НАША ДУША ТРЕБУЕТ ГОМЕРА

НАША ДУША ТРЕБУЕТ ГОМЕРА 25.04.2016 22:17

Розита Герман

Посмотрела на этой неделе фильм «Мост» молодого абхазского режиссера Наура Гармелия. В Абхазии нет кинотеатров, но ни отсутствие необходимых технических условий, ни стоящие в проходах люди, не ослабили глубокого впечатления, которое произвел фильм.

После этого показа, мне еще любопытней стало наблюдать за работами нового поколения абхазских кинематографистов. Их у нас уже достаточно. Кто-то только окончил вуз, а кто-то учится в настоящее время. И все они снимают свои курсовые и дипломные работы в Абхазии. После «Моста» мне стало очевидно, что тема последствий грузино-абхазской войны 1992-1993 г.г. постепенно заняла ведущую роль в их работах.

  Фильм "Зафар".

Сначала в 2013 году режиссер из старшего поколения, Ада Квирая, сняла документальный фильм «Девочка на шаре» о тех, кто так и не смог встроиться в реальную жизнь после войны.  Уже в 2014 году начинающий режиссер Илона Хварцкия сняла короткометражку «Зафар», получившую Гран-при кинофестиваля в Сухуме (на этом фестивале было много работ на эту тему), а  затем и ставшую лауреатом кинофестиваля «SGUARDI VISIONI STORIE 2014» в Сардинии.  
«Мост» Наура Гармелия – полнометражная лента (51 мин), снятая на киностудии «Ленфильм». Фильм получил приз «Бронзовая тайга» на фестивале кинодебютов в Ханты-Мансийске. Он о выживании отца и сына в заброшенном абхазском селе. Финал заставил плакать многих, и после показа, я слышала мнение о том, что фильму не хватает позитива. Директор Сухумского Дома юношества Елена Кобахия, напротив, считает, что мальчик, который в картине упорно спасал отца, остается жить уже сформированным человеком, с несгибаемой волей, с правильными ценностями.  "Такие мальчики и есть спасение нации, наш свет в конце тоннеля!", – говорит она.

Сын Елены Кобахия, Инар Нармания, тоже учится в Санкт-Петербургском Университете кино и телевидения, как и Наур Гармелия.  И он недавно снял свой фильм. Сейчас лента "Там Миша лежит" в производстве. И это кино о последних днях войны.
Вот интересно, у наших молодых людей в личном опыте войны нет, а в генетическом - есть. На самом деле тут все понятно. Война – мощный стресс, который накладывается на все. И от этого стресса очень сложно и долго отходить. Вероятно, поэтому спустя 23 года, создано так мало достойных художественных произведений на эту тему. Роман «Берег ночи» Даура Начкебия, рассказы Алексея Гогуа, Даура Зантария…

И вот сейчас молодое поколение абхазских кинематографистов начало важнейший процесс художественного осмысления последствий войны для народа.

- Почему так важно именно художественное осмысление? – спрашиваю я Елену Кобахия, уже как литературоведа.

- Художественный уровень - это совершенно новый этап осмысления для самого общества, который по-новому его характеризует. Прошлое надо оценить, сделать выводы и идти дальше.  И это уже началось.

12973261_942156669231564_5189844301677615030_o.jpg Снимок.JPG Просмотр фильма "Мост" в  Русском театре в Сухуме.

С другой стороны у нас «патриархальное общество, патриархальное сознание, есть эпичность. Мы так подходим ко всему. Наша душа требует Гомера», - говорит Елена Кобахия.  Но неизвестно, когда появится наш Гомер.

А между тем, молодое поколение выросло в тяжелое послевоенное время и сформировалось в те годы, когда родители были заняты выживанием. С чем у них ассоциируется это время? Очевидно, позитива маловато. Это будет долго. Может, и не появится еще долго крупное произведение в прозе или поэзии. «Ну, пусть тогда будет кино. Я думаю, кино будет много», - заключает Елена Кобахия.

Размещено: Apsny-online
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 2374

Возврат к списку

Наверх