"Царь Абхазии" придет из Пицунды
Классической Изабелле абхазские виноделы все больше предпочитают европейские виды винограда: Каберне-Совиньон, Шираз, Мерло, Алиготе, выращенные в разных районах республики - они дают разный вкус.
Как производятся элитные и массовые вина Абхазии, узнавал корреспондент Sputnik Владимир Бегунов на одном из крупнейших винзаводов республики.
Абхазское шампанское – самое шампанское в мире
В Абхазии крупных винзаводов два: "Вина и воды Абхазии" в Сухуме и предприятие в Пицунде "Напитки Абхазии и Ко", это они представляют республику на международных винных форумах и выставках, куда мелким производителям входа нет.
Мы идем по территории пицундского винзавода. Он в процессе работы продолжает строиться уже три года.
Начальник производства и розлива "Напитки Абхазии и Ко" Виталий Григорьев рассказывает, что у завода около 350 гектаров своих виноградников, этого объема предприятию хватает, и покупные виноматериалы добавляют только в крепкий алкоголь, который здесь тоже производится.
Подъезжая к Пицунде, можно наблюдать эти виноградные плантации, которые начали восстанавливать несколько лет назад. После грузино-абхазской войны огромное количество виноградников было загублено, и сейчас виноградарство в республике постепенно восстанавливается.
По словам сотрудников пресс-службы предприятия, площади виноградников продолжают расширяться, это долгосрочные вложения. Срок жизни лозы – в среднем 25 лет, и должен быть кругооборот, чтобы старые виноградники заменялись новыми.
"В прошлом году мы переработали 2400 тонн винограда, — говорит Виталий Григорьев. – На выходе получилось миллион бутылок шампанского и полмиллиона бутылок вина. Мы не только используем проверенные виды вина, но и продолжаем эксперименты. К примеру, виноград Каберне-Совиньон у нас выращивается в двух климатических зонах — в Пицунде и Очамчыре, перерабатываем их отдельно, чтобы посмотреть, существенна ли разница во вкусе. В Очамчырском районе виноград получает больше солнца и созревает быстрее, в Пицунде солнца меньше, потому что ближе к горам, но зато больше влаги, соответственно, кислот."
Как рассказывает главный шампанист пицундского завода Анатолий Патраш, приехавший налаживать это производство из Молдавии, бренд "Абхазское шампанское" полностью соответствует технологии шампанских вин. По его словам, другие страны не используют название "Шампанское" не потому, что не дотягивают до игристых вин французской провинции Шампань, а потому, что этот бренд занят. Абхазия же решила сделать ставку на используемую технологию и разместить название "Шампанское" на этикете.
"Когда у меня спрашивают, почему российские вина называют игристыми, а абхазские — шампанскими, я в шутку отвечаю, что абхазские – единственные, которые соответствуют французскому шампанскому", — улыбается шампанист.
Анатолий Патраш в виноделии с 1983 года, его жена, химик-технолог, работает тут же, на заводе. В Абхазию из Молдавии их пригласили пять лет назад. О разнице в качестве молдавского и абхазского вина умалчивает.
— Ну, как их можно сравнивать? – говорит шампанист. — Здесь совсем другие климатические условия. К тому же предприятие сажало тут европейские, нехарактерные для Абхазии виды винограда, чтобы посмотреть, как они будут вызревать, какой дадут вкус. Абхазские вина очень высокого качества.
Годовалый "Царь Абхазии"
Мы проходим в бочкохранилище с начальником производства и розлива предприятия Виталием Григорьевым — прохлада после уличного зноя, длинные стеллажи, бочки с клеймом. Тут выдерживается десять тысяч декалитров элитного вина, которое с этой осени начнет поступать на рынок. У виноделов принято считать в декалитрах, в пересчете на привычные меры, это 140 тысяч бутылок.
Видео смотрите здесь>>
Первым, по словам Виталия Григорьева, в продажу поступит сухое вино "Царь Абхазии". Оно будет как красным, так и белым и пойдет в массовую продажу. Для ценителей будет вид этого вина особого качества годовалой выдержки. Планируют выпустить ограниченную партию, около шести тысяч бутылок. В будущем у завода есть планы на вина трехлетней и пятилетней выдержки.
Мы попали на завод во время розлива вина "Абхазские Нарты", которое производится из купажа винограда трех сортов: 30% Рислинга, 30% Алиготе и 40% Совиньон-Блана.
Среди грохота станков специалисты рассказывают, что перед розливом вино проходит контрольную фильтрацию и поступает в стерильную емкость, откуда уже идет в автоматы розлива. Конвейерная линия позволяет разливать шесть тысяч бутылок в час. Льют вино на заводе не постоянно, примерно раз в два-три месяца. В остальное время идет производство минеральной воды, лимонада, пива, чачи, коньяка, шампанского.
Бутылка ополаскивается и подается на линию. Розлив, закупорка, наклейка этикетки и расфасовка в ящики проходят в автоматическом режиме, но контроль остается за людьми. На каждом этапе у линии, по которой движутся бутылки, сидит контролер, который визуально наблюдает сколы и трещины на бутылке, правильность закупорки и ровность поклейки этикеток и акцизных марок. Контроллеры внимательно всматриваются в каждую бутылку, движущуюся по конвейеру, они работают глазами.
В лаборатории завода уже другая картина: тишина, реактивы, пробирки. Завлабораторией Анатолий Гроздев рассказывает, как производится анализ вина.
"Один из основных приборов – газовый хроматограф, - объясняет Анатолий Гроздев. — В его памяти 600 тысяч веществ, и библиотека постепенно расширяется, чуть ли не до бесконечности. Можно взять любую жидкость, и аппарат выдает полный состав веществ в ней. Можно определить все примеси. Ни один дегустатор этого сделать не в состоянии".
В цехах по производству шампанского главный шампанист Анатолий Патраш объясняет тонкости вкуса игристых вин:"Понюхайте, уловите аромат. Чувствуется как бы легкий дрожжевой тон? Это указывает на то, что это настоящее шампанское, а не вино, куда искусственно закачали углекислый газ!"
Анатолий Патраш рассказывает, что как-то после дегустации надолго оставил открытую бутылку абхазского брюта.
"Пробки под рукой не было, – говорит шампанист, - я закрыл ее салфеткой и забыл на две недели. Потом вспомнил, зашел, проверил, оно продолжало пениться. Хотел своим сотрудникам показать, но забыл. И только еще через три недели вспомнил и принес бутылку в цех. Мы попробовали – оно продолжало играть. Это еще одно отличие настоящего шампанского. Вино, которое искусственно газируют, выдыхается очень быстро".
Ардзинба: экспорт вин Абхазии увеличится в два-два с половиной раза
Сейчас абхазское шампанское бродит в больших двадцатитонных емкостях – акратофорах, но в планах – выпускать ограниченные партии классического шампанского для ценителей, которое бродит в бутылках.
Будет это, по словам шампаниста, нескоро, в конце 2018 года. "К Чемпионату мира по футболу приурочим", — шутит Анатолий Патраш. Испытания проведены, технология будет запускаться. Сколько выйдет в рублях такая бутылка, сказать сложно, но явно недешево.
"Бутылки будут укладывать в пюпитры – своеобразные стеллажи под определенным углом, — рассказывает Анатолий Патраш. — Их время от времени надо вращать, чтобы привести образовавшийся осадок к пробке, а потом следует операция, которая называется дегоржаж, когда специалист вытаскивает пробку, часть вина вытекает и смывает осадок, а потом пробка закупоривается снова. Операция очень тонкая, требующая больших навыков. Почему-то эта работа по опыту всего мира больше удается женщинам".
"В Абхазии два крупных завода, — говорит министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба. — Самое мощное производство — сухумский винзавод "Вина и воды Абхазии". Завод "Напитки Абхазии и Ко" в Пицунде работает еще не на полную мощность. Потенциал к росту производства там серьезный. Если пицундский завод выйдет на полную мощность, а это, мы надеемся, должно случиться в краткосрочной перспективе, производство вина и его экспорт в республике увеличится в два-два с половиной раза. Есть еще четыре небольших, но уже заметных на внутреннем рынке предприятия, но их объем по сравнению с крупными игроками не значителен. Это всего 50-200 тысяч бутылок в год".
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 3123