Рауль Хаджимба: Абхазию все равно признают
Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба накануне визита в Москву в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о том, чего удалось добиться Абхазии, и о том, что только предстоит сделать. С главой государства беседовал директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Господин Президент, 18 февраля состоится Ваш визит в Москву и встреча с Владимиром Путиным. Это будет развитие прежних договоренностей или планируется поднимать какие-то новые темы?
5 марта 2015 года вступил в силу Договор между Абхазией и Россией о союзничестве и стратегическом партнёрстве. Это важнейший документ, определяющий и развивающий ключевые направления межгосударственного сотрудничества. Важно обсудить ход его реализации, в частности работу по заключению секторальных соглашений. Отмечу, что Договор уже работает, и, к примеру, наши пенсионеры начали получать существенную прибавку к социальным выплатам.
Мы заинтересованы в создании более комфортных условий пересечения абхазо-российской границы. Этот вопрос очень волнует обычных граждан двух стран, которые зачастую тратят много времени и сил, простаивая в очередях на границе, особенно в летний период. В прошлом году практика показала, что в принципе эту задачу решить можно, хотя порой суточная нагрузка на МАПП «Адлер» доходила до 50 тыс. человек, а это превышает технические возможности контрольно-пропускного пункта. Туристический поток растёт, и мы должны вновь дополнительно задействовать старый пограничный мост.
Есть вопросы, связанные с выплатой долга по железнодорожному кредиту, развитием сотрудничества в сфере энергетики, привлечением российских инвестиций в экономику Абхазии, в частности в сельское хозяйство и туризм.
Прошедший год был для Вас насыщен международными контактами. Какие приоритеты здесь Вы видите?
В первую очередь, это вопросы экономики. И здесь важны не только контакты на федеральном уровне, но и прямые связи с регионами России. Мы считаем важным выстроить такие отношения, которые бы обеспечивали инвестиционную привлекательность нашей страны. В аграрном секторе налаживаются отношения с Татарстаном, есть предложения от Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании, Удмуртии. Речь не только о сельском хозяйстве, но и, например, добыче полезных ископаемых, развитии промышленного производства. У нас хорошие перспективы, намечены конкретные планы сотрудничества.
Вы много говорили о сельском хозяйстве. И тут Абхазии есть что предложить. Но не складывается ли впечатление, что все знают только о мандаринах. Между тем, экологически чистые продукты сегодня тренд во всем мире. Будет ли Абхазия уделять внимание своим брендам? Ведь нельзя же все время выезжать на одних цитрусовых?
Начнем с того, что производить большие объемы сельхозпродукции мы пока не можем. Потребности российского рынка нам не обеспечить. Мы не гонимся за количеством, а делаем акцент на качестве. Речь идёт не только о производстве цитрусовых, но это и хурма, киви, фейхоа. Это экологически чистая и конкурентоспособная продукция. Сейчас в сельское хозяйство постепенно приходят инвесторы. Ряд инвестиционных проектов реализованы в Пицунде и Очамчырском районе. Растёт интерес к абхазскому вину. Мы в 2015 году поставили в Россию более 20 миллионов бутылок. В перспективе экспорт вина в Россию может быть увеличен. Климатические условия в Абхазии позволяют развивать животноводство и рыбную отрасль – начиная от форелевых хозяйств и заканчивая морским промыслом.
Другой очевидный кластер для развития – туризм. Весь Сочи увешан рекламой с предложениями посетить Абхазию. Но нужна современная инфраструктура. Тем более, что на перспективу следовало бы рассматривать Абхазию с ее знаменитыми Гаграми и Пицундой как единый крупный туристический регион. Хотя, конечно придется как-то решать вопросы с тематической специализацией и теми же энергоресурсами.
Это и для Сочи будет полезно.
В Абхазии должен развиваться круглогодичный, всесезонный туризм. Кроме того, нужно уделять внимание формированию уникальных «абхазских ниш» на туристическом рынке. Речь может идти о развитии бальнеологии и курортологии, экологическом и этнокультурном туризме. Горная Абхазия – это целый мир, еще не изведанный туристами. В Абхазии много достопримечательностей, памятников историко-культурного наследия. Нужно постоянно заниматься развитием туристско-рекреационной инфраструктуры. В целом, наша задача состоит в том, чтобы не только развивать «ностальгический туризм», когда к нам едут лишь потому, что посещали эти места в детстве. Это тоже хорошо, но мы должны сделать отдых в Абхазии современным и комфортным.
Но для этого необходима не только техническая инфраструктура, но и культурные события. Людей привлекает не только пейзаж…
Безусловно. Многое в Абхазии неотделимо от контекста русской и советской культуры, поэтому российским туристам у нас комфортно. Что же касается культурных событий, то Абхазии есть чем гордиться. Помимо национальной культуры, которую очень любят в России и других странах, у нас активно развивается классическое искусство, в частности музыка и исполнительское мастерство. Наши выдающиеся оперные певицы Хибла Герзмава и Алиса Гицба выступают по всему миру. В этом году в Абхазии пройдет пятнадцатый юбилейный фестиваль классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», на который ежегодно съезжаются звезды мировой оперы, и мы надеемся, что Министерство культуры России также поддержит этот проект. Проводится фестиваль Фазиля Искандера, к нам приезжают выдающиеся деятели культуры – Александр Сокуров, Михаил Шемякин и другие. Есть планы по оживлению театральной жизни.
Но для всего этого нужны кадры. Развитие образования. Это дорогое удовольствие.
Молодежь едет учиться в Москву и другие города России, причём в лучшие российские ВУЗы. Мы благодарны России за щедрые образовательные квоты, выделяемые ежегодно. При этом у нас те же проблемы, что и везде. Все хотят обучаться популярным специальностям. Но нам нужны специалисты, которые будут строить Абхазию – архитекторы, строители, дизайнеры, инженеры, специалисты в области информационных технологий, а не только экономисты, юристы и управленцы. Нам нужны врачи, знающие современные методики курортного здравоохранения, нужны энергетики, экологи. К сожалению, есть еще один момент. Существует серьезный разрыв в профессиональной подготовке между теми, кто получил высшее образование еще в советский период, и теми, кто сегодня его получает. Этот разрыв нужно будет преодолевать. И это небыстрый процесс.
Одним из брендов Абхазии стала ваша популярная команда КВН. Как Вы видите возможность поддержки таких форматов продвижения страны?
Мы всегда их поддерживали и будем поддерживать. Кстати, их успехи не ограничиваются творческой деятельностью. Ребята из команды КВН «Нарты из Абхазии» теперь работают в руководстве Абхазской гостелерадиокомпании и даже в администрации президента. Будем поддерживать и наших молодых КВНщиков, надеемся на их попадание в высшую лигу команд КВН.
Кстати, о преемственности. Проезжая по стране, неоднократно видел плакаты, посвященные годовщине победы в абхазско-грузинской войне на которых изображен первый президент Владислав Ардзинба. Вы были одним из его сподвижников с самого начала. Что это сейчас значит для власти и для народа? Сохранения национальной идентичности? Внимание к народной культуре и языку? Ведь Ардзинба был выдающимся учёным-историком. Как, кстати и многие кавказские лидеры первой послесоветской волны – Эльчибей, Тер-Петросян, Гамсахурдиа.
Владислав Ардзинба, в отличие от Эльчибея или Гамсахурдиа, не был митинговым политиком: под его руководством наш народ добился создания независимого государства, победив в кровопролитной войне с агрессором. Что же касается преемственности, то я как Президент Республики Абхазия считаю своим долгом основывать свою деятельность на принципах, заложенных Владиславом Ардзинба. Это неукоснительное соблюдение суверенитета Абхазии, защита Конституции, развитие собственных возможностей и потенциала в различных сферах и укрепление союзнических отношений с Россией. Парламент Абхазии принял закон об увековечении памяти Первого Президента. Это не только наша история, но и настоящее. Политическое и историческое наследие Владислава Ардзинба – это важная составляющая идентичности абхазского народа.
Недавно Абхазия проявила себя по отношению к России как настоящий союзник. После гибели российского самолета, она фактически присоединилась к санкциям против Турции. Это было замечено и это было очень по-честному.
По-другому и не могло быть. У нас есть договор, по которому мы и Россия – союзники и стратегические партнеры, в том числе в сфере внешней политики и безопасности. Мы должны не столько на словах, но и на деле следовать этому курсу. Конечно, нам важна каждая копейка, но не ценой дружбы с Россией. Мы ввели ряд ограничений на экономическую и иную деятельность, связанную с Турцией. Но вместе с тем хочу подчеркнуть, что мы продолжим сотрудничество с нашей диаспорой, проживающей в Турции и других странах, которая, кстати, с пониманием относится к проводимой нами политике.
Сегодня в интернете тема номер один касающаяся Абхазии – запрет на аборты, который был введен совсем недавно.
В обществе по этому поводу разные мнения. Споры продолжаются и после принятия закона. Думаю, что нет людей, которым нравилась бы практика абортов. Мне кажется, что государство не должно поддерживать право на убийство не родившегося ребёнка. Конечно, в идеале само общество не должно этого допускать, но при этом государство должно предусмотреть все возможные способы защиты материнства и детства. Нельзя забывать и о медицинских аспектах проблемы. Необходимо создавать благоприятные социальные условия для стимулирования рождаемости. Мы планируем почти вдвое увеличить финансовую поддержку молодых семей. Ресурсов немного, но будем делать всё возможное, чтобы повысить рождаемость в стране.
Важный вопрос – принятие решения о продаже абхазской недвижимости гражданам России. Сейчас запрет на такие сделки выглядит явным анахронизмом. Большинство тех жителей Республики, с кем удалось лично переговорить, надеются, что такое разрешение увеличит приток денег в республику. Ведь жилье нужно как-то содержать, поддерживать, приезжать с детьми, и соответственно тратить деньги в местной сфере услуг. А между тем вопрос уже длительное время никак не решается.
Этот вопрос действительно ставится давно. Есть мнение, что легализация рынка недвижимости будет способствовать привлечению инвестиций в Абхазию. Существуют и опасения. Уверен, что при правильном подходе этот вопрос вполне решаем в устраивающей всех форме. Сегодня же мы имеем неконтролируемую ситуацию в сфере жилой недвижимости, которую нужно привести в порядок. Я знаком с мнениями ряда политических сил, которые по-разному относятся к решению данного вопроса. Уверен, мы найдем точки соприкосновения, и этот вопрос будет разрешён с пользой для наших граждан.
Наконец, нельзя не спросить, чего ждете от предстоящего года.
Важнее всего – это развитие экономики и выполнение социальных обязательств. Предстоит работа по исполнению повышенной доходной части бюджета. Нам необходимо добиться этих целей в условиях ухудшения международной финансово-экономической конъюнктуры. Будет непросто, но с помощью России мы будем добиваться положительных результатов.
В скором времени предстоят местные, а в следующем году – парламентские выборы. Выборы должны пройти в соответствии с законом, а конкурентная борьба не выходить за рамки этики и конструктивного подхода. В абхазском обществе демократия присутствовала всегда, мы должны уметь слышать и уважать друг друга.
Мы реформируем избирательную систему, завершается реформа местного самоуправления, проводится сокращение чиновничьего аппарата. Стоит задача формирования Конституционного суда. Реформы будут продолжаться в сфере бюджетного учёта, в банковской системе, в сфере борьбы с коррупцией.
Абхазия - небольшое государство. Для малых наций важно найти разумный баланс между эффективным участием в процессе глобализации и сохранением традиционной национальной культуры. Таким образом, важно, с одной стороны, не раствориться, а с другой – не замкнуться в себе.
Нужно следовать выбранным приоритетам так, чтобы не распыляться. Это сложно, но необходимо, если мы хотим решить нашу главную задачу – добиться полноценного международного признания нашей страны. Мы добьёмся этой цели: Абхазию всё равно признают, не сомневаюсь в этом.
Источник: http://actualcomment.ru
Количество просмотров: 2021