Футбольные матчи
16.05 Шахтер 0-0 Самурзакан
17.05 Нарт 3-0 Динамо
18.05 Абазг 3-0 Рица
19.05 Спартак 1-1 Ерцаху
-
-

Лаконос, фундук, кукуруза. Абхазские игрушки как культурное наследие

Лаконос, фундук, кукуруза. Абхазские игрушки как культурное наследие 11.05.2016 12:10

Старший научный сотрудник Абхазского государственного музея, историк, археолог Диана Ахба уже около 16 лет коллекционирует традиционные абхазские игрушки.

О своей коллекции абхазских народных игрушек и о том, какими были абхазские игрушки, рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Абхазия Анжелике Бения историк, археолог Диана Ахба.

— Вы не раз уже вывозили свою коллекцию абхазских игрушек на различные музейные выставки. С чего все началось? Как собиралась коллекция?

— На стыке XX и XXI века мне захотелось посмотреть, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки, изучить и восстановить их. Я начала искать. Написала маленький проект. Однако найти даже советские игрушки, которыми играли наши мамы, было проблемно. После того как закончилась война, когда создали Центр гуманитарных программ, где я работала, я написала этот маленький проект, в Центре эту идею поддержали.

В первом моем проекте были только куклы. Конечно, в приоритете были абхазские национальные. Я начала поиски, найти их было невозможно. Не думала, что столкнусь с такой проблемой в начале работы.

Я ездила по Очамчырскому, Гудаутскому району, спрашивала у местных жителей, не знают ли они тех, кто делает абхазские игрушки. Мне отвечали, что сами делают или же знают, кто этим занимается. Первый вопрос у всех был, а зачем тебе, такой большой, куклы? Я объясняла, что это часть нашей материальной культуры, что это нужно восстановить.

Игрушками вообще всегда были предметы быта, только в миниатюрной форме. Местные мастерицы говорили мне, что делаются абхазские куклы легко. Одна женщина, используя старые ткани за 15 минут изготовила мне куклу. Делали мне игрушки только из старых тканей. Я заходила в разные дворы наугад, и мне часто везло. Так я работала в одном районе, потом в другом и уже нашла своих мастеров. Все игрушки сделаны в основном людьми преклонного возраста.

— А что было после завершения первого проекта?

— У меня была выставка в музее, были три витрины. Одна витрина советских кукол и две витрины национальных. Когда я была в Питере с выставкой в Санкт-Петербургском музее игрушки, мне сказали, что мои экспонаты считаются старыми игрушками, так как изготовлены теми, кто это делал в детстве.

Потом у меня был второй маленький проект, в который вошли игрушки для мальчиков и для девочек. В первом проекте были игрушки для девочек. Дальше я увлеклась этим делом, и сегодня у меня в коллекции более 150 игрушек.

Уже 16 лет этим занимаюсь. Родители много помогали, подсказывали. До сих пор пытаюсь восстановить некоторые игрушки, но, к сожалению, изучено пока только 30%. Много сел еще нужно посетить, предстоит большая работа впереди.

Нужно собрать все, что возможно по игрушкам, так как сегодня осталось мало людей, которые помнят это.  Было бы неплохо, если бы был еще и детский центр или музей игрушки, чтобы детям абхазские игрушки были доступны.

— А найти советские игрушки не было проблемой?

— Это тоже было проблемой. У меня была всего одна витрина советских игрушек, в ней были куклы 30-х годов, новогодние игрушки 20-х годов, игрушки 50-х и 60-х годов. Потом я поняла, что сложно восстановить именно абхазскую народную игрушку, полностью перешла на это дело и советскими уже не занималась.

— Чем абхазские национальные игрушки отличаются от тех же советских?

— Отличаются во многом. Абхазские народные игрушки делались из подручного материала. 96-летняя сестра моей бабушки изготовила мне куклу, глаза, носик и ротик она сделала из камешков. Она сказала мне, что лица куклам раньше не рисовали. Так как считалось, что у мастерицы могла быть плохая аура или энергетика, что могло передаться кукле, а после и хозяйке этой куклы. Глаза куклам рисовались точками из угля или камешками.

Раньше была богатая связь с природой. Глина — это самое старое, что есть в моей коллекции. Куклы делались еще из фундуковых прутьев, использовали также грецкий орех, шерсть животных, кукурузу — из початка, из кожуры, из рыльца, использовалось все, ничего не выбрасывали. Еще были игрушки из листьев лаконоса. Было много игрушек из растительного материала.

— Но получается, что такие игрушки недолговечны, сезонные, грубо говоря…

— Из листьев — да, а из фундука и кукурузы куклы долговечны. Когда я была в Питере с выставкой, этим игрушкам очень удивились. Посетителям понравились именно куклы из листьев. Они говорили, что это необычно, и такого раньше они не видели. Говорили, что жалко, что нельзя ли покрыть их лаком, чтобы они были долговечными.

— Получается, что раньше дети не только играли такими игрушками, но еще и участвовали в создании своих игрушек, многие сами их изготавливали, пусть даже примитивные. Чему учат такие игрушки?

— Есть куклы для девочек, есть куклы для мальчиков. С помощью кукол, таких как деревянные люльки, матрасы, девочки готовились стать будущими домохозяйками, мамами. У мальчиков, естественно, были свои игрушки, домики, которые крыли папоротниками, сеном, они тоже были из растительного материала. Игрушка для ребенка – это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.

— Как современные дети относятся к таким игрушкам?

— Рядом со мной живут мои племянники, дети моей племянницы и дети моей сестры. Они первые, на ком я пробую игрушки. Дети в восторге и хотят играть только абхазскими игрушками.

У меня есть конусообразный, плетеный домик, в котором есть очаг, стол, котелочек. Есть куклы для мальчиков, куклы в образе мужчин, миниатюрные животные из дерева, из глины. Есть еще лошади, женское и мужское седло.

Мальчикам с детства на игрушках показывали как правильно седлать коня и себе, и девушкам. Женщины были прекрасными наездницами, но сами не седлали своих лошадей. Это мне подробно один старик рассказывал, Куджба из села Дурипш. Он сделал мне коня с мужским седлом и коня с женским седлом, точь в точь, только в миниатюрной форме. В коллекции есть еще палки-посохи, лук и стрелы, мячики из шерсти животных. Все это очень познавательно.

— Помимо абхазских игрушек, как я знаю, у вас еще есть и сувениры, которые созданы на основе национальных игрушек.

— Да. Изучив народные игрушки, я вывела 15 игрушек, которые могут быть сувенирами. Это мячики, обтянутые кожей, маленькие палки-посохи, серебряные и медные котелочки, куклы в национальном одеянии из овечьей шерсти, есть три вида абхазских домиков, деревянные быки, арба и так далее.

— А что не так с сувенирами, которые сегодня предлагают туристам в Абхазии?

— Такие сувениры не только напоминали бы туристам об Абхазии, но и рассказывали бы о традициях страны, знакомили бы с ее культурой. Это же что-то новое, необычное. К каждому сувениру есть подробное описание ее истории и значения. К примеру, котелочек с надочажной цепью, к ним есть описание того, какую роль играет очаг у абхазов, в каком виде должна находиться цепь и почему ее нельзя было трясти. К каждому сувениру есть своя предыстория.

Размещено: Apsny Online
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 807

Возврат к списку

Наверх