Прерванные каникулы – главный итог абхазской недели
Новогодние каникулы догулять нам не дали. Неделя началась бенефисом депутата парламента Рауля Лолуа, который предъявил претензии главе государства Раулю Хаджимба. Поводом для возмущения тезки президента стал трехсторонний обмен заключенными, осуществленный накануне Нового года между Осетией, Абхазией и Грузией.
Для скандала, затеянного группой оппозиционных депутатов, был использован не сам трехсторонний формат, в рамках которого Осетия, Абхазия и Грузия обмениваются заключенными, а передача Грузии грузинского диверсанта Георгия Лукава, приговоренного Верховным судом к 20 годам лишения свободы в колонии общего режима за преступления, совершенные на территории Абхазии.
3 января в Сухуме, перед администрацией главы государства прошел небольшой митинг протеста против решения, принятого президентом, затем – внеочередная сессия парламента, на которой была создана парламентская комиссия по расследованию факта передачи грузинским властям 25 декабря 2017 года Георгия Лукава. В парламенте поочередно выступили все силовые министры. Генеральный прокурор дал оценку законности действиям президента, отметив, что с юридической точки зрения депутатам невозможно придраться к решению, принятому президентом. Право на помилование ему предоставлено 53 статьей Конституции, пунктом 23 – исключительное право президента Республики Абхазия.
С заявлениями и воззваниями к народу поочередно обращались оппозиционные движения и официальные власти. 4 января к народу Абхазии обратился и президент Южной Осетии, который поблагодарил народ за помощь, оказанную в возвращении из грузинских тюрем граждан Осетии, и выразил надежду, что эта акция не станет причиной беспорядков в Абхазии.
Однако ни мнение Генпрокурора, ни призыв Тибилова не удовлетворили часть депутатов, и они в первый рабочий день, 5 января, пригласили в парламент президента Рауля Хаджимба, чтобы задать еще раз вопросы, ответы на которые они уже слышали от министров, прокуроров и судей.
Вопросы, которые ставила группа депутатов парламента во главе с бывшим министром ВД Лолуа, касались ревизии действий президента по помилованию Лукава, детализации процедуры передачи Лукава грузинским властям. Депутатов, инициирующих разбор полетов, интересовало все – даже кто конкретно готовил документы о помиловании Лукава, и имя человека, который занес их президенту на подпись.
Хотя депутаты и признавались, что запутались и никак не могут уяснить, к примеру, что список осетин представлен Осетией, а список грузин – Грузией, и это разные списки, но продолжали настаивать, что президент неправ.
Действие в парламенте больше походило на допрос с пристрастием.
– Вы нарушили закон, подписав помилование?
– Нет, не нарушил – Конституция позволяет президенту принимать решение о помиловании
– Нет, вы признайтесь, что вы нарушили, и мы вас простим…
– Нет, Конституция предоставляет мне право …
И так через каждые полчаса.
По ходу дела выяснилось, что это первый случай, когда президент страны Хаджимба издал Указ о помиловании. В прошлые годы передача заключенных производилась без всяких бюрократических процедур, и за все годы, минувшие после войны, Грузии без всяких договоренностей были переданы десятки осужденных в Абхазии за террористическую деятельность.
Наблюдать за полемикой в парламенте было грустно – нижайший уровень полемики, срывающийся на скандал, неумение сформулировать мысль и нежелание выслушать ответ. Встреча в парламенте была похожа на ссору в младшей группе детского сада. Кому-то явно не дали игрушку – значит, надо хотя бы самоутвердиться, оскорбляя обидчика. Ну что поделать – такой путь в большую политику стал традиционным для соискателей абхазских должностей.
А после того, как глава парламентской комиссии Лолуа признал, что президент не нарушил закон, стало вообще непонятно, о каком таком моральном праве идет спор.
Очевидно, что единственным арбитром между исполнителями и законодателями мог бы выступить Конституционный суд. Но, как известно, парламент не может сформировать его вот уже второй год. И сегодня, на заседании, когда народные избранники терялись в догадках – нарушил ли президент закон, у меня возникли подозрения, что отсутствие Конституционного суда, возможно, и не случайность. Потому что в этом случае у депутатов не было бы права на публичные разборки и создание парламентской комиссии в вопросах, в которых у них не хватает ни знаний, ни компетенции.
Однако депутатская комиссия, после того как парламент покинул президент, продолжила заседание в закрытом режиме. Ближе к вечеру у парламента начали собираться сторонники оппозиции, которые, возможно, не намерены упустить шанс снова вернуться к власти силовым путем.
В этом случае очевидно, что договоренности, заключенные между Абхазией, Осетией и Грузией по обмену заключенными и выдаче преступников, находятся под угрозой. И возникает вопрос – целенаправленно или по недомыслию? Может, это и есть основная цель скандала – прервать процесс обмена заключенными и выдачи абхазских преступников, скрывающихся на территории Грузии?
Источник: Эхо Кавказа
Количество просмотров: 2557