В Абхазии создан штаб по борьбе с мраморным клопом
президент Абхазии Рауль Хаджимба провел совещание с учеными, руководителями Минсельхоза и других структур, регионов республики о мерах по борьбе с мраморным клопом. На совещании им было, в частности, сообщено о создании республиканского штаба по борьбе с этим новым для Абхазии и грозным вредителем сельхозкультур. Штаб возглавил премьер-министр Беслан Барциц. Такие же штабы создаются и в районах.
Глобализация, как известно, несет с собой как позитивные, так и негативные моменты. Скажем, распространение сельхозвредителей в тех местах планеты, где им не противостоят их естественные биологические враги, не раз уже наносило аграрному сектору экономики и окружающей среде в целом огромный урон. И если, скажем, в конце прошлого века в Абхазии было очень много опасений в связи с распространением американской белой бабочки, то попавшая в наш регион во время строительства олимпийских объектов Сочи самшитовая огневка интенсивно взялась за уничтожение этой ценной породы дерева. Пришелец из Южной Америки – пальмовый долгоносик – в Гагрском районе принялся уничтожать пальмы. Но появившаяся в последние 3-4 года новая напасть – мраморный клоп – грозит самыми большими бедами. Он, что называется, всеяден; питается на молодых ветвях листьями и плодами. Наибольший вред причиняет семечковым, косточковым культурам, ягодным, в первую очередь винограду. Может вредить овощным и зерновым культурам. В прошлом сезоне, по данным из Википедии, Абхазия потеряла из-за него половину урожая мандаринов. Много потеряно и ореха-фундука.
Сперва в Абхазии называли его «по-народному» – клопом-вонючкой (из-за запаха, который он распространяет при его механическом уничтожении), но затем закрепилось научное название «мраморный клоп» – окраска его коричневая, но верхняя сторона тела и голова имеют чередующиеся темные и светлые пятна, что визуально создает мраморный рисунок. Основным врагом клопа является паразитическая оса, обитающая в рамках его естественного ареала в Китае и Японии, но, поскольку данный вид ос паразитирует на яйцах клопа, у него нет возможности распространяться вслед за вредителем на другие континенты. В начале XXI века мраморный клоп распространился в Северной и Южной Америке, Европе, Ближнем Востоке, где, ввиду отсутствия естественных врагов, его численность неконтролируемо растет.
Мало того, в Яндексе на днях появилась подборка из более чем двадцати сообщений СМИ о появлении или опасности появления коричнево-мраморного клопа, как его еще называют, в самых разных регионах Российской Федерации, вплоть до Заполярья. Ну, и «убил», конечно, заголовок одной из информаций – «В Сочи из Абхазии пытались провезти опасных клопов, способных ударить по сельскому хозяйству» (это типа диверсия такая экономическая замышлялась?)
На самом деле, конечно, то, что в ходе карантинного фитосанитарного контроля в мандаринах, которые собирался перевезти через границу на Псоу гражданин Абхазии, был обнаружен этот вредитель, занесенный в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, вовсе не означает, что в самом сочинском регионе мраморный клоп сейчас не обитает. Правда, еще больше его по другую нашу границу, в Грузии. И первоначально он стал распространяться в восточных районах Абхазии. Но в прошлом году, как сказал сегодня на совещании Рауль Хаджимба, его обнаружили уже и в селах Гудаутского района. А начал президент так:
«Тема хорошо нам всем известная. И тема достаточно сложная – тема мраморного клопа. Здесь нужны усилия всех наших людей, каждого человека, проживающего в Абхазии... Борьба в отдельно взятом районе Абхазии, даже если она будет самой эффективной, ничего нам не даст; работа должна проводиться в рамках всей республики. И этого, к сожалению, недостаточно, потому что вокруг нас проблема активно развивается. Это и в Грузии, и в России. Но наша с вами задача здесь – активно включиться в этот процесс».
Президент попросил руководителей Института экологии, Института сельского хозяйства, Министерства сельского хозяйства довести до населения с помощью телевидения, других СМИ основные применяемые сегодня приемы борьбы с вредителем.
Министр сельского хозяйства Даур Тарба рассказал, что на борьбу с мраморным клопом в 2018 году выделено 10 миллионов рублей. На данный момент приобретены химические препараты на три миллиона рублей, они будут распределены по всем районам республики.
Директор Института экологии Роман Дбар напомнил, что в зимний период мраморный клоп как теплолюбивое насекомое прячется чаще всего в жилищах людей и впадает в спячку (кстати, даже в городах Абхазии, даже в квартирах на четвертом, пятом этажах люди сейчас сталкиваются с этим насекомыми – длиной 1-1,5 сантиметра, похожими на маленьких черепашек):
«Зимой клоп ушел в спячку. Зима оказалась теплая, и, в принципе, смертность его должна была быть низкой, но на самом деле она достаточно высокая. По большей части это связано с тем, что теплая и холодная погода чередуются. Если насекомое ушло в спячку и до весны находится в этом состоянии, то выживаемость высокая. В данном случае они просыпаются, затем наступает холодный период, и вернуться опять в нормальное состояние спячки достаточно сложно. Поэтому к апрелю, когда мраморный клоп выйдет из спячки и начнет летать, численность его может быть на 10% меньше того объема, который ушел на зимовку. Основной вред его и численность накопятся уже после второго поколения, к июлю. И здесь возникает несколько моментов, которые связаны со стратегией борьбы с ним».
Роман Саидович отметил, что ему представляется наиболее приемлемым в наших условиях опыт борьбы с мраморным клопом, возникший в Италии. По его словам, «он отличается от американского тем, что американский опыт – это огромные хозяйства с большими техническими возможностями, химическими возможностями. Итальянцы в этом плане стараются максимально сэкономить на всем, что возможно. И суть этого метода заключается в достаточно высокотехнологичных подходах. Они по краям плантаций устанавливают ферамоновые ловушки, привлекающие клопов запахом. И таким образом они минимизируют количество препаратов, которые используются, количество работников и техники, которые используются».
Далее в ходе разговора было подчеркнуто, что если устанавливать ловушки не по краям, а в центре плантаций, то они, наоборот, могут нанести вред, привлекая к насаждениям вредителей. Ну, и нельзя забывать о том, что собравшихся в ловушках насекомых надо периодически уничтожать.
Директор Института экологии отметил, что для организации эффективной борьбы с различными вредителями необходима модернизация всей системы защиты растений, нужно подготовить квалифицированные кадры агрономов, энтомологов, обновить устаревший парк специализированной техники. В обсуждении темы активное участие приняли Владимир Гергия, Аслан Барателия, Темур Надарая, Хрипс Джопуа, Георгий Ардзинба, Савелий Читанава и другие.
Виталий Шария
Источник: Эхо Кавказа
Количество просмотров: 2351