"Рядом с Абхазией возник крупный очаг политической нестабильности"
После начала российско-турецкого конфликта Абхазия присоединилась к антитурецким санкциям, таким образом оказавшись вовлеченной в события на Ближнем Востоке. О том, чем это может обернуться для нашей страны, мы говорим с лидером партии "Единая Абхазия", депутатом парламента, историком и дипломатом Сергеем Шамба.
- Как может отразиться обострение российско-турецких отношений на Абхазии?
- Я бы не сводил все исключительно к теме Турции и ее отношений с Россией. По моему мнению, речь идет о системном переделе сфер влияния на Ближнем и Среднем Востоке, который сопровождается масштабными военными действиями и перекройкой границ. Своего рода эпицентром этих событий, безусловно, является Сирия, где уже в течение нескольких лет идет гражданская война. Фактически эта война превратилась в войну всех против всех.
Есть официальная власть во главе с президентом Башаром Асадом и поддерживающие ее группы (алавистская, но и не только).
Есть так называемая умеренная сирийская оппозиция ("Свободная сирийская армия" и так далее).
Есть оппозиция радикально исламистская (Джабхат ан-Нусра и т.д.).
Есть феномен ИГИЛ, который есть не чисто сирийский феномен. ИГИЛ – это попытка создания исламского квазигосударства не только на территории Сирии, но и Ирака. Более того, ядро этой группировки – это очень специфическое сочетание радикальных исламских элементов, суфийского ордена накшбандийя и функционеров бывшего режима Саддама Хуссейна.
Феномен этот уже давно перешел границы региона и стал своего рода общемировым явлением. Оставим в стороне вопрос о том, был ли этот феномен рукотворным или он представляет из себя «живое творчество масс», но сегодня ИГИЛ выполняет ту же роль, что и Аль-Каида в предыдущую эпоху. То есть, является своего рода экспортером идей радикального исламизма в мире.
Однако, если феномен Аль-Каиды был достаточно локальным феноменом, который охватывал лишь собственно мусульманский мир, то ИГИЛ занимается весьма успешным экспортом исламистской идеологии уже в Европе, России и других регионах. И мы видим, что этот исламистский прозелитизм имеет большой успех.
Есть уже сложившаяся курдская группировка, которая борется и с оппозицией, но и находится в сложных отношениях с официальным Дамаском.
Однако, ведь курдская проблема не ограничивается только Сирией. Есть иракские курды. Есть курды турецкие. Совершенно очевидно, что сирийский курдский процесс не может не коррелировать с общекурдским, и, если завтра сирийские курды получат автономию, то как это отразится на требованиях турецких и сирийских курдов?
Стороны внутрисирийского конфликта имеют поддержку со стороны более крупных мировых игроков.
Таким образом, рядом с Абхазией возник крупный очаг политической нестабильности. И этот очаг, похоже, не будет стабилизирован в течение ближайших нескольких лет.
В этой ситуации я считаю, что для Абхазии это грозит следующими проблемами.
Именно Кавказ в планах ИГИЛ является одним из тех мест, куда нужно направить свою проповедь. Мы уже видим, что происходит: и мощный отток радикализированной молодежи с Северного Кавказа в ИГИЛ, и структуры почти уже разгромленного джихадистского "Имарата Кавказ" присягают этому квазигосударственному экстремистскому образованию.
Кому-то может показаться, что это нас обойдет стороной. Но Абхазия же не в безвоздушном пространстве живет. И кто сказал, что проповедь радикального исламизма, которая устремлена сейчас на Северный Кавказ, обойдет Абхазию? При этом я вовсе не хочу сказать, что эта проповедь может затронуть только исламскую общину нашей страны. Опыт Европы и России показывают, что зачастую под пропаганду ИГИЛ подпадают люди, которые никогда не были деятельными мусульманами. Мы имеем феномен перехода в радикальный исламизм (именно в исламизм, а не ислам!) людей из христианских семей. Кто сказал, что у нас не может быть таких же прецедентов?
Кроме того, в Сирии проживает достаточное количество наших соотечественников, которые воюют на стороне правительственных войск.
Таким образом, сирийский процесс и, в целом, ситуация на Ближнем Востоке становятся дополнительной нагрузкой на Абхазию и на наше общество. Ведь, как я уже говорил, наше государство и общество нуждается в серьезнейшем реформировании. Однако внешние проблемы могут стать огромным тормозом для столь необходимых нам внутренних реформ.
- Как Вы оцениваете происходящее в Турции и сам российско-турецкий конфликт?
- То, что происходит в Турции, не сводится к личности Эрдогана, Гюля, Давутоглу или кого-либо другого из турецких политиков. Речь идет о том, что в настоящий момент Турция стоит на грани большой трансформации. Дело в том, что тот курс, которым эта страна шла последние примерно сто лет (точнее, без малого сто лет), видимо, себя исчерпал.
Этот курс связан с именем Кемаля Ататюрка, и он стал результатом неудач партии "Единение и прогресс" реформировать Османскую империю и поражения самой этой империи в Первой мировой войне. Неудачное реформирование по-младотурецки и поражение привели к тому, что процесс распада османских владений вступил в завершающую фазу. И турецкий правящий класс и турецкое общество оказались тогда перед нелегким выбором, когда не только окраины империи, но и само ее сердце - Анатолия - могли оказаться отторгнутыми. И встал вопрос фактически выживания турецкого государства хоть в каком-то виде.
Мустафа Кемаль (тогда еще он не был Атюрком), опираясь на часть армии (в том числе - и на ее абхазо-черкесскую слагаемую), на остатки младотурецкой партии, на часть интеллигенции,сумел создать на части территории бывшей Османской империи современное турецкое государство.
Не будем идеализировать Кемаля и его соратников. Создание современной Турции во многом строилось на этнических чистках, отрицании преступлений младотурецкой эпохи (в первую очередь, геноцида армян), на отуречивании национальных меньшинств. В том числе, кстати, и абхазо-черкесской диаспоры, на которую оказывалось ассимиляционное давление.
Однако само построенное Кемалем государство строилось на нескольких идеологемах.
Во-первых, на запрете на расширение. Идея возрождения Османской империи или любого другого большого государства на турецкой основе была принесена в жертву построения небольшого турецкого национального государства. В этом смысле весьма показателен конфликт Кемаля с Энвер-пашой, который считал необходимым построение панисламстского государства на турецкой основе.
Во-вторых, Кемаль ввел светскость и деисламизацию в качестве основ государственной идеологии и государственной жизни.
В-третьих, Кемаль провозгласил не просто курс на реформы турецкого государства и общества, но и на их широчайшую европеизацию.
Нельзя сказать, что такое государство было дружественным для СССР и постсоветской России. Но с таким типом турецкого государства Москва умела находить общий язык.
Где-то в середине 1980-начале 1990-х годов этот кемалистский курс начал испытывать серьезные затруднения. Причин тому было тоже несколько. К ним можно отнести и не до конца преодоленный традиционализм турецкого общества (в том числе - традиционализм религиозный), и нежелание европейских элит принимать Турцию в свои ряды.
Окончательно все стало понятно в 2000-х годах, когда вопрос о вступлении Турции в ЕС был фактически похоронен. Если кемалистский курс оказался неправильным, то куда должна идти страна?
Эксперты говорят, что у посткемалистской Турции есть два варианта позиционирования в мире.
Первый - это принять нео-османскую парадигму и начать отстраивать новую Османскую империю. Совершенно очевидно, что новый вариант османского государства будет строиться также и на халифатистской основе. Ведь султан Османской империи был еще и халифом всех мусульман.
Второй - это некий вариант построения общетюркской идентичности, который обычно в научной и околонаучной литературе получил название пантюркизм.
Сразу скажу, что оба этих варианта достаточно проблематичны с точки зрения реализации. Начнем с того, что тот же пантюркизм при всей его идеологической выверенности при попытке сделать хоть какой-то практический шаг к его осуществлению начинал сталкиваться с огромным количеством проблем. Например, с тем, что некоторые тюркские народы проявляют весьма слабую общетюркскую солидарность и друг друга не очень любят.
Что касается османизма, то здесь возникает вопрос о конкуренции Турции с арабским миром, и о том, что именно сепаратизм арабских окраин стал одной из причин крушения Османской империи.
Однако нынешний премьер Турции Ахмед Давутоглу, еще будучи главой МИД своей страны в 2009 году, в заявлении "О проблемах с соседями" сказал, что цель турецкой политики это нео-османизм как восстановление влияния в тех регионах Евразии и Африки, которые находились в составе или же были подчинены Османской империи.
И это была не просто фигура речи, а результат давних теоретических построений Давутоглу. Ведь еще в 2001 году он опубликовал книгу "Стратегическая глубина: международное положение Турции", в которой сказал о том, что задача вступления Турции в ЕС становится все более невыполнимой, и что в качестве альтернативы Турции нужна своя ближневосточная стратегия. Понятно, что эта стратегия должна быть наступательная, направленная на восстановление своей зоны влияния в регионе. Особой критики Давутоглу подвергал сотрудничество Турции и Израиля, которое мешает установлению нормальных отношений Анкары с арабским миром.
Своего рода реперной точкой стал 2010 год.
Тогда Анкара фактически инициировала рейд так называемой "Флотилии свободы" в поддержку подконтрольного ХАМАС и блокированного Израилем Сектора Газа. Что было явным признаком разрыва турецко-израильских отношений.
События "арабской весны" 2011 года и начавшаяся, как ее следствие, гражданская война в Сирии, стали для сторонников нео-османского курса Турции своего рода "звездным часом". В этот момент они смогли открыто сделать ставку на территориальный передел в ближневосточном регионе и начали налаживать отношения с арабским миром. В первую очередь, с крайне заинтересованным в свержении сирийского правительства Катаром.
Когда сейчас говорят, что Россия и Турция не могли не столкнуться, и ссылаются при этом на опыт многочисленных русско-турецких войны 18-19 веков, то это не совсем корректно.
Столкновение интересов России и Турции стало реально неизбежно, когда Россия увидела в развитии событий на Ближнем Востоке угрозу своим интересам и оказала помощь правительству Башара Асада. С этого момента российско-турецкий конфликт встал на повестку дня мировой политики.
- Каким Вы видите возможное развитие событий? Какова должна быть стратегия Абхазии в турецком вопросе?
- Я считаю, что нео-османский курс Турции реально представляет собой угрозу для ее соседей. Более того, в значительной мере такой курс несет в себе угрозу и для самой Турции. Если удастся реально реализовать свой нео-османский курс, то это будет означать, что эта страна превратится в одного из наиболее опасных для соседей игроков в регионе.
Однак,о не менее опасно, если Анкара, увлекшись своей нео-османской империалистической авантюрой, окажется во внутреннем кризисе. И этот кризис в сочетании со вполне жесткой политикой опасающихся нео-османизма соседей приведет к дестабилизации Турции и даже к ее распаду. Такой распад породит множество конфликтов. И станет не меньшей проблемой, чем ее нео-османизм. Выгоден ли нео-османский курс Турции для Абхазии? Убежден, что нет. И в пользу такого утверждения говорит наша история ХIХ века. Тогда наша маленькая страна стала жертвой соперничества двух империй – Османской и Российской.
У нас принято говорить о колонизаторской сущности русского царизма. И во многом это правильная оценка. По крайней мере, она применима к периоду фактического вхождения Абхазии в состав России и ликвидации автономии Абхазского княжества.
Но разве политика Османской империи по отношению к Абхазии не была столь же колонизаторской и хищнической? А что, османы были заинтересованы в том, чтобы Абхазия оставалась маленькой независимой страной? Они не проводили ассимиляторской политики по отношению к нашей диаспоре, не вовлекали ее в совершенно ненужные ей военные авантюры?
Примечательно в этой связи воспоминание турецкого офицера Осман-бея о политике Порты на Кавказе, опубликованные в Кавказском сборнике, 1877 г. : " в Константинополе умы были затемнены до такой степени, что там не различали творимого на Кавказе, и играли с судьбой целого народа...Начинают с уничтожения их социального и политического быта, подстрекая на борьбу с русскими и в то же время отрезают им путь отступления".
Да, кемалистская Турция могла бы быть нормальным торговым партнером и хорошим соседом для Абхазии и России, но Турция нео-османского курса таковой быть не может.
Это я говорю еще и для тех безответственных российских экспертов, которые постоянно пытаются представить Абхазию протурецкой страной.
Стратегическим общим интересом России и Абхазии, как мне кажется, должна стать такая внутренняя трансформация Турции, которая бы отказалась от нео-османского курса, сохранила бы территориальную целостность страны и дала бы соседям четкие гарантии о нерасширении. Фактически речь идет о некоем новом издании кемалистского курса.
Если говорить о роли Абхазии в этой ситуации, то я бы пригляделся бы к тому, что называется, работа с диаспорой. Абхазская диаспора заинтересована в том, чтобы отношения Абхазии, Турции и России были бы максимально дружественны. Более того, наша диаспора много сделала для того, чтобы в преддверии Олимпийских игр 2014 года в Сочи различные международные силы не смогли воспользоваться так называемым "черкесским фактором" против России. Напомню, что и отношения между Советской Россией и кемалистской Турцией были установлены не без помощи абхазских большевиков Нестора Лакоба и Ефрема Эшба и абхазской диаспоры.
Что касается конкретных методов работы с диаспорой, то это тема отдельного разговора, который вряд ли уместен в жанре интервью.
Интервью взял Антон Кривенюк
Источник: http://sukhum-moscow.ru
Количество просмотров: 2332