Абхазский спрос и российское предложение

Абхазский спрос и российское предложение  30.10.2016 14:37

О работе VII российско-абхазского Делового форума рассуждает заместитель директора Института ЕАЭС Сергей Беляков.

15 ноября 2016 года в Сухуме пройдет VII российско-абхазский Деловой форум. В минувший вторник Министерство экономики РФ утвердило спикеров мероприятия и программу участия в нем российской стороны, а предполагаемым участникам и гостям Форума были направлены приглашения.  С учетом того, что предыдущий двусторонний Форум 2015 года, по оценкам некоторых экспертов, был фактически провален, сегодня многие задаются вопросом: а что даст Абхазии и России очередная попытка разработки совместной инвестиционной программы? И не станет ли Седьмой российско-абхазский Деловой Форум повторением Шестого? Замечу в связи с этим, что экономические – деловые, инвестиционные, инновационные и иные — форумы с участием России в самых разных странах постсоветского пространства в нулевые годы пеклись как блины, и первоначально большинство из них, как правило, становились комом. Причина заключается в том, что везде и всюду на территории бывшего СССР довольно долгое время воспроизводилась одна и та же ситуация, когда "периферия" по-советски ждала от "центра" каких-то новых установок и привычных благ, а "центр" — уже по-новорусски — ждал от "периферии" неких предложений "снизу". Сегодня ситуация постепенно выправляется. Приходит понимание, что мы живем в XXI веке с его сверхпрагматизмом, не подразумевающем ни ожидания манны небесной, ни тотальной благотворительности.  В двусторонних отношениях России и Абхазии давно нет таких понятий, как "центр" и "периферия". Абхазия – новое и независимое государство, а потому отношения двух стран должны строиться (и уже выстраиваются) принципиально иначе – на принципах взаимовыгодного партнерства, предполагающих преодоление как советских патерналистских традиций, так и новорусских квазирыночных "новаций".

Сегодня в основание отношений между Абхазией и Россией закладываются принципы взаимного интереса-притяжения и взаимной выгоды. При этом каждая из сторон диалога, вне всякого сомнения, должна слышать партнера. Умение слышать другую сторону и относиться к бизнес-структурам как к потенциальным партнерам – это вообще главное в тех деловых отношениях, которые пытаются выстроить друг с другом сегодня Россия и Абхазия. Следовательно, мероприятия, подобные предстоящему Форуму в Сухуме,  призваны становиться специализированными и эффективными коммуникационными площадками, в ходе работы которых обе стороны — вместо того, чтобы ждать от партнера по диалогу что-либо сверхвыдающееся – могли бы и должны формулировать встречные и взаимовыгодные предложения.

Будут ли сформулированы такие предложения в ходе сухумского саммита российских и абхазских деловых кругов? Посмотрим. В любом случае, хотелось бы надеяться, что методология Седьмого российско-абхазского Делового форума 15 ноября будет принципиально иной в сравнении с аналогичным мероприятием прошлого года. Для того, чтобы российская сторона достигла положительного результата, она должна четко представлять себе, чего хотят абхазы от России в сфере экономики кроме той финансовой поддержки инфраструктурных и социальных программ со стороны РФ, что предусмотрена двусторонним Договором о стратегическом взаимодействии. Полагаю, что в Абхазии ждут от России простых и ясных проектов, которые бы могли не только изменить ситуацию в любой из значимых отраслей республики (сельское хозяйство, курортный бизнес, строительство и тому подобное), но и заложили бы в Абхазии новое качество управления экономическими процессами. Абхазия нуждается в проектах-локомотивах и в проектах-символах, призванных подтвердить на практике, что соседство с Россией сулит стране не только безопасность, но и реальное социально-экономическое и культурное развитие.  Понятно, что приход в Абхазию предприятий российского малого бизнеса (торговля, перевозки и прочее) и открытие совместных стандартных производств, например, в сфере переработки сельхозпродукции или оказания туристических услуг тоже весьма важны. Но гораздо важнее, чтобы Россия перестала рассматриваться как кубышка и обрела статус приоритетного стратегического партнера и инвестора не только в таких сферах, как энергетика, авиаперевозки или железнодорожный транспорт, но и в менее технологичных  отраслях, где сегодня занято большинство граждан Абхазии. Разумеется, и абхазская сторона должно четко представлять себе, чего хочет от Абхазии Россия. Как ни странно, российская сторона (если говорить о госструктурах) не стремится к извлечению коммерческой выгоды, уж поскольку масштабы абхазской экономики не настолько значимы, чтобы Россия стремилась что-то заработать на укреплении партнерства с Абхазией. Главная заинтересованность России заключается в том, чтобы в Абхазии возникла и утвердилась суверенная, самодостаточная и саморазвивающаяся экономика, восприимчивая к российским экономическим инициативам и ориентирующаяся преимущественно на российские рынки. По названной выше причине российские бизнес-структуры, имеющие за собой надежный тыл в лице понятного государственного интереса, готовы участвовать в любом сколько-нибудь проработанном инвестпроекте, реализацию которого было бы готово гарантировать правительство Абхазии.  Речь идет, в первую очередь, о разнопрофильных правовых гарантиях (в том числе – о гарантиях, связанных с обеспечением защиты российских инвестиций и приобретаемых гражданами РФ активов в Республике Абхазия), а также о взаимных гарантиях учета приоритетов, согласно которому в ситуации выбора ключевого партнера из нескольких возможных и Россия, и Абхазия отдают предпочтение друг другу.  Между тем, тема предпочтений в двусторонних отношениях не отрегулирована. К примеру, в администрации Сухума в настоящее время рассматривается возможность реализации проекта "умный город" — при том, что потенциальным партнером столицы Абхазии почему-то видится чешская фирма. Я говорю "почему-то" по той простой причине, что в России немало компаний, специализирующихся на реализации подобных проектов высочайшего качества и по цене куда ниже той, которую готов предложить европейский бизнес, однако же администрация Сухума в данном случае готова предпочесть Прагу Москве. Словом, отношения между двумя странами в области экономического сотрудничества требуют тщательной проработки по широчайшему кругу вопросов, которые могут быть обсуждены, в том числе, на полях Делового Форума 15 ноября.

4 октября правительство Абхазии приняло Постановление об индикативном Плане социально-экономического развития Республики на 2017 год.

К сожалению, этот План индикативный, а не перспективный. А между тем подобный План — то основание, на котором и можно было бы начать выстраивать рациональные и предметные деловые отношения между Россией и Абхазией. В частности, приоритетные направления данного Плана вполне могли бы рассматриваться в парадигме совмещения абхазского спроса и российского предложения (и наоборот) и, соответственно, как приглашение России к их реализации путем совместного проектирования.

Именно так должна формироваться база как для развития Республики, так и для обеспечения её реального экономического и политического  суверенитета.

Очевидно, что План социально-экономического развития Республики должен стать той рамкой, которая призвана задать основные параметры рассматриваемым в ходе предстоящего Делового Форума абхазо-российским проектам и программам. Надеюсь, что так и будет. Надеюсь также, что в ходе предстоящего Форума его участники не только рассмотрят, но и подпишут ряд конкретных соглашений в области организации в Республике Абхазия новых производств и совместных бизнес-проектов.

Размещено: Apsny-online
Источник: http://sputnik-abkhazia.ru
Количество просмотров: 2183

Возврат к списку

Наверх