Абхазия туристическая: между прошлым и будущим
Власти Абхазии назвали текущий туристический год рекордным за весь постсоветский период: турпоток в республику вырос до 1,5 миллиона человек (включая однодневных экскурсантов, приезжающих автобусами из Сочи). В прошлом году, тоже весьма успешном, было на 15 процентов меньше – до 1,3 миллиона.
Но эти рекордные показатели легко прогнозировались еще минувшей зимой, когда стало ясно, что часть крупных потоков российских туристов в Египет (после взорванного террористами над Синайским полуостровом самолета с ними и прекращения полетов в эту страну), а затем в Турцию – после сбитого в конце ноября 2015-го турецкими военными российского бомбардировщика и резкого похолодания отношений двух стран – перенаправится в Абхазию. Но еще нынешним летом российско-турецкие отношения наладились и турпоток из РФ в Анталию и другие турецкие курорты стал восстанавливаться. Если на статистике текущего года это еще серьезно не отразилось, то в будущем наверняка отразится. Вполне вероятно, что после получения твердых гарантий от египетской стороны безопасности авиаперелетов возобновится турпоток и в Египет. Правда, для абхазского турбизнеса по-прежнему позитивно будет действовать фактор примерно вдвое по сравнению с позапрошлым годом снизившегося в отношении к доллару курса рубля, ибо Абхазия находится в рублевой зоне. Так или иначе, но нужно быть морально готовыми к тому, что в 2017-м из-за изменения внешней конъюнктуры турпоток в Абхазию окажется несколько ниже, чем в нынешнем. Когда я поинтересовался мнением на этот счет министра по курортам и туризму Абхазии Автандила Гарцкия, тот улыбнулся: я же, мол, не прорицатель…
Впрочем, над этим вопросом, собственно, и нет смысла особенно ломать голову: на конъюнктуру рынка надейся, а сам не плошай. Ничего страшного в незначительном снижении этого показателя, кстати, нет; колебания на туристическом рынке были всегда. Лишь бы не было серьезного падения интереса туристов.
При этом ни для кого не секрет, что именно курортно-туристическая отрасль является локомотивом экономики Абхазии. «Мы должны грести теми веслами, которые нам даны», – говорит английская пословица. А что дано Абхазии? Возможность выращивать субтропические культуры? Да. Добывать каменный уголь в Ткуарчале? Да, хотя объемы там несравнимы с Донбассом. Перспективы добычи нефти на морском шельфе? Они еще неясны, зато ясно другое – большинство населения Абхазии настроено категорически против нее. А вот местные «солнце, воздух и вода» – наши лучшие друзья, неиссякаемый источник пополнения государственного и семейных бюджетов. Ибо так исторически сложилось, что Абхазия стала одним из привычных и удобных мест летнего отдыха для населения огромной территории, лежащей к северу от нее на постсоветском пространстве. И если переиначить слова популярной некогда советской песни про оленей, то применительно к экономике Абхазии «мандарин – хорошо, фейхоа – хорошо, антрацит – ничего, а курортник лучше!» Неслучайно столько людей на территории от Цандрыпша до Сухума кинулись у нас в последние годы вкладывать средства в строительство мини-гостиниц, гостевых домов и подобного.
Об этом говорил и президент Абхазии Рауль Хаджимба на недавнем совещании по вопросам реализации Стратегии социально-экономического развития до 2025 года: «Туристическая и курортная сферы – основные направления, которые должны поддерживаться государством». Хаджимба при этом отметил, что, к примеру, доход курорта Пицунда в 2016 году составил более 400 миллионов рублей, а всех остальных курортно-туристических объектов – порядка 418 миллионов рублей. Ну, эта «колоссальная», как назвал ее президент, разница зиждется, думаю, не только и не столько на успешной работе объединения пансионатов курорта «Пицунда» и его руководителя Даура Курмазия, которого в республике сейчас многие хвалят, сколько на том, что подавляющее большинство других здравниц у нас частные, частники же совсем не горят желанием показывать полный объем прибылей.
Но вернемся к будущему сезону. В нем, по словам Автандила Гарцкия, в Абхазии появится туристско-информационный центр. Его здание планируется возвести на площадке, расположенной на абхазской стороне погранпоста «Псоу». Министр говорит:
«Три с половиной миллиона предусмотрены для создания туристско-информационного центра. То есть это сервисная служба, которая работает в любой туристской стране. Куда ты можешь прийти и получить любую информацию об этой стране, начиная с гостиниц, экскурсионных маршрутов, культуры, истории страны, вплоть до адреса мастерской по ремонту обуви. Ведутся переговоры. Я думаю, что строительство этого центра будет где-то в начале следующего года».
Кто-то, возможно, заметит по этому поводу, что большинство российских туристов сегодня достаточно продвинуто, чтобы иметь возможность заранее почерпнуть нужную им информацию в интернете. Действительно, многие и путевки в здравницы приобретают по интернету (в последние два года, кстати, СМИ не раз сообщали о случаях, когда российские туристы попадались на удочку мошенников и переводили оплату им, а не на реальные счета курортных объектов, в том числе абхазских). Но не сомневаюсь в то же время, что для многих и многих этот центр будет очень полезен.
Потенциал для увеличения турпотока в Абхазию велик. В советские времена сюда приезжало раза в три больше отдыхающих, чем сейчас, причем однодневных экскурсантов среди них почти не было. Тот же курорт Пицунда принимал гостей почти круглогодично. Правда, отдыхающие тогда были значительно менее взыскательными. Вот какими мыслями о перспективах увеличения турпотока поделился Автандил Гарцкия:
«Я имел возможность разговаривать с моим знакомым. Он работает туроператором, если вы слышали, «Тез-тур». «Пегас-туристик», «Натали-тур», «Библио-глобус»… Это одни из самых ведущих в России турфирм. Вот эта пятерка отправляет только в Египет 150 тысяч человек в неделю. В Турцию – 100 тысяч. Только в неделю! Я начал с вопроса: «Египет, Турция… А теперь, наверное, в Абхазию поедете?» Он меня удивил просто. Он говорит: «Не то что Абхазия, нам неинтересно все Черноморское побережье». Ну, вот насколько у них уровень выше, у них целый университет над этим работает. Они работают на два процента всего по всему миру, и все баснословно богаты. Они говорят: неинтересно, потому что сезон короткий. Как ты думаешь, говорит, Автандил, ради чего к вам приезжают? Людям нужно, говорит, теплое море, 22 градуса. У вас, говорит, восемь дней люди на море, два дня – на экскурсиях. В среднем. Ну, развивайте то, что у вас есть. У вас нет пляжных комплексов. То есть если люди приезжают ради моря, «ловите» их на море, создавайте им условия».
С этим трудно спорить. Да, кого-то привлекают наши малолюдные и «дикие» пляжи, но кто-то с удовольствием пользовался бы на них максимумом развлекательных услуг. А сделать более длинным, почти круглогодичным туристский сезон у нас помогло бы развитие горнолыжного туризма. Тогда, смотришь, и хваленая российская пятерка турфирм заинтересовалась бы Абхазией. Но это, конечно, более отдаленные перспективы.
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2172