Франчайзинг и перспективы его внедрения в абхазскую экономику для поддержки малого и среднего предпринимательства и повышения ее инвестиционной привлекательности

Франчайзинг и перспективы его внедрения в абхазскую экономику для поддержки малого и среднего предпринимательства и повышения ее инвестиционной привлекательности 08.07.2019 16:05

Леон Кварчия

В ряду   проблем, остро стоящих перед начинающими и действующими предпринимателями Абхазии и серьезно затрудняющих их деятельность, стоит отсутствие необходимых навыков, опыта, квалификации, необходимых связей и современных технологий для развития и повышения эффективности своего бизнеса в условиях неблагоприятной экономической ситуации. Кроме того, это сказывается на качестве предоставляемых услуг и производимой продукции, на большую часть которых влияет фактор сезонности, а отдыхающие имеют возможность сравнивать их с зарубежными аналогами не всегда в лучшую сторону.
    
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание центра поддержки предпринимательства при поддержке республиканских отраслевых органов власти, где в первую очередь представителей малого и среднего предпринимательства на безвозмездной основе могли бы обучать основам менеджмента, маркетинга, налоговой системы, нормативно-правовой базы, бухгалтерского учета; оказывать консультационную, информационную, организационную и правовую поддержку. Подобного полноценного института развития, к сожалению, еще не создано, хотя отдельные попытки оказывать предпринимателям помощь различного рода со стороны государства все же предпринимались. А как показывает практика взаимодействия с большим числом предпринимателей, у многих из них возникают объективные сложности при подготовке необходимого пакета документов для получения доступа к заемным источникам финансирования и эффективной организации бизнес-процессов.
    
Наряду с иными усилиями в указанном направлении, как представляется, имеет смысл сосредоточить усилия и государства, и предпринимательского сообщества на таком инструменте, как франчайзинг, который значительно сокращает риски начинающих предпринимателей и аккумулирует в себе необходимый объем знаний, умений и современных технологий для организаций собственного бизнеса.
    
В современном мире франчайзинг приобретает все большую популярность как способ масштабирования успешно развивающегося бизнеса с одной стороны, и получения доступа начинающих предпринимателей к проверенным, эффективно работающим бизнес-моделям,  с другой стороны. К примеру, в Российской Федерации, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга в период с 2009 г. по 2017 г. произошел рост числа франчайзинговых брендов с 370 до 1 300, а рост числа франчайзинговых объектов произошел с 18 500 до 55 000. Доля франчайзинговых компаний в ВВП России достигает 3%, при этом среднеевропейский уровень составляет 10-15%, и на текущий момент Россия является одним из лидеров по темпам развития франчайзинга. Странами-лидерами по количеству наличия франчайзинговых предприятий являются США, Китай и Австралия в порядке убывания. В структуре франчайзинга в России, как и в целом в экономике, по данным ТПП РФ, преобладает розничная торговля с долей в 46%, затем следует сфера общественного питания – 22%, далее – бытовое обслуживание -11%, затем –путешествия, спорт, развлечения – 7% и все остальные направления бизнеса, в основном в сфере услуг. При этом необходимо отметить, что согласно имеющейся усредненной мировой статистике из вновь созданных предприятий около 85% терпят неудачу в первые 5 лет своей деятельности, а среди предприятий, созданных в соответствии со схемой франчайзинга – лишь около 14%. Таким образом, данный механизм не может не вызывать интереса со стороны всех существующих игроков в абхазской экономике, включая органы государственной власти, в особенности учитывая тесную взаимосвязь абхазской и российской экономик.
    
Несмотря на то, что структура абхазской и российской экономики сильно разнятся, с учетом того, что достаточно большой удельный вес и в первом и во втором случае занимают сфера торговли и услуг, а именно в этих отраслях сосредоточено максимальное количество франчайзинговых предприятий, можно предположить, что данный механизм при условии определенной адаптации к местным условиям ведения бизнеса будет пользоваться спросом и среди абхазских предпринимателей. В условиях, когда у многих предпринимателей нет соответствующего образования, базовых навыков ведения бизнеса, налаженных хозяйственных связей франчайзинг может стать одной из базовых опций для создания или расширения своего бизнеса даже для тех, кто бизнесом никогда  не занимался.
    
В настоящий момент данный механизм практически неизвестен в Абхазии, в то же время он представляет практический интерес не только для самих предпринимателей, но и для органов исполнительной власти, определяющих макроэкономическую политику в стране. Как известно, франчайзинговые схемы предусматривают максимальную регламентацию взаимоотношений франчайзера и франчайзи на всех этапах организации нового предприятия, в том числе и в части передачи готовых технологий, бизнес-модели, обучения персонала, маркетинговой, логистической поддержки, ведения бухгалтерской, управленческой отчетности и т.д.  Таким образом, государство в лице франчайзи получает абсолютно прозрачный бизнес, соответствующий всем современным техническим, технологическим требованиям, требованиям безопасности, с максимально предсказуемым стилем ведения предпринимательской деятельности, созданием новых рабочих мест, уплатой всех видов налогов и иных обязательных платежей. Дополнительно стоит отметить, что франчайзинговые схемы станут одним из крупных каналов внедрения инноваций в задействованных отраслях. Совершенно очевидно, что это именно то, что сегодня жизненно необходимо абхазской экономике и предпринимательскому сообществу. Особенно актуальным это становится, ввиду того, что за истекший трехлетний период созданных новых предприятий буквально единицы, а в ряде отраслей наблюдается и снижение количества действующих предприятий.
    
Безусловно, для создания системы франчайзинга необходимо встречное движение со стороны государства и  предпринимательского сообщества. Первое, с чего необходимо начать – это создание нормативно-правовой базы, максимально гармонизированной с практикой действующих франчайзинговых схем в Российской Федерации для прозрачного и эффективного функционирования франчайзинговых соглашений на территории Абхазии. Для этого необходимо разработать и принять закон «О франчайзинге» в Республике Абхазия и необходимые подзаконные акты. Проект подобного закона в стране уже имеется, однако по неясным причинам не утвержден и не принят.
Далее отраслевыми ведомствами совместно с представителями общественных объединений предпринимателей необходимо провести ряд круглых столов, семинаров и форумов  с приглашением на них наиболее успешных франчайзеров из Российской Федерации с целью знакомства широких предпринимательских кругов и общественности с новым для Абхазии инструментом организации предпринимательской деятельности, разъяснения его преимуществ, недостатков, особенностей и наработанного опыта. Подобные мероприятия позволят и российским франчайзерам познакомиться с особеннностями абхазского рынка и предпринимательского сообщества и в дальнейшем начать работу по адаптации своих франчайзинговых схем под особенности абхазского рынка, так как типовые схемы, уместные для российского рынка, на абхазском, скорее всего, будут малоэффективны.
    
На следующем этапе необходимо на базе одного из общественных объединений предпринимателей создать постоянно действующую группу по развитию франчайзинга в Абхазии с участием представителей отраслевого органа исполнительной власти, которая могла бы на регулярной основе работать над популяризацией данного механизма на территории Абхазии, проводить просветительскую работу, работать над совершенствованием нормативно-правовой базы, привлекать на территорию Абхазии новых франчайзеров первоначально из Российской Федерации, а в дальнейшем и из дальнего зарубежья. Отдельно имеет смысл выделить необходимость проведения тематической выставки российских франчайзеров на территории Республики Абхазия, для того чтобы создать возможность налаживания контактов с абхазскими предпринимателями и знакомства широких слоев населения с указанным механизмом развития.
    
Отдельным этапом является мониторинг созданных франчайзинговых схем со стороны созданной рабочей группы, регулярные встречи с их участниками с целью выявления возникающих трудностей, слабых мест и несовершенств для их оперативного устранения. Разносторонняя поддержка со стороны рабочей группы вновь созданным франчайзинговым предприятиям будет являться одним из факторов повышения привлекательности франчайзинга в Абхазии.
    
В то же время у нескольких предпринимателей в Абхазии уже есть опыт ведения бизнеса в рамках франчайзинга и  по результатам изучения этого опыта можно заключить следующее:

•  Опыт ведения бизнеса в рамках франчайзинга для абхазских предпринимателей в целом представляет большой интерес;
•  Возможность получения готовой бизнес-модели и регулярного сопровождения всех бизнес-процессов является неоспоримым преимуществом;
•  Клиенты и заказчики таких предпринимателей высоко оценивают качество оказываемых ими услуг или производимой продукции;
•  На текущем этапе продукция или услуги в рамках франчайзинговой схемы зачастую рассматривается абхазскими потребителями как премиальная;
•  Существуют достаточно серьезные разногласия касательно специфики ведения бизнеса в Абхазии между абхазскими франчайзи и российскими франчайзерами, так как франчайзеры используют шаблонные модели, апробированные в российских регионах без учета абхазской специфики, что, безусловно, влияет на финансовую модель проекта;
• Абхазские предприниматели на текущем этапе сложно воспринимают необходимость детальной регламентации всех бизнес-процессов со стороны франчайзера при франчайзинге, что обусловлено в целом их низкой информированностью о сути самого механизма и его новизной для Абхазии;
•  Существуют правовые пробелы во взаимодействии абхазских франчайзи и российских франчайзеров;
•  Существуют определенные опасения со стороны российских франчайзеров касательно условий работы в Абхазии, обусловленные недостатком объективной информации и наличием большого числа негативных информационных вбросов о предпринимательском климате в республике;
•  Существует определенные ограничения маржинальности франчайзинговых схем в Абхазии, обусловленные ограниченностью платежеспособного внутреннего спроса, что, в свою очередь, наталкивает на вывод об организации экспортоориентированных франчайзинговых схем, преимуществом которых станет существенное снижение издержек производства за счет размещения его на территории Абхазии, но при этом под широко известным на территории России брендом.

Как уже отмечалось выше,  с учетом структуры абхазской экономики, в которой преобладают сфера торговли и услуг, акцент в части внедрения и развития франчайзинговых схем первоначально необходимо делать именно в данных отраслях, для того чтобы избежать большого количества ошибок и сложностей. К примеру, с учетом наличия определенного спроса среди населения и потребительских предпочтений залог для успеха в настоящий момент есть у широко известных франшиз  в сфере общественного питания (Sushi Love, Папа Джонс, Му Му, Coffee Like, Блинница и т.д.), розничной торговли продуктами питания и товарами широкого потребления (Фасоль, Tom Tailor, Пятерочка и т.д.), бытовых, образовательных и медицинских услуг (Dandy Barbershop, Грузовичкоф, 1С: Бухобслуживание, Крошка.ру, Открытая клиника, Академия слуха и т.д.).

Государственная поддержка развития франчайзинга должна заключаться, помимо прочего, в разработке и внедрении льготных схем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, решивших основать предприятие в рамках фрачайзинговой схемы. В данном случае речь идет о субсидировании процентной ставки по кредиту, предоставляемому для реализации франчайзингового бизнес-проекта. Представляется, что должно быть отдельное направление в республиканской программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, которое предусматривает субсидирование именно данных проектов. Дело в том, что и с точки зрения государства, и с точки зрения банковского сообщества подобные проекты должны быть максимально результативными и эффективными, так как инициатору проекта со стороны франчайзера предоставлется готовая, апробированная бизнес-модель, максимально адаптированная к абхазским реалиям ведения бизнеса. Таким образом, существенно снижаются риски его неблагополучного исхода из-за непрофессионализма или недоработки каких-либо его элементов . Задачей отраслевого органа исполнительной власти в данном случае, помимо прочего, будет разъяснительная работа с банковским сообществом о самой сути и особенностях функционирования данного механизма с целью осознания ими его коммерческой выгоды. Для предпринимателей же государственная поддержка в виде субсидирования процентной ставки по кредиту будет, возможно, одним из основных стимулов для того, чтобы попробовать свои силы в рамках франчайзингового проекта. Таким образом, предполагается, что выиграют все участники данного взаимодействия, в том числе и потребитель, который на выходе получит качественную услугу или товар, отвечающих всем современным требованиям.
    
Отдельно стоит отметить внедрение и распространение франчайзингового механизма в Абхазии как инструмента повышения ее инвестиционной привлекательности. Сам по себе франчайзинг представляет собой инструмент привлечения инвестиций и в случае успеха в деле привлечения крупных российских франшиз (в дальнейшем и франшиз из дальнего зарубежья) на территорию Республики Абхазия, это будет служить дополнительным стимулом для малого и среднего российского бизнеса для инициирования бизнес-проектов в республике, так как в этом случае они получат определенную возможность для снижения своих рисков. А дополнительная целевая поддержка со стороны государства, как правовая, так и финансовая, организационная и консультационная, только усилит положительный эффект.  Дополнительно, сам факт функционирования на территории Абхазии франчайзинговых предприятий по российским франшизам будет служить ориентиром для крупных российских инвесторов для возможности инвестирования и в другие перспективные отрасли абхазской экономики с учетом существующего в стране достаточно лояльного инвестиционного и налогового законодательства.
    
В целом, необходимо заключить, что внедрение механизма франчайзинга в экономику Абхазии может послужить еще одним импульсом для поступательного движения в ряде отраслей даже в текущей непростой макроэкономической ситуации. Несмотря на то, что проблемы в экономике в текущий момент обусловлены целым комплексом факторов более высокого порядка, отсутствие у предпринимателей апробированных бизнес-проектов с высокой эффективностью, а также отсутствие соответствующих знаний, навыков и современных технологий для их реализации играют не самую последнюю роль. Особенно важным это становится в условиях хронического дефицита инвестиций и источников их финансирования, когда преимуществом пользуются наиболее эффективные, прозрачные, проверенные и конкурентоспособные проекты. В то же время франчайзинговые схемы предоставят готовые решения по многим вопросам, на решения которых абхазским предпринимателям пришлось бы отвлекать значительное количество временных, трудовых и финансовых ресурсов. Для международного предпринимательского сообщества появление и распространение механизма франчайзинга будет служить свидетельством того, что условия ведения бизнеса в Абхазии поднялись на одну ступеньку выше, и в стране появился еще один всемирно апробированный инструмент ведения бизнеса, что безусловно скажется на инвестиционной привлекательности страны в лучшую сторону. Поэтому видную роль в становлении этого процесса должно играть государство, как один из основных организаторов, в части обеспечения необходимого современного правового поля и координации работы различных государственных и общественных институтов развития с целью внедрения и популяризации механизма франчайзинга в абхазскую экономику.

Кварчия Л.Г.,
ведущий научный сотрудник Института экономики и права Академии наук Республики Абхазия, к.т.н.

Опубликовано в журнале «Актуальные проблемы и перспективы развития современной науки» ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Ставропольский филиал

Размещено: Apsny Online
Количество просмотров: 139

Возврат к списку

Наверх