Контрольной палате задали контрольные вопросы
На последнем заседании абхазского парламента начался серьезный разговор о некоторых результатах деятельности созданной более четырех лет назад Контрольной палаты Абхазии.
На последнем заседании сессии парламента Абхазии, под самый его занавес, что называется, взорвалась небольшая информационная бомба.
В ходе обсуждения последнего пункта повестки дня – «Разное» – депутат Аслан Бжания обратился к коллегам с предложением ознакомиться с отчетами о контрольно-ревизионной деятельности, осуществляемой Контрольной палатой РА, которые в разное время поступали в парламент, и выразить свое отношение к ним. Так, в июле этого года в парламент поступил отчет о проверке эффективности и целевого использования выделенных бюджетных и полученных внебюджетных средств Минздравом РА и подведомственными учреждениями. Речь, в частности, шла о приобретении медицинского оборудования для Республиканской больницы у прекратившего деятельность ООО «Савитар», и ставились под сомнение целесообразность и выгодность для государства этого приобретения.
Не последовало никакой реакции как на него, так и на совместные материалы Счетной палаты РФ и Контрольной палаты РА о расходовании средств российской финансовой помощи. Аслан Бжания сказал: «На содержание Контрольной палаты ежегодно налогоплательщики тратят 20 млн рублей… Хочу напомнить, что в нашем Уголовном кодексе есть статья 286 – «Нецелевое расходование бюджетных средств». Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что деятельность госорганов должна быть прозрачной, а расходы носить исключительно законный характер. Поэтому я призываю принять какое-то решение, поставить все точки над «i» Или, если нам не нужна Контрольная палата, если все ее проверки совершаются лишь для того, чтобы материалы по ним положить в стол, то давайте примем решение о ее упразднении».
Развернулось бурное обсуждение, в котором приняли участие депутаты Валерий Агрба, Дмитрий Дбар, Алмас Джапуа, Леонид Чамагуа, спикер парламента Валерий Кварчия, председатель Контрольной палаты Роберт Аршба, который принимает участие в работе каждого заседания сессий, и другие.
Аслан Бжания предложил создать рабочую группу, 5-7 человек, в которую он тоже войдет, и начать работу по актам Контрольной и Счетной палат. Натали Смыр и Леонид Чамагуа предложили не создавать еще одну рабочую группу, а рассматривать эти вопросы в профильных парламентских комитетах. Ни к какому общему решению так и не пришли…
Но общественное внимание к этому обсуждению было привлечено, в частности, благодаря усилиям присутствовавшего на заседании директора ИА «Абхаз-Информ» Мананы Гургулия, которая посчитала, что тут «овчинка стоит выделки», не пожалела времени на работу и разместила на сайте агентства полную стенограмму обсуждения и текст выступления Аслана Бжания.
Исходя из упомянутой стенограммы, Роберт Аршба на заседании сессии, в частности, сказал: «Я не был осведомлен, что данный вопрос будет поднят сегодня в парламенте. Отчет готовился давно и давно размещен на сайте Контрольной палаты РА. В соответствии с регламентом палаты, мы даем право тем, кого проверяли, в пятидневный срок сделать свои замечания к нашим материалам, замечаниям, которые указываются в акте проверки, если необходимо опровергнуть что-то. Замечаний со стороны Минздрава не было. Если и были, то в основном пояснительного характера».
Спустя время я предложил Роберту Аршба дать интервью и, оттолкнувшись от описанного эпизода на парламентском заседании, поговорить о работе палаты в целом. В ходе нашей встречи Роберт Иванович сказал о выступлении Аслана Бжания:
«Да, действительно для меня это было неожиданным, данное заявление. Но сам, как таковой, этот материал для меня, конечно, неожиданным не был…
– Ну, это понятно…
– Дело в том, что проверка была проведена еще в июне, ее материалы были отправлены по всем инстанциям. Были даны представления в Министерство здравоохранения. Составлены письма, отчет был направлен, мы получали замечания и с учетом этих замечаний и пояснений формировали данный отчет о результатах контрольного мероприятия. Что касается сути, то речь идет о неэффективном использовании средств. Если исходить из законодательства, то у нас отсутствует понятие неэффективности как таковое. И что нам грозит за это – лицам, ответственным за расходование бюджетных средств? В данном формате у Контрольной палаты не было таких серьезных оснований, чтобы данный материал передавать в прокуратуру».
Контрольная палата начала функционировать в апреле 2013 года, с момента назначения его председателя. Пока она размещается в помещении, арендуемом у Управления народного образования администрации Сухума, но все сотрудники ее, которых более сорока, в нем не помещаются, и приходится еще арендовать помещение по соседству, по улице Мачавариани. Но сейчас готовится проектно-сметная документация по капитальному ремонту уже собственного помещения КП, в здании, где находится сухумский ЗАГС. В ответ на просьбу кратко рассказать о сделанном палатой за время ее работы Роберт Аршба сообщил:
«Практически каждый материал наш несет в себе информацию в части нарушений финансовой дисциплины, нецелевого использования бюджетных средств и неэффективного использования средств. Вы прекрасно знаете, как муссировались в обществе материалы по Министерству экономики, по «Абхазсельхоззаготовке» и др. За нарушения надо отвечать, но они же еще и в другом формате работают, то есть надо исправлять – подтягивать финансовую дисциплину, подтягивать контроль и разумно подходить к любой сделке или любой операции и делать правильные управленческие решения. Конечно, решения были приняты, мы видим уже, что, слава Богу, молочный завод заработал. Возбуждено уголовное дело по «Абхазсельхоззаготовке». Это было одно из требований Контрольной палаты, потому что ресурсы, которые были направлены на молзавод, – это немаленькие ресурсы, около ста миллионов рублей. Или то, что Минздравом у ООО «Савитар» было приобретено МРТ стоимостью 11,7 млн руб. Да, сегодня такой МРТ стоит гораздо больше – 50 и 60 млн рублей. Но оно было куплено и стоит без действия, то есть результат не достигнут, что является неэффективным использованием средств.
Я заговорил о том, что, понятно, в условиях Абхазии трудно ждать и требовать от Контрольной палаты того, чего ждут от работы Счетной палаты России, – чтобы после ее проверок были «посадки». Роберт Аршба сказал:
«Ну, опыт работы Счетной палаты Российской Федерации гораздо больше. И наверняка у нее были свои трудности в самом начале. И с местом их дислокации, насколько знаю. И, в принципе, мы тоже сталкиваемся с такими трудностями. Я думаю, что не совсем мы привыкли к тому, что у нас существует и работает Контрольная палата. Но мы даем о себе знать, в любом случае. И не будем останавливаться. И я думаю, наступит то время, когда будут, грубо говоря, считаться с выводами Контрольной палаты.
– Но вот еще говорят: не слишком ли много у нас контролирующих организаций? Что там еще? Контрольно-ревизионное управление, да?
– Контрольная палата действует в соответствии с законом о КП и подотчетна парламенту. И это является внешним контролем для исполнительной власти. А что касается контрольно-ревизионного управления, такие управления должны быть в каждом ведомстве, а не только в Министерстве финансов. В данном случае, в материалах по проверке Минздрава, мы констатировали отсутствие ведомственного контроля в самой сети министерства. Там должны были проверять, как расходуются средства по всем направлениям деятельности учреждений здравоохранения».
Виталий Шария
Источник: Эхо Кавказа
Количество просмотров: 2630