"На политический процесс можно влиять и без купленного мандата"

"На политический процесс можно влиять и без купленного мандата" 17.02.2017 13:50

Лидер Народной Партии Абхазии Якуб Лакоба относится к безнадёжно неисправимым оптимистам и благодаря этому рассчитывает на то, что в этот раз будет избран такой парламент, который сумеет, наконец, принять закон о переходе к партийно-пропорциональной системе парламентских выборов. На эту и другие темы с ним беседовал представитель издания "Новый День".

- 12 февраля завершилась регистрация в ЦИК республики инициативных групп и политический партий по выдвижению кандидатов в депутаты Парламента РА. Зарегистрировано 135 инициативные группы по выдвижению кандидатов в депутаты и 4 политические партии: «Аинар», «Амцахара», «Народный фронт за справедливость и развитие» и «Форум народного единства Абхазии». Почему среди них не оказалось представителей старейшей партии Абхазии - Народной партии, в том числе даже Вас - лидера партии?

- Единственным узким местом в деятельности НПА является слабость, если не сказать отсутствие материально-технической и финансовой базы. В этом вопросе политические партии РА (в отличие от той же РФ) находятся в абсолютно неравном положении. И тягаться в этом плане с денежными мешками, к тому же сомнительного происхождения, бессмысленно. Тем более, что избирательное действо происходит в условиях, когда часть нашего исстрадавшегося, обворованного, обманутого всякого рода афёрно-авантюрными кредитами (типа ж/д кредита) народа развращена, и все мы знаем чем. 16797038 790513381100085 377950813573779066 o

Наша партия в этом отношении чувствует себя так же, как и большая часть нашего народа, которая и сегодня продолжает выживать. Но поскольку я отношусь к безнадёжно неисправимым оптимистам, конечно, хотелось бы рассчитывать, что всё - таки будет избран такой парламент, который (лишь к примеру) сумел бы, наконец, принять закон о переходе к партийно-пропорциональной системе парламентских выборов, хотя вероятность этого, если трезво оценивать действительность, невелика. Уходящий парламент в этом плане ничего не хотел менять, а потому успешно заблокировал и этот важный вопрос. Он изо всех сил старался, чтобы всё оставалось по - прежнему.

Именно поэтому он упорно и упрямо отказывался проявить малейшую способность принять и давно ожидаемый в обществе закон «О декларации доходов правительственных чиновников и собственников свыше одного миллиона рублей», а равно антимонопольное законодательство, важнейшие другие законы. Для многих очевидно, что доживающей свои последние дни парламент был во многих вопросах консервативен и даже реакционен. А что касается меня, то даже если бы я и принял участие в выборах (к этому склонялось дело и шансы были бы немалые, но серьёзная бытовая травма спутала эти карты и помогла окончательно самоопределиться в пользу неучастия в них) и стал депутатом, то пахать за других, а тем более батрачить на них, извольте, не по мне. Но мы всё равно не унываем, не падаем духом.

Кроме того, мы понимаем, что на политический процесс можно влиять и без такого, фактически, зачастую купленного депутатского мандата.

- Последние годы мы наблюдаем небывалый ажиотаж вокруг выборов в органы управления всех ступеней. По количеству претендентов эти парламентские выборы, наверное, рекордные. Как можно объяснить этот феномен?

- Мотивация стремления получить депутатский мандат разная. И многие из этих мотивов до прозаичности и даже цинизма неблагозвучны: обезопасить себя от возможности уголовного преследования за совершенные преступления, в т.ч. за злостное невозвращение кредитов, или в расчёте с помощью этого мандата выйти из скандальных, граничащих с уголовным преступлением, историй с крупными дебиторскими задолженностями банкам; банальная борьба за власть; лоббирование прибыльных лично для них проектов, или просто желание покрасоваться и заодно сразу в «дамки» пробраться и таким образом удовлетворить свои амбиции и честолюбие.

Но прежде всего такой невиданный бум вызван стремлением получить доступ к стабильной кормушке, в частности, к участию в весьма доходном маклерстве по продаже элитных и др. объектов недвижимости категории основных фондов страны, поскольку парламент давно и основательно превратился в коллективного маклера. Во всяком случае, в той части многих кандидатов, которые твёрдо и прочно уже зарекомендовали себя в этом качестве, в кворумном составе доживающего свои последние дни, уходящего в бесславное прошлое нынешнего парламента. И, к величайшему сожалению, лишь сравнительно небольшая часть кандидатов руководствуется здоровыми, высокими помыслами. Ведь злостно невозвращающий, к тому же, полученный без веских на то оснований огромный кредит, это тот же вор, только крупный. Вот и получается, как в той голландской народной поговорке: «Человек, удачно укравший сто тысяч гульденов, дальнейшую жизнь может прожить честно». А в нашем случае ещё и поучать и учить других морали. А в свободное от этого основного рода своей весьма сомнительной деятельности, с позволения сказать, и «законодательствовать».

Конечно, принять нужный закон - это ещё не всё. Нужно уметь организовать его исполнение, добиться его соблюдения. Но если нет самого необходимого в обществе закона, то и общество становится ещё более проблематичным. В этом плане есть опасность появления необходимости в институте своего рода всеобуча или ликбеза для таких неумеющих депутатов, для которых законодательствование, то бишь «законотворчество» – сплошная темень. Но ведь парламент - не детский сад. Такая перспектива ничего хорошего не сулит. В целом тягостная картина. И это большая наша всеобщая беда.

- Недавно со стороны общества была озвучена и получила широкую поддержку инициатива по сокращению, а то и ликвидации ряда привилегий и преференций наших парламентариев? Насколько это оправдано?

- Насчёт ликвидации - это будет явный перебор. Что касается серьёзного сокращения, вполне разумно и оправданно. Данное Обращение есть, хотя и несколько излишне радикальная и не от хорошей жизни выглядящая максималистски в определённых своих частях, но весьма полезная и актуальная в целом, особенно в условиях нашей сегодняшней неприглядной специфики, инициатива. И означает она ни что иное, как призыв вытаскивать нашу страну из трясины.

Всё-таки на самом деле эту застоявшуюся болотную тину надо бы хотя бы маленько встряхнуть, заменить болотную воду процессов вокруг парламента и в нём самом проточной. Так что по мне, так вполне Обращение можно подписывать, что я, наверное, и сделаю. Оно может остудить пыл, отвадить некоторых особо ретивых и без особых на то оснований непомерно амбициозных, охочих до депутатских мандатов людей. Но и это может не дать ожидаемого инициаторами Обращения результата без соответствующей коренной реформы избирательного законодательства. В частности, без перехода к партийно - пропорциональной системе парламентских выборов, выделения зарегистрированным политическим партиям на старте избирательной компании определённых финансовых средств.

Чтобы не было так, что одни партии гарцуют на своих лексусах (причём, зачастую, приобретённых не на свои, а на невозвращённые кредитные средства, или за счёт растранжиренных, разворованных частей российских траншей), присылая на этих, вызывающе дорогих железных конях на свои помпезные съезды своих делегатов, а другие не знают, как содержать партийный офис. Так что здесь нужно всё просчитать и учесть. Чтобы не получилось, что мы этой акцией подыграем денежным мешкам, ударившимся в политику, и тем, ещё большим, немереным денежным мешкам с Запада и из-за океана, которые стоят за ними.

Пора, наконец, понять, что без абхазских проводников проектов Запада в отношении будущих судеб Абхазии у этих реальных проектов (которые Запад и не скрывает) нет никакой перспективы. Не случайно лидер оппозиции А. Бжания поспешил поддержать Обращение. И чтобы не получилось так, что нормальные, адекватно мыслящие избиратели не пойдут - таки на выборы, а подкупленные дружно пойдут в день выборов голосовать за своих «народных избранников». Хотя их в этом случае может оказаться меньшинство (но и это не факт), и выборы будут признаны не состоявшимися.

- Через 25 лет после Великой Отечественной войны СССР, который понес неисчислимые людские и материальные потери, вновь стал великой державой, причем уже космической и атомной. Недалек тот день, когда Абхазия будет справлять 25-летний юбилей победы в Отечественной войне народа Абхазии. Разрушение экономики страны по масштабам потерь на душу населения сопоставимы с ситуацией в СССР. Несмотря на мощную экономическую поддержку со стороны России за эти годы и постоянную смену руководства, мы по развитию экономики и социальной сферы так и остались в прошлом веке. Более того, народ уже буквально стонет от коррупции и постоянных междоусобиц, раздирающих Абхазию в борьбе за власть. Могли бы вы, Народная партия, предложить реальный выход из этого бедственного положения?

- Это большая и сложная тема. Рамки нашего интервью - беседы не позволяют дать развёрнутый ответ на вопрос. Если кратко, то выход в том, что везде и во всём следует установить строгий, а когда обстоятельства диктуют, что иначе нельзя, и жесточайший правопорядок, особенно учитывая во многих отношениях запущенность нашего общества, распущенность, разболтанность, безалаберность многих его граждан, политическую близорукость и разгильдяйство отдельных чиновников и депутатов. Предыдущая власть, мягко выражаясь, неправильно распорядилась, как Вы справедливо выразились, «мощной экономической поддержкой со стороны России», бесстыже и преступно растранжирив большую часть российских траншей.

Коррупция - это преступление, грех. Но в послевоенной стране, большая часть народа которой продолжает выживать, наживаться и жиреть на бедах этого народа и за его счёт - это преступление и грех вдвойне. А значит, и ответственность и наказание за это должно быть более суровое. А то, от чего исходит особая или смертельная опасность, необходимо вытравлять, что называется, калёным железом.

К примеру, наркомания и особенно наркомафия - это не просто болезнь страдающих наркозависимостью и страшное преступление представителей наркобизнеса, это самый настоящий бич не только для нашего предпринимательства (без чего нет развития, движения вперёд), но всего нашего общества, дамоклов меч, зловеще нависший над нашей страной. Другого выхода просто нет. Иначе разложение, гниение и в конечном счёте погибель. И как кому-то может показаться ни странным, но многие высказывания и утверждения Сатбея (Сухи) Квициния по проблеме глубоких, сильных, ядовитых и наиболее опасных корней наркодилерства в Абхазии находятся вполне в русле сравнительно недавних и впервые за всю историю Абхазии справедливых указаний и поставленных задач в этом вопросе главой государства Раулем Хаджимба, принятых к исполнению министром внутренних дел Асланом Кобахия.

Кто-то скажет, что всё это преодолеть будет очень даже нелегко. Согласен. Но вполне возможно. Было бы желание и воля. Тем более, что наш народ не только древний, мудрый, но и законопослушный. Просто с ним нужно уметь и хотеть работать.

Беседовал Сергей Арутюнов

Размещено: Apsny-online
Источник: Издание «Новый день»
Количество просмотров: 2443

Возврат к списку

Наверх