Антон Кривенюк: Хаджимба — хороший-плохой

Антон Кривенюк: Хаджимба — хороший-плохой 20.12.2016 00:13

Статья «Абхазия: жизнь без власти» вызвала критическую реакцию среди части абхазских читателей, считающих, что за те два с лишним года, что у власти в Абхазии находится президент Рауль Хаджимба, ситуация в республике улучшилась.
Мы попробовали разобраться, в чем могут быть плюсы и минусы руководства страны, которое находится у власти в последние два года.

Пятилетний период нахождения у власти Рауля Хаджимба подходит к середине, и несмотря на то, что политическая ситуация все это время оставалась крайне напряженной, сохраняется цельность управленческой иерархии.

В 2014 году, когда Хаджимба приходил к власти, вряд ли у кого-то были иллюзии о том, что произойдет нормализация и страна пойдет в рост, который снизит напряженность в обществе. Тогда нередко спорили, сколько продержится у власти новый президент. Оптимисты давали два года, прошло уже два с половиной. Но если серьезно, при такой турбулентности, большом количестве конфликтов, многообразии сталкивающихся интересов многочисленных игроков сохранить работоспособность управленческого механизма — это несомненный успех.

Рауль Хаджимба принципиально по своему политическому стилю отличается от прежних руководителей Абхазии. Нужно понимать, что это первый президент Абхазии, у которого нет советского управленческого опыта. Это и плохо, и хорошо. Прежний президент Александр Анкваб был выходцем школы «грузинского политического стиля» — это наполненность мыслей и действий интригами, подковерной борьбой, жестким стилем в отношениях с конкурентами.

Стилистика Хаджимба другая. В ней нет этого голого цинизма, когда признается и принимается, что все вокруг грязь и в этом надо как-то плавать, не задавая себе лишних вопросов о чистоплотности бытия. Сегодня быть абсолютно успешным управленцем в абхазских условиях невозможно, но остаться человеком можно. И это важно.

К однозначным успехам Хаджимба можно отнести стабилизацию и выравнивание отношений с Россией. Прежде так или иначе Москва втягивалась во внутриполитическое противостояние, которое и раньше, и сейчас постоянно грозит перейти «красные линии». Но сейчас вырисовывается стандартная схема, принятая в межгосударственных отношениях, когда официальные каналы контактов между двумя странами являются и единственными.

Под руководством Рауля Хаджимба осуществлен переход к новой прозрачной и эффективной схеме расходования российской финансовой помощи, направляемой на восстановление и социально-экономического развития республики. Упорядочена система государственного финансирования, при этом Счетной палатой РФ не было выявлено фактов нецелевого использования в 2014 и 2015 годах бюджетных средств.

У оппозиции, конечно, другое мнение об успехах президента, в том числе в сфере отношений с Россией, в том числе и вопросах, касающихся эффективности использования российской помощи. Но факт однако в том, что сами основные алгоритмы российско-абхазского взаимодействия в вопросах, касающихся содействия Москвы в восстановлении инфраструктуры, сегодня прозрачны и в них нет вала коррупции, как это было прежде. Это, может быть, даже хуже для нынешней власти, потому что она не может использовать российские деньги как прежний президент для создания «сетей лояльности». Но прозрачность и минимизация коррупции — это тот положительный результат, к которому давно пора было прийти.

Условия, в которых сегодня находится Абхазия, несоизмеримо сложнее, чем те условия, которые были пять, или даже десять лет назад. Бывшей управленческой элитой совершенно бездарно впустую потрачены огромные возможности для создания нормальной экономики, которые несомненно были. Сейчас единственная возможность хотя бы отчасти решить экономические проблемы — это изыскать внутренние резервы, вытаскивать из тени целые отрасли. И за все годы существования независимого государства в Абхазии впервые системно предпринимаются попытки создать экономическую среду, которая работала бы на решение стоящих перед страной проблем.

Но правила игры давно сложились. И каждый такой шаг в сторону развития страны — это маленькая война. Где с одной стороны выступают те, кто заинтересован в управляемом хаосе, потому что так проще скрывает свои меркантильные интересы, а с другой стороны те кто пытается выстроить настоящее государство, где в первую очередь преобладает закон. В эту эпоху можно пытаться что-то делать, заниматься кризис-менеджментом и сохранять человеческое лицо. У нынешнего президента Абхазии это получается.

Антон Кривенюк, специально для EADaily

Размещено: Apsny Online
Источник: eadaily.com
Количество просмотров: 2384

Возврат к списку

Наверх