Абхазский президент-2019
Судя по выступлениям, звучавшим на последнем съезде партии «Амцахара» 29 июня, абхазская политическая оппозиция отказалась на данном этапе от попыток досрочной отправки в отставку действующего президента республики и взяла курс на подготовку к участию в выборах 2019 года. И в социальных сетях тут же завязалось обсуждение, кто через два года сможет реально претендовать на этот пост.
На днях в одной из групп абхазского сегмента социальной сети «Фейсбук» завязалось обсуждение того, кто достоин стать президентом Абхазии через два года на очередных выборах главы государства. Тему вбросил интернет-пользователь, фамилия которого мне ничего не сказала, написавший: «Опрос! Реальные кандидаты на пост президента в 2019 году. Ваше мнение, друзья. P.S. Прошу излагать свои мысли объективно, то есть беспристрастно, настолько, насколько это возможно».
Но до того как приведу прозвучавшие мнения, несколько предварительных замечаний. В любой стране любят порассуждать о том, кто ее в будущем возглавит, и интересуются результатами опросов на эту тему типа «За кого бы вы проголосовали, проводись выборы сегодня?» Это отражение не только рейтингов на данный момент ведущих политиков, но общественно-политической ситуации в государстве. Но поскольку в маленькой Абхазии нет, естественно, организаций, которые на профессиональной основе занимались бы подобными исследованиями, в случаях, когда опросы населения о его внутриполитических предпочтениях все же проводились, у многих наблюдателей они обычно вызывали сомнения. Во-первых, в том, насколько эти «кустарные» опросы были осуществлены с соблюдением всех правил репрезентативности, профессионально, во-вторых, возникали подозрения в ангажированности организаторов опроса – что те, мол, взялись за него с целью формирования общественного мнения в нужном для себя направлении. Не избежали таких подозрений и первый такой опрос в Абхазии, организованный в начале нулевых годов, еще в доинтернетовскую эпоху в республике, редакцией партийной газеты «Айтайра», и интернет-опросы, которые проводились в период президентства Сергея Багапша и Александра Анкваба на популярных абхазских сайтах (тут уже были подозрения в «организации» вбросов голосов за ту или иную кандидатуру).
Запомнилась точность прогноза, который сделал в преддверии последних президентских выборов 24 августа 2014 года российский Институт социального маркетинга (ИНСОМАР). Согласно опубликованному 17 августа отчету института, президентские выборы пройдут в один тур и победу на них одержит Рауль Хаджимба, набрав 51% голосов. Это было попадание в «десятку», причем директор института Сергей Хайкин рассказывал в интервью, что проводившие опросы среди абхазских избирателей отследили и динамику предпочтений: всего двумя неделями раньше результаты опроса свидетельствовали, что дело не обойдется без второго тура, а главные претенденты шли вровень.
Но упомянутое попадание объясняется не только тем, что опросами занимались профессионалы своего дела, но и близостью к дате выборов – последний опрос отделяла от нее всего неделя. То интернет-обсуждение, о котором я рассказываю сегодня, разумеется, ни на что подобное не претендует. Во-первых, за два с лишним года, отделяющие нас от очередных президентских выборов, может произойти еще что угодно, может поменяться вся конфигурация политических сил, исчезнуть с авансцены одни фигуры и появиться другие. (Хотя, думаю, тут интересен «промежуточный результат» как характеристика текущего момента.) Во-вторых, это даже не интернет-опрос на каком-нибудь сайте, в обсуждении участвовали члены одной лишь фейсбучной группы. Тем не менее мне показалось, что для нашей аудитории это обсуждение будет небезынтересным. Особенно учитывая, что, судя по звучавшему на последнем съезде партии «Амцахара» 29 июня, абхазская политическая оппозиция отказалась на данном этапе от попыток досрочной отправки в отставку действующего президента и взяла курс на подготовку к участию в выборах 2019 года.
Итак, вот какие прозвучали мнения членов группы: «Если такой бардак продлится и дальше, то очень возможно, что президентом Республики Абхазия станет Путин В.В.»; «Пока не вижу»; «Батал Табагуа»; «Подумать надо хорошенько...»; «Что тут думать-то? Нет таких, понимаете – нееееет... Может, до 2019 появится, но пока нет»; «Пока нет, а в будущем, может быть, Инал Ардзинба»; «Согласен, есть такой человек – Инал Ардзинба. Не факт, что он согласится. А еще кто-то скажет: а где ценз оседлости и пр., и пр. Если мы хотим нашу страну вывести из кризиса и встать на путь бурного развития, лишь только он может это осуществить»; «Рауль Лолуа»; «А может, вообще лучше без президентского правления?»; «Александр Анкваб»; «Я вас умоляю... Может, еще Багапша воскресить? Про возрастной ценз что-нибудь слышали? Ему будет уже 66»; «А Иналу Ардзинба еще не будет 35-ти, а только 29 лет»; «Ради общего блага, блага страны конституционные нормы можно в срочном порядке поправить в этой части»; «А Конституция – это тебе бумажка?»; «До девятнадцатого года еще надо дожить. Мы предполагаем, а Бог располагает! Кто знает, может, выборы будут раньше!»
Несколько пояснений к этим цитатам. Об Инале Ардзинба, который уже давно делает успешную карьеру в Москве, я писал как о возможном будущем лидере Абхазии и раньше. Ну, а сейчас, не исключено, дополнительное внимание к его кандидатуре привлекло то, что в конце прошлого месяца он был назначен начальником департамента Управления президента России по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией (ранее занимал должность главного советника Управления президента РФ по делам СНГ). Но ему 26 июля исполнится лишь 27 лет. Имя Рауля Лолуа, как и Батала Табагуа, было в ходе интернет-обмена мнениями названо несколько раз, но у Рауля проблемы с владением государственным языком, об этом тоже не надо забывать. Примечательно, что ни разу не были названы ни действующий президент Рауль Хаджимба (но, похоже, группа состоит не из сторонников власти), ни занявший второе место на выборах 2014 года Аслан Бжания.
Чтобы расширить круг высказывающих мнение и повысить, так сказать, репрезентативность, я обратился к ряду абхазских экспертов. Но большинство (пять человек) предпочло не рисковать и ответило «пока не знаю». Взялись отвечать только двое. Вот что написал мне Антон Кривенюк:
«Исходя из той реальности, в которой мы находимся, вероятнее, что это может быть фигура консолидированной оппозиции. Имена не хочу называть, это понятно. Если случится чудо и будет некий «прорыв» (про экономику не говорим, хотя бы про безопасность), то не исключено, что нынешний президент или, вероятно очень, нынешний премьер Беслан Барциц смогут иметь шансы».
А Давид Дасания оказался предельно конкретен. Он написал, что видит в роли национального лидера только Виталия Решевича Бганба, который уже претендовал на этот пост в 2009 году:
«Это академик четырех международных академий. Я верю только ему. И только с ним Абхазия придет к процветанию. Других политиков, кто бы смог стать настоящим президентом Абхазии, я не знаю».
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 3485