«Ежегодно в Абхазии становится на 100-200 наркозависимых больше»

«Ежегодно в Абхазии становится на 100-200 наркозависимых больше» 27.06.2017 13:07

в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, учрежденный ООН ровно тридцать лет назад, главный нарколог республиканского наркодиспансера Ирма Ануа и председатель правления фонда «Центр здоровой молодежи» Темур Карди дали в Сухуме пресс-конференцию.

Ирма Ануа, которая с 2004 года возглавляет республиканский наркодиспансер, привела, в частности, такие цифры состоящих в нем на учете, подчеркнув, впрочем, что они не отражают реальное число наркозависимых в стране: «Всего состояло на учете у нас на конец 2016 года 2440 человек, но из них с наркотической зависимостью – 949, остальные – с алкогольной».

При этом часть из употреблявших наркотики состоит на профилактическом учете (так называемая группа риска), а часть уже как зависимые. На вопрос о том, в достаточной ли степени диспансер обеспечен кадрами, Ирма Ануа ответила:

«На те 25 коек, которые есть у нас, три врача-нарколога достаточно. Плюс у нас еще работают врачи-психиатры и плюс еще работают врачи-терапевты, плюс врачи-реаниматологи. Такого острого дефицита врачебного на сегодня у нас нет. В чем заключается проблема службы, если вас интересует. Конечно, у нас отделение очень маленькое, мы не можем долго держать пациента в стационаре. У нас всего пять палат. А за год у нас около полутора тысяч прошло стационарное лечение через диспансер. То есть это в месяц около ста человек проходит лечение, и мы их вынуждены выписывать быстро. То есть пять-десять дней пациент находится в стационаре, дальше он переходит на лечение амбулаторно, на лечение на дому».

Она подчеркнула, что после лечения должен последовать гораздо более долгий, минимум четыре месяца, период нахождения в реабилитационном центре. Чтобы изолировать желающих выздороветь от пагубного окружения, в такие центры направляют больных подальше от их дома. По взаимной договоренности медиков двух стран из Абхазии их направляют в реабилитационные центры в Российской Федерации, а в Абхазии действует такой центр для россиян. (Я был по приглашению Тимура Карди на его открытии на берегу моря в Гулрыпшском районе в 2013 году.) Прохождение реабилитации повышает эффективность лечения в разы. А затем они всю жизнь должны посещать группы анонимных наркоманов.

На вопрос о том, какие законодательные изменения могли бы улучшить борьбу с наркоманией, Ирма Ануа сказала: «Я бы, например, все-таки ввела… Это не принудительное лечение называется, а альтернативное. То есть когда за небольшое нарушение, связанное с наркотиками, по приговору следует лишение свободы, то можно человеку предложить альтернативу: если ты пройдешь лечение и пройдешь реабилитацию, то мы не будем тебя лишать свободы. Тогда не нужно строить никакой тюрьмы специализированной, потому что это его личный выбор. Если вдруг он нарушит режим лечения и реабилитации, то наказание автоматически вступает в силу – и тогда уже осужденный заключается под стражу. Такое существует в других странах, и можно было бы это перенять».

Я поинтересовался ее ощущениями о том, снизилось ли, осталось на том же уровне или выросло число наркозависимых в Абхазии за те 13 лет, что она возглавляет наркодиспансер. Ирма Ануа сказала: «Сказать, что уменьшилось, я не могу, и сказать, что на той же планке осталось, – тоже. Все-таки оно растет. Растет не в геометрической прогрессии. Но каждый год то на 200 человек больше, то на 100 по сравнению с предыдущим. Это один момент. Второй момент – у нас подростков стало больше в поле зрения врачей попадать. В этом году 32 прошло через стационар несовершеннолетних, а в предыдущие годы таких вообще не было».

В последний месяц резко возросло число госпитализаций из-за передозировки наркотиков, в этом году зафиксирована в связи с этим одна смерть. Выросло число наркозависимых женщин. Среди зависимых – люди самых разных национальностей, но больше всего абхазов.

Про программу метадонового замещения, применяемую в некоторых странах, Ануа сказала так: порой она становится выходом, это в тех случаях, когда больной находится уже на полной стадии наркомании; полный отказ от подобных препаратов ведет у него к резким скачкам давления, инфарктам, инсультам и в итоге к смерти.

И Ирма Ануа, и Тимур Карди отмечали, что надо бороться за каждого человека. Тимур сказал:

«Один зависимый наркоман может за год привлечь в свою, скажем так, грязную среду 10 человек.

– И точно так же один выздоровевший может помочь выздороветь еще десятерым…

– Конечно. И когда в семье, не дай Бог, есть один наркозависимый человек, то от этого страдает не только он один, а страдает вся семья. И не только семья, но и все его близкие».

Виталий Шария

Размещено: Apsny-online
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2518

Возврат к списку

Наверх