Финансово-экономические инструменты стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия
Неблагоприятная макроэкономическая ситуация, перманентная нехватка бюджетных средств на восстановление, модернизацию и реконструкцию транспортной и инженерной инфраструктуры и создание точек роста в экономике, спад инвестиционной активности в Республике Абхазия на текущий момент в очередной раз обострил вопрос разработки и внедрения действенных механизмов стимулирования предпринимательской активности в существующих условиях.
При этом необходимо отметить, что слабая развитость финансовых институтов и кредитно-финансовой системы в целом вкупе с отсутствием значимой залоговой базы и несовершенством судебной системы являются одними самых существенных препятствий для стимулирования предпринимательской активности и расширенного воспроизводства. Такое положение дел стало благоприятной средой для структурных сдвигов в экономике страны в сторону торгово-посреднических услуг, что по понятным причинам не может служить заделом для создания высокой добавленной стоимости и, следовательно, поступательного развития экономики страны.
При этом, как известно, абхазская экономика максимально интегрирована в российскую, страна находится в рублевой зоне и естественным образом все процессы, в том числе и негативные, имеющие место в российской экономике, зеркальным образом отражаются и на абхазской с соответствующим временным лагом. И если российская экономика медленно, но оправляется от рецессии и по итогам 2017 года показала рост 1,5%, то абхазская все еще находится в состоянии рецессии. Так, за период с 2014 по 2017 гг. количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 11%. В таких условиях остро встает вопрос разработки комплекса действенных механизмов стимулирования предпринимательской деятельности, которые в совокупности, взаимно дополняя и усиливая друг друга, создадут импульс для активизации прежде всего малых и средних предприятий в сфере производства, в том числе агропромышленных, и курортно-туристического комплекса страны.
В схожих или аналогичных условиях в разных странах эффективно применяется широкий набор инструментов макроэкономического стимулирования, таких как особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки, агропарки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки и развития предпринимательства, инвестиционные агентства и корпорации развития, инвестиционные и залоговые фонды с государственным участием, специнвестконтракты, различного рода субсидии, льготные лизинговые схемы, льготное кредитование и т.д. Каждый из вышеперечисленных инструментов в большей или меньшей степени применим к реалиям экономики Абхазии, однако все же есть те из них, которые смогут дать максимальный эффект в краткосрочном периоде. Одним из таких механизмов является создание Агентства кредитных гарантий Республики Абхазия.
Создание агентства имеет в текущей ситуации в экономике первостепенное значение, поскольку одним из существенных факторов, сдерживающих поступательное экономическое развитие, является дефицит денежного предложения, обусловленный в том числе нежеланием банков кредитовать субъекты МСП или кредитование их по очень высоким процентным ставкам из-за высоких рисков. На текущий момент средневзвешенная процентная ставка для хозяйствующих субъектов составляет 22%, что является крайне обременительным для большинства представителей малого и среднего бизнеса. При этом необходимо отметить, что даже по таким ставкам получить кредит достаточно сложно. Основной целью и смыслом создания указанного института развития является предоставление гарантий с государственным участием субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитам, предоставляемым им в кредитно-финансовых организациях республики на проекты в приоритетных отраслях экономики, которые определяются соответствующей стратегией социально-экономического развития страны. Данный институт позволит определенным образом нивелировать отсутствие качественной залоговой базы у большинства предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, что препятствует их доступу к и без того ограниченным кредитным ресурсам в стране.
Дополнительно стоит отметить, что создание агентства полностью соответствует одной из основных задач государственной денежно-кредитной политики Республики Абхазия на 2018 г., которая звучит как «повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства».
Представляется, что уставный капитал создаваемого агентства должен формироваться в пропорции 60/40 государством в лице профильного министерства либо Национального банка Республики Абхазия и кредитно-финансовых организаций, изъявивших желание участвовать в проекте и кредитовать реальный сектор экономики. Здесь необходимо отметить, что наличие средств самих банков необходимо для улучшения качества выдаваемых кредитов, снижения рисков безответственного отношения при рассмотрении кредитной заявки и повышения заинтересованности банков в успешной реализации проекта. Кроме того, подобный подход максимально соответствует существующей в странах ЕС практике функционирования гарантийных обществ, когда обязательным условием является совместное распределение рисков между гарантийным обществом и банком-кредитором. Дополнительно в рамках подобной системы возможно делегирование ряда управленческих решений от агентства к банку-кредитору. Подобная форма сотрудничества будет представлять собой один из пилотных проектов государственно-частного партнерства в Республике Абхазия. Само же агентство с учетом данных обстоятельств должно иметь форму открытого акционерного общества.
Первоначальный уставный капитал агентства с учетом сложностей в финансовой системе страны, а также пилотного характера проекта и, соответственно, высоких рисков может составить до 90 млн. руб. с расчетом на то, чтобы обеспечить гарантиями около 30 пилотных проектов, прошедших конкурсный отбор во всех регионах страны.
Участие в проекте позволит многим банкам улучшить структуру своих активных операций, повысить в ней долю кредитов реальному сектору экономики, снизить размер процентной ставки и увеличить доступность заемных средств. В то же время стоит отметить, что в среде финансистов в Абхазии пока не существует консолидированного мнения относительно необходимости создания данного института. В целом идея поддерживается, но разногласия кроются в механизме его функционирования, необходимости участия в нем банков и размера их долевого участия. Первоначальный замысел состоит в том, чтобы долевое участие находилось в прямой корреляции со среднегодовым объемом выдаваемых кредитов за последние три года, однако выражаются опасения, что какие-то банки по различным обстоятельствам не смогут формировать качественный кредитный портфель, за негативные последствия которого придется расплачиваться из общего кошелька. Дополнительно стоит отметить, что гарантия должны выдаваться не на всю сумму выдаваемого кредита, а на сумму, составляющую до 70% от него, с тем чтобы стимулировать банки обеспечивать качество выдаваемых кредитов. Таким образом, несомненно, вопрос требует детального и многократного обсуждения с банковским сообществом для выработки взаимоприемлемого для всех сторон решения.
На текущий момент в стране функционирует 10 банков, 3 из которых на протяжении последних в 2017 г зафиксировали убытки, в том числе и ОАО «Сберегательный банк РА». Оставшиеся банки показывали незначительный уровень прибыли с общим уровнем рентабельности, не превышающим 4,4%, что, безусловно, является крайне низким показателем. В целом, доходы банковской системы Республики Абхазия уменьшились в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 4,7%. В качестве одной из причин подобного положения дел можно отметить как объем имеющихся кредитных портфелей банков, так и их качество. Общий объем выданных кредитов всеми банковскими организациями не превышает 40% в структуре активов абхазских банков, при этом объем убытков в 2017 г. вырос на 32% по сравнению с 2016 г. Необходимо также отметить высокую концентрацию выданных банковскими организациями кредитов в ОАО «Сберегательный банк». Таким образом, первичный анализ положения дел указывает на то, что создание Агентства кредитных гарантий соответствует интересам как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и банковского сообщества и, в конечном счете, государства.
Исходя из сложившейся структуры активов, представляется, что в первую очередь свои вклады в уставный капитал вновь образуемого института внесут те банки, которые более активно осуществляют кредитные операции: ООО КБ «Гарант-Банк», ООО КБ «Сухум-Банк», ООО КБ «Универсал-Банк», ООО КБ «Амра-Банк». В идеале участие в создании нового института должен принять и государственный системоообразующий банк ОАО «Сбербанк Абхазии», но так как на протяжении нескольких последних лет он стабильно фиксирует убытки и в настоящий момент находится в процессе финансового оздоровления, этот вопрос остается на усмотрение руководства Национального банка Республики Абхазия.
В совет директоров вновь создаваемого института помимо представителей вышеупомянутых банков целесообразно включить представителей общественных объединений предпринимателей, Министерства экономики Республики Абхазия и Национального Банка Республики Абхазия с целью максимальной скоординированности решений по функционированию данного института развития и выработки стратегии и механизма отбора проектов, претендующих на участие в системе получения гарантий. Предполагается, что подобный подход позволит обеспечить максимальное качество кредитного портфеля, обеспеченного гарантиями вновь создаваемого института и повысит его эффективность.
С учетом существующей структуры экономики страны, в которой преобладают торгово-посреднические услуги (1-е место в структуре ВВП -25% по итогам 2017 г.) и утвержденной Стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г. стратегией гарантийного обеспечения выдаваемых кредитов должен быть предусмотрен исключительный акцент на сферу промышленного производства и туризм. Представляется также, что Советом директоров будет предусмотрен предельный лимит предоставляемого гарантийного обеспечения в абсолютном выражении на первоначальном этапе с постепенным его увеличением в процессе апробирования нового для экономики механизма и устранения неизбежно возникающих недостатков и ошибок. На первоначальном этапе с учетом чаще всего запрашиваемых в финансово-кредитных учреждениях страны займов на развитие или создание малого и среднего бизнеса это может быть сумма в среднем в размере 3 млн. руб. К примеру, в странах ЕС средний размер гарантии при кредитовании субъектов МСП составляет 25 000-200 000 Евро. Срок предоставления гарантии не должен превышать 5 лет на первоначальном этапе функционирования Агентства.
Следует также уделить внимание такому аспекту предоставления гарантий, как выбор между предоставлением гарантии уже действующему предприятию в приоритетной сфере с целью предоставления ему возможности для расширения или выхода на новые рынки, или на создание нового. У каждого из подходов есть свои преимущества и недостатки, но во втором случае экономика гарантированно получает новые рабочие места, однако уровень риска намного выше. Таким образом, данный аспект остается на усмотрение Совета директоров и той методики отбора проектов, которую он разработает.
Кроме того, при утверждении методики отбора проектов с учетом предполагаемого наплыва заявок на предоставление гарантий представляется целесообразным установить конкурсный отбор поступающих заявок с утверждением соответствующего Положения о конкурсном отборе. Основными критериями для отбора проекта, имеющего право на использование механизма гарантий необходимо установить следующие:
• Срок окупаемости проекта;
• Наличие гарантированного рынка сбыта предполагаемой к выпуску продукции;
• Экспортные перспективы предполагаемой к выпуску продукции;
• Отсутствие просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, а также перед ресурсопоставляющими организациями;
• Количество создаваемых рабочих мест;
• Предполагаемые налоговые и прочие отчисления в бюджеты разных уровней;
• Положительная деловая репутация и опыт соискателя, наличие в штате опытного и квалифицированного персонала.
Дополнительно могут быть предусмотрены и иные необходимые критерии.
При создании самого механизма предоставления гарантии на первоначальном этапе с учетом существующих недостатков финансового рынка в Абхазии, все еще высоких рисков различного характера при предоставлении заемных средств целесообразно полностью отказаться от предоставления бланковых гарантий, т.е. не обеспеченных соответствующим залоговым активом в виде объекта недвижимости. Таким образом, потенциальным принципалам необходимо будет в любом случае предоставить залоговое обеспечение на получаемый кредит, а гарантия агентства послужит дополнительным обеспечением, которое снижает риски бенефециара и, соответственно, уменьшает процентную ставку, делая кредиты более доступными для субъектов малого и среднего предпринимательства. В дальнейшем по мере формирования пула добросовестных заемщиков с целью повышения доступности кредитных ресурсов и повышения эффективности агентства возможно будет предоставлять и бланковые гарантии с определенным лимитом первоклассным заемщикам с целью наполнения смыслом самой идеи создания Агентства в фазе понижения экономического цикла.
Имеет смысл также по мере наработки соответствующего опыта рассмотреть возможность разработки и реализации программы финансовой реструктуризации для субъектов МСП, имеющих жизнеспособную бизнес-модель в приоритетных отраслях экономики, но по тем или иным причинам попавшим в сложную финансовую ситуацию. В рамках подобной программы по результатам жесткого отбора таким предпринимателям может быть предоставлена гарантия под реструктуризируемые долговые обязательства с целью их оздоровления и вывода на траекторию роста.
По результатам анализа опыта деятельности зарубежных гарантийных обществ отдельно необходимо отметить возможность предоставления ими ряда дополнительных услуг, например, консультационных или сотрудничество с рядом специализированных поставщиков услуг. Данный подход также представляет большой интерес с учетом специфики абхазской бизнес-среды, когда большому числу предпринимателей могут потребоваться профессиональные консультации по широкому спектру вопросов еще на стадии проработки проекта, доступ к которым при прочих условиях для него затруднен или неоправданно дорог. С учетом наличия в составе Совета директоров представителей различных профильных ведомств и профессиональных сообществ предпринимателей обеспечить возможность предоставления таких консультаций в качестве дополнительной услуги за умеренную плату представляется вполне реальным.
С целью регулярной докапитализации Агентства Совету директоров целесообразно определить периодичность и размер отчислений в процентном выражении от общей суммы выданных банками-участниками за период кредитов в уставный капитал агентства. Таким образом будет достигнут последовательный, постепенный рост как масштабов деятельности Агентства, так и предельного размера кредитов, под которые выдаются гарантии.
Таким образом, несмотря на то, что наиболее отчетливо роль Агентства кредитных гарантий проявляется в условиях понижательной фазы экономического цикла и отсутствия соответствующего залогового обеспечения у субъектов МСП, его значение не менее актуально в ситуации наличия залогового обеспечения, но при этом сложностей в определении кредитоспособности заемщика, что затрудняет финансирование проектов в реальном секторе экономике и является наиболее распространенной проблемой среди предпринимателей в Абхазии. Роль гарантий Агентства под реализацию проектов в приоритетных сферах экономики в регионах Абхазии с ярко выраженными диспропорциями экономического развития, таких как Очамчырский, Ткуарчалский и Галский, сложно переоценить, так как это один из немногих шансов для создания дополнительных рабочих мест и активизации предпринимательской активности в этих регионах.
В целом, предоставляемые Агентством гарантии будут служить инструментом компенсации имеющихся у предприятия недостатков и слабых сторон и обеспечения предприятий доступа к кредитным ресурсам на максимально благоприятных условиях. А само создание подобного института развития давно востребовано в абхазской экономике как инструмента стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и снижения рисков кредитования в приоритетных сферах экономики. Стоит также отметить, что по анализу европейского опыта гарантийный механизм, тем более в вышеизложенном формате, не только обеспечивает возможность для устойчивого развития субъектов МСП, но и в целом повышает эффективность функционирования банковской системы, что в условиях абхазской экономики является крайне важным фактором.
Кварчия Л.Г.,
Ведущий научный сотрудник Института экономики и права Академии наук Республики Абхазия, к.т.н.
Количество просмотров: 2616