьев и кустарников, которые заполняют набережную цветами в течение всего года. Также издалека высокие деревья подчеркнут ядро парка набережной. В зоне тихого отдыха проектируются невысокие деревья и цветы в качестве почвопокровного слоя. Деревья создадут укромные пространства с небольшими дорожками, по которым люди смогут гулять днем и ночью. Главная площадь у Колоннады, дополненная новыми элементами ландшафтного озеленения, станет местом для концертов, культурных мероприятий и любителей шахмат.
Природную зону предлагается засадить солеустойчивыми деревьями для того, чтобы летом они формировали тень, и чтобы место было комфортным для отдыха и осенью, и зимой.
Травянистые виды будут использоваться для покрытия песчаной̆ почвы и защиты ее от волн.
Подробнее см.:
http://chp-apsny.org/upload/iblock/f2b/Sukhum_zachem-nuzhna-rekonstruktsiya-naberezhnoy.pdf
Источник: http://abkhazinform.com/
Количество просмотров: 8398