НЕЗАМЕТНАЯ ИСТОРИЯ В ГАГРЕ
Надежда Венедиктова
Адыгейская писательница Гильда Абредж приехала в Абхазию еще в советское время, купила однокомнатную квартиру в Агудзере и тихо жила там, погруженная в свои мысли. Играла на гитаре и делала скульптуры из найденных на берегу деревяшек. Вернувшись после войны, нашла разграбленную квартиру и получила комнату в Гагре, в самом центре. Первую книгу выпустила в Москве, вторая вышла в абхазском госиздательстве. Гильда стала членом Союза писателей Абхазии, жизнь вроде бы вошла в надежные берега, врожденная задумчивость цвела пышным цветом, и новые замыслы ложились на бумагу, ибо ей Абредж доверяет больше, чем компьютеру.
Однако, лет семь назад, когда стало понятно, что Абхазии уже ничего не угрожает, к нам начали прибывать сметливые люди, и у Абредж появились новые соседки, приехавшие из России. Они быстро обзавелись гражданством, абхазским паспортом и недвижимостью, хотя обычным людям получить все это ох как непросто. Одна соседка открыла на первом этаже кафе «Штаб», вторая надстроила сверху гостиницу, и одинокая писательница оказалась у них бельмом на глазу. Началась операция по ее выживанию, причем зачастую чужими руками, ей угрожали, грабили, жгли под окном всякую гадость, в общем, не брезговали ничем. Верхняя соседка пристроила туалет прямо над комнатой Абредж, и почему-то унитаз всегда протекает прямо на нижнюю стену – уже два года назад вонища была жуткая, я с трудом пробыла в комнате 2 минуты. Угарную трубу из кафе вывели прямо к балкону писательницы, дыши, милая, не надышишься. Все попытки Абредж взывать к властям окончились безрезультатно.
Этой зимой Гильда Салиховна три зимних месяца прожила у меня, потому что жить в холоде в таких ужасных условиях просто невозможно. На третий месяц ее дверь взломали и в очередной раз унесли все ценное, включая плазменный телевизор и гитару. Да еще залили пол в прихожей экскрементами и какой-то химической дрянью, чтобы она окончательно поняла, что надо убираться. Вернувшись домой, она надышалась всем этим, и началась сильная аллергия.
Две недели назад я позвонила начальнику Гагрской милиции Астамуру Хагушу и попросила помочь писательнице. Он сказал, что пришлет наряд милиции и будет ждать ее с заявлением на следующее утро. Действительно, тут же приехало трое молодых милиционеров, но в прихожую зашел только один, остальных удержала сильная вонь. Никакого акта составлено не было, скорее это напоминало визит вежливости. В течение этих двух недель Абредж пыталась попасть на прием к начальнику, но каждый раз дежурный говорил ей, что начальник срочно уехал в Сухум. Однажды дежурный выразился предельно ясно: «Когда вы приходите, начальника всегда нет».
Я далека от мысли, что молодой начальник милиции водит за нос двух таких почтенных дам, как мы с Г. Абредж. Логичнее предположить, что участковый, у которого с хозяйкой кафе хорошие отношения, за спиной начальника блокирует все попытки писательницы попасть на прием к Хагушу.
В июне этого года Гильде Абредж исполнится 76 лет – уязвимый возраст, когда человек уже не в состоянии защищать себя сам. Ситуация складывается таким образом – или энергичные и суперхозяйственные соседи добьются своего, или наше государство все-таки защитит талантливую женщину и позволит ей спокойно прожить свою долю. Изданная в Сухуме книга Абредж называется «Вечность учит нас терпению», но любому терпению когда-нибудь приходит конец.
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 3004