ОЛЕГ ДАМЕНИА: «ПОЛИТИЧЕСКИ МЫ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ, НО СОЦИАЛЬНО - ЕЩЕ НЕТ»
Сухум. 29 ноября 2018 г. Абхазия-Информ. Без Государственной целевой программы развития современной Абхазии рассчитывать на успех в выходе из кризиса и безопасное, стабильное существование страны не приходится, считает руководитель Центра стратегических исследований при Президенте РА, кандидат философских наук Олег Дамениа.
Выступая 23 ноября на круглом столе по теме «Абхазия: кризис и пути выхода из него», организованном Центром стратегических исследований при Президенте РА и Центром «Мир без насилия» им. Зураба Ачба, Дамениа обозначил ряд первоочередных задач, требующих решения для выхода из кризиса, в котором находится Абхазия. Одна из них - это реформирование системы власти и управления.
«Реформирование системы власти и управления - это не самоцель, а средство, целью которого является обеспечение безопасного и стабильного социально-экономического развития общества. Очевидно, что такое развитие общества возможно лишь при эффективном управлении. Само эффективное управление возможно при наличии у него апробированного целевого плана действия соответствующего стратегическим интересам общества - Государственной программы развития», - отметил докладчик.
Причем при реформировании системы власти и управления речь должна идти не только об организационном совершенствовании самой системы, но и о рациональном, оптимальном использовании интеллектуального потенциала человека в ее функционировании», - считает Дамениа.
Он придает большое значение вопросам планирования социального развития.
«Раньше, в советское время. нам не приходилось планировать свое национальное развитие. Этим занимался, как известно, Госплан СССР. Теперь, в силу изменившихся обстоятельств, нам самим приходится целенаправленно формировать свое не только политическое, но и социальное будущее. Политически мы определились, но социально - еще нет», -0 заявил философ.
***
ОЛЕГ ДАМЕНИА
О ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В АБХАЗИИ И ЕЕ ОЦЕНКЕ
Уже не один десяток лет мы с вами живем в обществе, испытывающем серьезное социальное недомогание. Его способности поддерживать свое существование и воспроизводить себя продолжают снижаться. В жизни людей наблюдается острый дефицит ресурсов, особенно духовных, резкое имущественное расслоение, снижение интеллектуального потенциала, неопределенность стратегической цели и ценностных ориентаций. Ценой больших потерь и разрушений они защитили себя от внешней (грузинской) угрозы, создали суверенную национальную государственность, которая уже частично признана, но в каком обществе им предстоит жить они пока не знают. После таких исторических завоеваний их жизнь не стала, как им хотелось и ожидалось, более благополучной и обустроенной. Больше всего их беспокоит неупорядоченность социальной жизни, правовой нигилизм, коррупция, организованная преступность, наркозависимость, незащищенность человека, безработица и другие аномальные явления, которые поддерживают довольно высокий уровень социальной напряженности в обществе.
Все эти явления, подчеркнем еще раз, хорошо наблюдаемы. Научно объяснить их можно лишь через глобальный кризис, разразившийся на рубеже веков в мире, в особенности, на постсоветском пространстве. Он разрушил, как известно, тот мировой порядок, который обеспечивал международную безопасность. Следствием этого кризиса стал распад СССР, различные региональные войны и другие разрушительные процессы, свидетелями, а порой участниками которых, мы сегодня являемся.
Кризис не обошел стороной и Абхазию. Война, блокада и другие социально-политические потрясения, которым мы подверглись в последние десятилетия, представляют собой следствие кризиса. Он здесь разрушал не только советский уклад жизни, политическую и экономическую инфраструктуру, но и социальные, в том числе духовные, ценностные устои нашего общества. Разрушая общество изнутри, он тем самым угрожает нашему национальному существованию. Кризис, таким образом, деформирует общество, стало быть, и его базовую личность, которая, будучи в процессе деформации, утрачивает свою этносоциальную идентичность, меняется ее самосознание, ее отношение к себе и другим, что нетрудно заметить сегодня в нашей жизни.
Кризис, как видно, несет в себе большой разрушительный потенциал. Если не предпринять адекватных мер, он может разрушить общество окончательно. Таких случаев в истории человечества было немало, когда целые народы, страны, даже цивилизации, не найдя выхода из кризиса, исчезали. Перед такой угрозой оказались сегодня многие народы и страны не только на постсоветском пространстве, в том числе и мы.
Есть ли выход из кризиса или мы обречены? При всей серьезности ситуации, создаваемой кризисом, выход из него все же имеется. Однако ж это не означает, что от кризиса можно избавиться. Кризис - закономерное явление развития вообще. Но он несет не одни только разрушения. Он несет также и созидательный потенциал. Кризис заставляет человека развивать себя, свой креативный потенциал, свои социальные способности выживать в экстремальных условиях, создаваемых им (кризисом). Он резко меняет условия жизни, при которых человек не может поддерживать своё существование старым, привычным способом. Ему приходится создавать, изобретать новые адаптационные механизмы жизнеобеспечения. Тем самым, кризис заставляет человека, подчеркнем еще раз, развивать свои навыки и умения, свои способности и интеллектуальный потенциал и вовлекает его в живой процесс социального созидания. Именно такова перспектива выхода из той ситуации, которую создает кризис.
Стало быть, кризис не обрекает общество на распад: он заставляет его переходить к новой технологии жизнеобеспечения. При этом требуется от общества ускоренный переход к новой технологии жизнеобеспечения. Требуется здесь также структурная реорганизация общества, большая организованность, собранность, мобилизованность и целеустремленность. В экстремальных условиях кризиса никто не гарантирован на успех; на успех может рассчитывать лишь более изобретательный, предприимчивый, жизнеспособный. Такая конкурентная борьба между людьми и обществами за выживание, разумеется, представляет сложный, трудный и болезненный процесс, но она альтернативы не имеет.
К сожалению, ситуация, в которой мы сегодня находимся, какие угрозы и перспективы она таит в себе, не стали еще достоянием общественного сознания, рационально не осмыслены даже элитной частью общества, что осложняет поиск ответов на вызовы кризиса. Между тем. такая мыслительная работа сегодня остро востребована.
Сказанное выше дает основание считать, что кризис не ставит нас в безвыходную ситуацию. О том, что она не безысходна, свидетельствует опыт многих стран, которые, будучи в условиях кризиса, развиваются довольно успешно. Впрочем, не об этом ли говорит и наш национальный опыт? Абхазия не раз (в середине Х1Х в., начале, первой половине и конце ХХ в.) оказывалась в кризисе, но каждый раз выходила из него. Почему бы не использовать этот опыт сегодня?
Возвращаясь к теме, хотелось бы еще раз подчеркнуть: кризис не только заставляет, вынуждает человека менять привычные правила игры, но и учит его новой социальной практике, как бы подсказывает ему, что и как делать в новых условиях. Важно здесь только понимать природу кризиса, отслеживать характер и направление развития происходящих социальных процессов.
В наших условиях кризис ставит перед нами ряд первоочередных задач. Главными из них являются:
Первое. Реформирование системы власти и управления. Более подробно об это речь пойдет в следующем выступлении. Со своей стороны, я хотел бы отметить лишь следующее: о важности и необходимости реформирования системы власти и управления говорилось уже немало, особенно, во время предвыборных кампаний. Откликаясь на актуальность этой темы, в недавнем прошлом по инициативе молодых юристов были разработаны предложения и переданы ныне действующей власти, однако они так и остались без реагирования. Система, сложившаяся в этой сфере во время войны и блокады, так и не претерпела каких-либо заметных изменений, хотя в обществе такие изменения происходили и происходят.
Излишне, как мне представляется, говорить здесь о важности роли управления в жизни любого общества, в том числе и нашего, тем более в условиях кризиса. Достаточно в этой связи отметить, что государственное управление всегда играло ключевую роль в жизни общества. Это значит, что без инициативы сверху мы из кризиса не выберемся.
Хотелось бы также отметить и другое: при реформировании системы власти и управления речь может и должна идти не только об организационном совершенствовании самой системы, но и о рациональном, оптимальном использовании интеллектуального потенциала человека в ее функционировании. Даже самая совершенная система управления, как показывает мировая практика, не может эффективно функционировать без активного использования человеческого потенциала, как, впрочем, и наоборот.
В этой связи возникает острая надобность в совершенствовании как избирательной системы, так и создания нормативно-правового порядка, позволяющего осуществлять качественный отбор при формировании чиновничьего аппарата. Решающее значение здесь должно придаваться моральному отношению человека к государству и его профессиональным знаниям и умениям служить интересам общества.
Второе. Реформирование системы власти и управления - это не самоцель, а средство, целью которого является обеспечение безопасного и стабильного социально-экономического развития общества. Очевидно, что такое развитие общества возможно лишь при эффективном управлении. Само эффективное управление возможно при наличии у него апробированного целевого плана действия (Государственной программы развития), соответствующего стратегическим интересам общества.
По существу, речь здесь идет о планировании социального развития. Это совершенно новая для нас практика. Раньше, в советское время. нам не приходилось планировать свое национальное развитие. Этим занимался, как известно, Госплан СССР. Теперь, в силу изменившихся обстоятельств, нам самим приходится целенаправленно формировать свое не только политическое, но и социальное будущее. Политически мы определились, но социально - еще нет. Чтобы понять эту ситуацию, приведу один пример. Сегодня родители посылают своих детей в школу учиться, но чему они должны учиться и кем они должны стать в будущем, ни родители, ни мы не знаем. Не можем знать, поскольку ни Государственной программы развития образования, ни Закона об образовании еще нет. Такая ситуация наблюдается не только в этой отрасли.
Такая же картина наблюдается и в сфере планирования социального развития. Правда, исполнительная власть ежегодно составляет и принимает бюджет на один год, который утверждается Парламентом РА. Но он не может считаться планом развития. Он может считаться таковым лишь на основе Государственной программы развития на среднесрочную перспективу (3 - 5 лет), которой, увы, у нас нет.
В этой связи следует отметить: планирование социального развития состоит из трех уровней:
- краткосрочное планирование (1 - 3 года );
- среднесрочное планирование (3 - 5 лет);
- долгосрочное планирование (5 и более лет).
Причем, краткосрочное планирование производится на основе среднесрочного, а последнее - на основе долгосрочного. Лишь в единстве они могут быть реализованы и составлять единую Государственную программу развития общества. Благо, долгосрочная программа развития страны, а именно «Стратегия социально-экономического развития РА до 2025 г.», имеется, но она реализована быть не может из-за отсутствия среднесрочной программы.
Значение целостной и целевой Государственной программы развития современной Абхазии вряд ли возможно переоценить. Она могла бы служить ориентиром для общества, в частности, избирателя во время выборных кампаний, по ней можно было бы формировать систему власти и управления и оценивать эффективность ее деятельности. Без такой программы рассчитывать на успех в выходе из кризиса и выйти на путь безопасного и стабильного развития страны не приходится.
Источник: Абхазия -Информ
Количество просмотров: 1936