Российские выборы в Абхазии прошли без неожиданностей
Вчера я в качестве гражданина РФ, коих среди жителей Абхазии примерно 90 тысяч или около двух третей обладающих правом голоса, проголосовал за кандидатов в депутаты Госдумы России на избирательном участке в Пицундском доме культуры. Резонный вопрос: почему именно здесь, а не по месту жительства в Сухуме? Отвечу: потому что отдыхаю сейчас в пицундском пансионате имени Дмитрия Гулиа. Любопытно, что накануне отдыхающий здесь абхазский поэт спросил, узнав о моем намерении: «А открепительный талон у тебя есть?» Но, увидев мою улыбку, спохватился: «Да, мы же голосуем по российским загранпаспортам, а там нет прописки».
Да, мы могли проголосовать на территории Абхазии на любом участке и при этом выбрать, если нашлись бы желающие выбирать, по какому из четырех округов в РФ голосовать. Ведь к Даурскому одномандатному избирательному округу Забайкальского края нынче был приписан регион, объединивший избирателей Гулрыпшского района и Сухума, кроме столичного Нового района. За Павловским округом Воронежской области закреплены участки для голосования проживающих в Сухумском районе и Новом районе Сухума. Для жителей Гагрского района прошло голосование по Самарскому округу города Самара. Граждане РФ, живущие в Гудаутском, Очамчырском, Ткуарчальском и Гальском районах, голосовали на участке, приписанном к Всеволожскому округу Ленинградской области.
Мы с поэтом отправились голосовать в три часа в городской Дом культуры, расположенный в трех километрах от пансионата, в центре Пицунды. Наткнулись в фойе на очередь перед входом в зал для голосования, так что мелькнула даже мысль: не поехать ли на участок в соседнюю Гагру – но она была отвергнута как совершенно безумная. Действительно, став в хвост очереди, мы оказались в зале буквально через минуту. У молодого человека, который записывал мои паспортные данные, поинтересовался, кого на участок приходит больше – российских отдыхающих или местных жителей, и услышал, что примерно поровну. Нам выдали по две «простыни». На первой из них – подлиннее – были обозначены политические партии, за одну из которых мы должны были проголосовать по пропорциональной системе, а на второй – покороче – ничего не говорившие нам фамилии кандидатов, которые избирались по мажоритарной системе. Если в первом случае ни один из нас не колебался – конечно, ставим галочку против «Единой России», то во втором… Но обнаружив, что там кандидат по фамилии Колесникова является членом той же «ЕР», подсказал своему товарищу, что нужно поставить галочку против этой фамилии… Опустив заполненные бюллетени в урну, мы обменялись шутливыми репликами, что я допустил грубое нарушение – агитировал в день выборов и прямо на избирательном участке…
В прошлый четверг в своем блоге на «Эхе Кавказа» упоминал об удивлении, с которым прочел информацию в интернет-издании abhazia-news.ru относительно выборов в Госдуму – что мнение проживающего на территории Абхазии населения сможет стать определенным показателем нынешнего его отношения к власти, действующей на территории РФ. В том случае, мол, если по итогам голосования в Абхазии победят оппозиционные нынешней власти партии, то это будет неким сигналом Москве, что не все гладко в ее отношениях с Абхазией. Откуда они подобное взяли, недоумевал я, ведь и признание Абхазии Россией, и получение за пять лет до этого в республике российских гражданства и паспортов у нас прочно связывают с «Единой Россией», с Путиным, а потому никакой альтернативы «единороссам» здесь быть не может. То есть, да, члены КПРА, конечно, обычно голосуют за КПРФ, симпатизирующие Жириновскому – за ЛДПР… Но это всегда были незначительные проценты проголосовавших в Абхазии. Что касается прозападной либеральной оппозиции Кремлю, то о какой их поддержке в Абхазии даже со стороны людей со схожими идеологическими воззрениями могла идти речь, если почти все эти политики однозначно и не раз высказывались против независимости Абхазии и за пресловутую территориальную целостность Грузии в границах Грузинской ССР?
Словом, рассуждение о последнем варианте результатов голосования в республике задолго до 18 сентября представлялось в абхазском обществе совершенно нелепым… И меня еще больше удивило, когда увидел, что это нынче некое «бродячее рассуждение» в СМИ, а первоисточником является текст Владимира Лепехина на «Sputnik Абхазия» под заголовком «Выборы власти – главное событие в любой демократической стране». Он был опубликован еще 9 сентября, но я его поначалу не заметил. Лепехин пишет: «Если большинство абхазов проголосуют за партию власти, это одна ситуация, а если за оппозиционные партии? Вот это уже будет сигнал России, что в ее отношениях РФ с Республикой Абхазия что-то не так и в самой российской власти абхазов что-то не устраивает. Словом, выборы - даже в предельно стабильной ситуации, когда по их итогам в высшем законодательном органе страны ничего принципиально не меняется, играют крайне важную роль».
Я и раньше в этом году не раз приводил примеры неосведомленности в абхазских делах, которую проявляли этот и другие московские политологи, уча уму-разуму (и одновременно смеша) интернет-аудиторию республики на сайте «Sputnik Абхазия», и удивлялся тому, почему редакция этого мультимедийного портала обращается за комментариями именно к ним. Но потом сведущий человек объяснил мне, что ни к кому редакция не обращается, это ей как подразделению Sputnik «спускают» тексты для публикации… В общем, прихожу к выводу, что тут присутствует все же некая польза: по этим «мудрым текстам» можно отслеживать, какие заблуждения относительно происходящего в Абхазии распространены в российском экспертном сообществе.
Если же говорить о реалиях, то вопрос в Абхазии стоял так: какова будет явка на выборах? Не секрет, что в последние годы, в отличие от выборов начала нулевых годов, тут наметилась некоторая индифферентность. Вот и перед этими выборами некоторые мои знакомые заявляли: нет, не пойдем, это дело жителей самой России, почему мы должны вмешиваться?
Сегодня, оглашая на брифинге результаты выборов в Госдуму Федерального собрания РФ седьмого созыва, посол России в РА Семен Григорьев отметил, что подсчитаны все бюллетени на девяти избирательных участках Абхазии, они направлены в Центральную избирательную комиссию РФ, которая после проверки одобрила их. В выборах на территории Абхазии приняло участие 20 355 избирателей (то есть примерно 22,5 процента имевших право голосовать, это более чем вдвое меньше, чем в России; да надо еще учесть российских военнослужащих и отдыхающих в Абхазии в бархатный сезон). Среди политических партий «Единая Россия» получила 75,38% (то есть почти в полтора раза больше, чем в России), ЛДПР – 6,64%, КПРФ – 5,83%. За «Справедливую Россию» проголосовали 1,54% избирателей, «Коммунистов России» – 1,26%, партию «Пенсионеры за справедливость» – 1,03%, остальные партии набрали менее 1%.
Как видим, если в России КПРА и ЛДПР финишировали ноздря в ноздрю, то в Абхазии либерал-демократы явно опередили своих постоянных конкурентов. Для многих наблюдателей это было удивительно: ведь после того, как Жириновский на прошлой неделе на пресс-конференции уничижительно предложил включить Абхазию в Краснодарский край в качестве района, то есть даже лишив статуса республики, они ожидали, что рейтинг жириновцев упадет у нас ниже плинтуса. Но все не так просто. Для наиболее политически активной и влиятельной части общества – да, несомненно, так и было. Но для людей в Абхазии, близких ему по взглядам, данное заявление наверняка, наоборот, только вызвало восторг и расширило число его сторонников.
Среди одномандатников на первых местах оказались почти все «единороссы», в частности, по Самарскому избирательному округу – уже упомянутая Надежда Колесникова. «Победа на избирательных участках в Абхазии еще не означает, что эти кандидаты победили в целом по своим одномандатным округам в России, так как там избирателей значительно больше», – уточнил Семен Григорьев. Он поблагодарил правительство, ЦИК, правоохранительные органы Республики Абхазия за то, что было сделано все необходимое для проведения выборов.
По мнению активистки Клуба избирателей, директора Русского культурного центра Натальи Каюн, в будущем необходимо увеличить число избирательных участков, «Несмотря на то, что была обеспечена доставка избирателей из районов, люди, особенно преклонного возраста, из отдаленных сел не могут выстаивать в очереди, чтобы проголосовать», – сказала она.
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 1985