Страсти вокруг дополнительных 150 миллионов
заседание сессии парламента Абхазии состояло из двух частей. Вначале в зале на четвертом этаже здания кабмина парламентарии вместе с приглашенными представителями других властных структур и общественных организаций заслушали ежегодное послание президента, а потом, спустя минут сорок перерыва, собрались в своем собственном зале заседаний, чтобы обсудить еще три пункта повестки дня.
Вопреки ожиданию многих журналистов, обсуждение во втором и окончательном чтении проекта закона о госбюджете на 2018 год в повестку дня включено не было, то есть до Нового года надо будет собираться еще. Вместо этого парламентарии обсудили законопроект о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2017 год.
Что же случилось, почему за декаду до окончания года пришлось вносить изменения в закон о бюджете на него? Из доклада вице-премьера, министра финансов республики Дмитрия Серикова следовало, что это связано с техногенной катастрофой – взрывом 2 августа этого года на складе Минобороны Абхазии в селе Приморское Гудаутского района, в результате чего были в разной степени разрушены и пострадали многие десятки жилых домов сельчан. Правительство республики взяло на себя обязательство до наступления зимних холодов восстановить разрушенные жилища, но не все работы завершены из-за нехватки финансирования. Абхазия, как обычно, обратилась с просьбой о помощи к своему стратегическому партнеру Российской Федерации. По словам Дмитрия Николаевича, изменения в республиканском бюджете носят тактический характер и связаны с решениями, принятыми на заседании Межправкомиссии 8 декабря. Он сообщил, что законопроектом предлагается увеличение объемов государственного бюджета Абхазии.
«В том числе на 150 млн рублей увеличивается текущая финансовая помощь РФ, которая направляется на увеличение резервного фонда президента РА с целью покрытия расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий», – пояснил Дмитрий Сериков.
Также увеличивается инвестпрограмма:
«В текущем бюджете инвестиционная программа определена в размере 2 миллиардов 96 млн рублей, она увеличивается на 489 млн и будет составлять более 2,5 миллиардов рублей. При этом расходы увеличиваются на 975 млн рублей. Это происходит за счет увеличения инвестпрограммы на текущий год, а также тех остатков, которые были сформированы на 1 января 2017 года, переходящих на реализацию запланированных в 2016 году мероприятий».
Согласно закону «О бюджетном устройстве», в части нормирования расходов резервного фонда президента, он не может превышать 5% республиканского бюджета. Поэтому в законопроекте предлагается приостановить действие этой статьи до конца текущего года, поскольку в результате поступления этих 150 миллионов сумма расходов фонда превысит 500 миллионов.
Но в вопросах и выступлениях депутатов Рауля Лолуа, Батала Табагуа и некоторых других прозвучало неприятие законопроекта. Прежде всего, претензии касались того, что для многих парламентариев обсуждение его стало полной неожиданностью. Ставился вопрос, почему, мол, раньше об этой ситуации правительство не информировало парламент. Было высказано и мнение, что с помощью этих поправок кабмин хочет выйти на «более красивые цифры» в выполнении бюджета. На последнее представитель президента РА в парламенте Дмитрий Шамба с недоумением возразил, что эти изменения никак не могут способствовать сокращению дефицита бюджета: ведь на 150 миллионов рублей увеличивается как его доходная, так и расходная части. Депутат Валерий Агрба проинформировал также, что в профильном комитете законопроект уже был обсужден, имеется соответствующий протокол.
Были и благостные выступления, где объясняли, что мы должны ценить братскую помощь России и как важно форсировать строительные работы в Приморском, чтобы не оставить людей в беде. Хотя никто с этим, разумеется, не спорил.
Заместитель начальника УКС РА Астамур Джикирба сообщил депутатам о проделанной работе в селе Приморское. Там от попаданий осколков взорвавшихся боеприпасов пострадало 238 домов. Замена кровли выполнена на 90%. Сумма задолженности перед строителями составляет порядка 15 млн рублей. Замена окон осуществлена на 100%. Помимо этого, выполняются работы по строительству «с нуля» 13 домов. Документы по сметам пока находятся на экспертизе, но ориентировочная стоимость всех работ достигает 120 млн рублей.
Спикер парламента Валерий Кварчия в своем выступлении уже подытожил ход обсуждения, но тут слово взял депутат Александр Анкваб. Он извинился, что говорит после спикера, но объяснил ситуацию тем, что давно хотел высказаться, но это почему-то Валерием Ермейовичем не замечалось. Я уже отмечал как-то, что за почти год работы абхазского парламента шестого созыва экс-президент республики выступал на заседаниях сессий крайне редко. В моем присутствии на них это было вообще впервые. Вот что Александр Золотинскович, в частности, сказал:
«Думаю, что сегодняшнее обсуждение – это своеобразный урок того, насколько сложна и непредсказуема судьба исполнительной власти. Это первое. Второе. Мне лично приятно, что исполнительная власть поняла, что можно выполнять работы, не имея ни одного клочка бумаги, не дожидаясь экспертиз и так далее. Это уже прогресс, это здорово. Третье. Уверен в том, что мы формируем резервный фонд президента неправильно. Резервный фонд президента должен формироваться из собственных средств Республики Абхазия. И тогда вот те разговоры, которые есть, самого разного толка – от непрозрачности до чего-то еще – отпадут. Четвертый урок. Уважаемый Дмитрий Николаевич! Сила государства и сила власти – в преемственности и в плохом, и в хорошем. Вот такие же строители, которые выполнили много работ по проектам, качественно, сегодня вы с ними не рассчитались – вы все вместе, абхазский бюджет. Тем более что есть решения судебных органов. И там речь идет не об одном десятке миллионов рублей. Тема не закрыта. Я не адвокат строительных организаций, но это не может не создавать некое напряжение, разговоры о справедливости и несправедливости».
Среди журналистов зашушукались: это он о стройфирме, которую возглавлял Вадим Матуа, говорит? А еще Александр Анкваб поправил некоторых депутатов, которые в ходе обсуждения говорили о взрыве в Приморском как о стихийном бедствии, хотя это – техногенная катастрофа. Журналисты на это тоже обратили внимание сразу, как данное неверное определение прозвучало.
В заключение своего выступления Анкваб поддержал законопроект. Когда тот был поставлен на голосование в первом чтении, его поддержали 22 депутата, два высказались против и один воздержался. Те же цифры повторились при голосовании во втором и окончательном чтении, за исключением того, что «за» было уже 23 (наверное, подоспел куда-то выходивший).
Виталий Шария
Источник: Эхо Кавказа
Количество просмотров: 2343