Что скрывают от туристов абхазские экскурсоводы
Основные проблемы туристической отрасли в Абхазии, по мнению экскурсоводов, – мусор, бродячие собаки и сложность перехода границы.
Абхазские экскурсоводы рассказали корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову о проблемах, с которыми сталкиваются в курортный сезон, и о том, как они смягчают неприглядные стороны Абхазии в глазах туристов.
Селфи – реклама страны
С началом курортного сезона через российско-абхазскую границу едет огромной поток туристов. В прошлом году он зашкаливал. По признанию и самих отдыхающих, не первый год приезжающих в республику, и местных жителей, такого количества людей Абхазия не знала с советских времен. Только туристических автобусов проходило через границу около восьмидесяти в день. По словам министра по курортам и туризму Автандила Гарцкия, за лето 2015 года Абхазию посетило три с половиной миллиона человек. В этом году Минтуризма прогнозирует увеличение количества туристов на 20%, по самым скромным подсчетам, плюс еще 700 тысяч человек.
Сейчас республика готовится к курортному сезону. Мы поговорили с абхазскими экскурсоводами о проблемах курортного бизнеса.
Давид Цушба окончил исторический факультет Абхазского госуниверситета, играл в КВН в национальной сборной Абхазии “Мои золотые”, работает экскурсоводом в одной из крупнейших турфирм республики.
— Высшим пилотажем абхазского экскурсовода я считаю работу с туристами-“однодневками”, – говорит Давид Цушба. – Я занимаюсь этим уже десять лет: встречаю в шесть утра автобусы на границе, прохожу вместе с экскурсантами паспортный контроль, потом мы едем в Пицунду, Новый Афон, на озеро Рица, в село Лыхны и уже вечером возвращаемся в Россию. Насыщенная и утомительная программа.
Давид считает, что экскурсоводы делают для туристической привлекательности Абхазии больше, чем кто-либо. По его словам, работа экскурсовода — шоу, людям должно быть интересно, их внимание нужно отвлечь он негативных явлений в Абхазии, которые бросаются в глаза.
Согласна с Давидом и Нона Джения, экономист по образованию, экскурсовод с пятнадцатилетним стажем.
— Если бы проблем в стране не было, это была бы не работа, а вечный праздник!
По мнению Давида Цушба, главным туристическим объектам Абхазии не хватает точек с бесплатным Wi-Fi.
— Я не раз говорил об этом, – продолжает Давид. – У людей должна быть возможность выкладывать в соцсети селфи на фоне наших достопримечательностей в режиме реального времени, пока их переполняют эмоции. Это лучшая реклама, идущая от восхищенных туристов! Я часто сам раздаю со своего телефона Wi-Fi, но не везде хорошо работает связь.
Пограничная бюрократия
По мнению Давида Цушба, важными проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники туристической сферы — это сложности перехода границы, мусор на трассе и бродячие собаки.
— На абхазо-российской границе есть выделенная полоса для автобусов. Ее нужно оградить, потому что туда постоянно суются водители на частных автомобилях и создают пробку, – говорит Давид Цушба. – Бродячих собак масса в Пицунде, в Новом Афоне. Все они грязные, естественно, непривитые, бросаются на туристов, пачкают их, могут укусить. Не знаю, что делать, я не специалист в этой области, уничтожать их, вывозить куда-то, но решать эту проблему нужно. Когда в Пицунде бывали международные гости высшего ранга, там собак не было видно. Решали же как-то! Мусор на трассе – это кошмар! Почему его не убирают? Редко бывает экскурсия, когда меня не спрашивают: “Почему у вас так грязно?” Стараемся отвлекать внимание туристов легендами и веселыми историями между остановками.
И это мнение не одного Давида.
— Летом деревья большей частью скрывают мусор, – говорит Нона Джения, - но туристы приезжают круглый год, и в межсезонье картина не самая привлекательная. Вот, к примеру, колоннада в Гагре – один из символов Абхазии. Мы там обязательно останавливаемся, туристы фотографируются. Подсветку красивую сделали, но фонтан забит мусором. Его нужно или засыпать и сделать на его месте клумбу, или почистить. Сейчас это просто помойка!
Ванда Пилия, историк по образованию, экскурсовод с пятнадцатилетним стажем, которая тоже работает с туристами-“однодневками”, также важнейшей проблемой отмечает переход границы.
— Впечатления у экскурсантов начинаются не с наших красот, не с увлекательного рассказа об обычаях и традициях абхазов, а с границы, где люди задерживаются на полтора-два часа. Это и физически, и морально тяжело для людей, которые приехали отдыхать. Настроение у группы с утра испорчено, и тут приходится включать все свое обаяние и красноречие, чтобы туристы побыстрей отвлеклись. Следующее, что они видят, – наша разруха, множество брошенных домов, мусор на трассе. Мы много раз обращались к местным властям, но они аргументируют все отсутствием денег. Не думаю, что расставить мусорные контейнеры – такая уж невыполнимая задача.
Первая остановка на маршруте происходит в Гагре на колоннаде, — продолжает Ванда Пилия, — а там туристов ждут бродячие собаки. Они уже знают, что им что-то по любому перепадет. Люди едут на целый день, естественно запасаются бутербродами, которыми и кормят собак. Какие-то животные спокойные, какие-то агрессивные. Это проблема – однозначно.
Коррупция или взаимопонимание
Еще одна проблема, о которой говорят экскурсоводы – взаимоотношения с автоинспекторами.
— Туристы везут деньги в республику, на них живет огромное количество людей – сотрудники турфирм, водители, работники общепита, торговцы на трассе, – говорит Давид Цушба. – Да, туристические автобусы нарушают правила, но не от врожденного бескультурья, а потому что мы постоянно опаздываем. Переход границы занимает много времени и надо везде успеть. Люди заплатили деньги, и они должны получить за них полный комплекс услуг. Автоинспекторы должны быть лояльнее к туристическим автобусам, а они останавливают и вымогают деньги. Приходится отшучиваться перед экскурсантами. Решив вопрос, я возвращаюсь в автобус, и туристы спрашивают: “В Абхазии процветает коррупция?” Я с улыбкой отвечаю: “У нас нет коррупции, у нас есть взаимопонимание”, – этим разряжаю обстановку.
По словам Давида, на то, какое мнение сложится у туриста об Абхазии, сильно влияет фактор случайности – получилось быстро пройти через границу – люди в восторге, у них масса эмоций, простояли больше двух часов – впечатления от страны смазаны.
Еще один из необходимых пунктов, который необходим туристической отрасли, по мнению Давида Цушба, — санитарные проверки общепита и торговцев на стихийных рынках.
— Это кошмар, – говорит Цушба, - мы привезли людей, они что-то съели и… расстройство желудка. Редко бывают экскурсии, чтобы мы не ждали несколько человек из туалета. Кроме того, на главных туристических объектах республики необходимы милицейские патрули. Заблудился турист, отбился от группы, нам не к кому обратиться, сами бегаем, ищем. В милиции говорят, что они занимаются проблемами поважнее – борьбой с преступностью. Но туристическая сфера — одна из главных в Абхазии. Это надо понимать!
Экскурсовод Нона Джения считает, что проблем с кафе и ресторанами нет.
— Мы возим туристов обедать в места, которые хорошо знаем, — говорит Нона, — но от торговцев вином, соками и пирожками мы их защитить не можем. Идет группа через стихийный рыночек, все что-то покупают, жуют, выпивают, а потом у людей проблемы с пищеварением.
Кроме того, по мнению Ноны Джения, Абхазии нужно привести в порядок стихийную торговлю. По ее словам, сувенирные лавки в Пицунде сейчас красиво оборудованы и нареканий не вызывают, но рыночки на озере Рица, в селе Лыхны положительных отзывов вызвать не могут, где торговцы, чуть ли не насильно “впихивают” людям свой товар.
Люди и деньги
По мнению Давида Цушба, сейчас в Абхазию очень дешевые путевки, их цена не соответствует инфляции. Но поднимать цены можно только тогда, когда хотя бы часть тех негативных явлений, которые сейчас есть в Абхазии, будет устранена.
— Проблем масса, и решать их необходимо, – говорит Ванда Пилия, — нас спасает, что природа Абхазии, наши достопримечательности перебивают негатив, и туристы в конце говорят, что хотели бы сюда приехать жить. Однако, природа природой, но над инфраструктурой работать необходимо!
Однодневная экскурсия из Сочи по “Золотому кольцу Абхазии”, включающая посещение Гагры, Пицунды, озера Рица, Нового Афона и села Лыхны стоит 2700 рублей с человека. Если умножить эту сумму на тридцать (среднее количество мест в автобусе) и на восемьдесят (количество автобусов в день в разгар курортного сезона), то мы получим выручку в шесть миллионов рублей в день только от продажи туров, не считая питания туристов и покупки сувениров.
Несмотря на все проблемные точки Абхазии, количество туристов в республике растет каждый год, и в этом есть весомый вклад экскурсоводов, задача которых обратить внимание туристов на красоты страны и отвлечь от бросающихся в глаза недостатков.
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 3498