Тенгиз Тарба: Абхазии надо конкурировать со всем миром
О том, как правильно выстроенная информационная политика может радикально изменить в положительную сторону восприятие республики абхазской и зарубежной общественностью, рассказал в интервью Sputnik автор и руководитель проекта "Горная Абхазия", начальник информационного отдела МИД Абхазии Тенгиз Тарба.
Наала Авидзба, Sputnik
В деле продвижения имиджа страны, развития и укрепления национальной культуры во всех ее проявлениях мелочей быть не может. Каждая деталь и каждый шаг, сделанный в этом направлении, имеет значение. Однако по-настоящему эффективным это может стать только в том, случае, если работа будет построена грамотно и поэтапно, уверен руководитель проекта "Горная Абхазия", начальник информационного отдела МИД Абхазии Тенгиз Тарба.
Каждая деталь важна
Такие инструменты, как маркетинг или брендбук, за рубежом, в том числе и ближайшем, уже прочно вошли в сознание людей через бизнес, обратил внимание Тенгиз Тарба.
"Если бизнес неэффективен, он не может конкурировать с окружающей средой. То же самое относится к государству. Когда мы говорим об образе государства, мы должны понимать, что он должен быть конкурентоспособным. В том числе это конкуренция не только с государствами, но и за общественное мнение. За сознание людей. Есть мнение, и я его разделяю, что Советский Союз развалился, потому что в него перестало верить общество. Если общество не подпитывать, если не давать простые, обычные сигналы, понятные современным людям, то оно перестает понимать это государство и перестает в него верить", — сказал он.
Самые доступные и простые символы, и при этом самые первые и наиболее значимые, это, безусловно, государственные символы, справедливо отметил Тенгиз Тарба. При этом в республике не упорядочены и документально не утверждены все аспекты, связанные с этой символикой.
"Это герб, флаг, а дальше по нарастающей, гимн, и дополнительная графическая символика. Это элементы национальной одежды и так далее. А что у нас сейчас с этим вопросом? Государственная символика – это только один из сегментов восприятия государства, но очень важный. Это основа. Если посмотреть, например, на наш герб, то, оказывается, что у нас до сих пор нет эталонного герба в Абхазии. Так же как нет эталонного флага. Есть закон о госсимволике, но на сегодняшний день можно увидеть около 7 или 8 вариантов герба".
Должны быть четко определены конкретные цветовые оттенки, которые могут меняться в зависимости от поверхности нанесения. Также должен быть эталонный герб, где в окончательном виде зафиксирована каждая деталь.
"Если осознать значимость этого символа и степень исторической ответственности и то, сколько жизней было отдано за него, получается, что каждая черточка на гербе, это сотни человеческих жизней. Тогда мы понимаем меру ответственности. И понимаем, что уже давно пора навести порядок", — отметил он.
Он приехал в Абхазию
Это – лишь один из примеров и многочисленных аспектов информационной политики, которой должны заниматься профессионалы.
"Когда мы видим количество негативной информации о нас, это в том числе работа профессионалов, задача которых посеять в умах людей живущих в Абхазии недоверие к государственности, разочарованность. Возникает вопрос, а работаем ли мы в противовес этому, понимаем ли, что должен быть системный подход, инструменты, которые формируют в общественном сознании положительный имидж страны? Чем заинтересован ребенок 15 лет? Он берет в руки "айпад", и ему открыт весь мир. И мы конкурируем со всем миром. Это нужно понимать. Наша информационная продукция должна быть конкурентоспособна по отношению ко всему миру. И есть в Абхазии примеры, проекты, которые говорят о том, что мы на это способны".
Отмечая положительные проекты, Тенгиз Тарба затронул и проблемные моменты.
"У нас есть музей и на одном из этажей расположен отдел этнографии. Но это ведь не музей какой-то исчезнувшей страны? Почему этнография – это не вся Абхазия, а только какие-то специализированные учреждения, в которых можно узнать о нашей стране?", — задается вопросом он.
Абхазская культура должна быть полностью интегрирована в современное информационное пространство, поясняет Тарба.
"Я должен, выходя из этого здания, видеть, что нахожусь в Абхазии. Это один из самых простых и доступных инструментов. Это затратно, но не настолько. Я не призываю строить новые города. Если мы все-таки поставим задачу интегрировать в современное пространство всю нашу национальную эстетику, то окажется, что через два-три года мы добьемся очень больших серьезных результатов. Это может быть во всем, в фасадах зданий, в вывесках, в дорожных знаках. Это невероятно важно. Я называю очень простые вещи, но мы их видим ежедневно, и они влияют на нас. Конечно, это должно быть эстетично и вызывать положительные эмоции. Это будет действовать и на туриста. Он хочет видеть другую страну. Он заплатил деньги, чтобы окунуться в другую страну. Ему не нужен какой-то усредненный туристический город. Ему нужна Абхазия", — утверждает Тенгиз Тарба.
Он также отметил, что в республике до сих пор не создан интернет-сайт об Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов. Это приводит к тому, что рассказать детям о каком-либо событии из мировой истории сегодня гораздо проще, чем об одном из главных этапов абхазской государственности. Информация о войне есть, но вопрос в ее доступности.
"Мы должны понять, что наши инструменты должны быть эффективными. Общество уже приучили к тому, как потреблять информацию. Если мы не будем учитывать этих реалий, у нас ничего не получится".
Сложная ситуация сложилась и с топонимикой, продолжил он. Названия очень многих мест, горных вершин зачастую вызывают споры и разные трактовки. На картах указаны города, села и основные вершины, но и по ним не всегда есть единое мнение.
Как быть?
Подобные примеры служат индикаторами ситуации в целом, считает Тенгиз Тарба.
"Если в основе не наведен порядок, как может идти речь о целостном восприятии?
Сейчас в республике не ведется целенаправленная работа по созданию правильного целостного образа страны по всем информационным направлениям, продолжил он. По его мнению, необходимо создать новую структуру, которая ею будет заниматься. Либо на базе уже существующих создать отдельную организацию, которая будет координировать всех необходимых специалистов.
"Нужна некая группа людей, которая возьмет на себя смелость и скажет, все, единое название топонимов вот такое. И в других сферах: нужно проанализировать имеющийся материал и там, где есть пробелы, дополнить. Должна быть группа людей, которая наберется смелости, чтобы возрождать и создавать. Но делать это надо, безусловно, аккуратно. Привлекая всех специалистов, которые у нас есть. Наша интеллигенция, наше общество должны взять на себя ответственность и начать создавать информационный продукт, который будет завоевывать свое пространство", — пояснил идею Тенгиз Тарба.
Проанализировать, определить и зафиксировать в брендбуках как именно абхазское, а не какое-то другое или похожее, нужно, по его мнению, все элементы национальной эстетики. Это и национальные костюмы, и музыка, все графические элементы. Та же группа профессионалов опишет правила использования всех абхазских элементов.
Инструменты, которые помогут внедрить все в это информационное поле, сделать узнаваемым и внутри страны, и за рубежом, это, например, проекты, предлагающие текст, фото и видео, по типу "Горной Абхазии", говорит его автор. Но при этом делает оговорку, что любой проект, должен соответствовать требованиям современных медийных технологий. Темой для проекта может стать история Абхазии, национальная музыка, костюм, топонимика и многое другое.
"Все направления невероятно интересны. Но уже будет основа, понимание того, что такое абхазский визуальный образ, эстетика, графика. Именно абхазская".
При этом, он обращает внимание, что нескольких фильмов или фестивалей недостаточно. Это большая информационная работа на многие годы. Необходимо будет постоянно соответствовать современным требованиям, выделять гранты для интересных социокультурных проектов, помогать инициативам молодежи.
"Нам это нужно, потому что у нас сложная история. Мы не Великобритания, например, у которой историческая цепь не разрывалась на протяжении сотен лет. Образ Великобритании формировался на протяжении лет и никуда не девался. У нас другая ситуация, многое сгорело, не сохранилось, чудо, что мы сохранились".
Финансирование информационной политики должно лежать на государстве, уверен Тенгиз Тарба.
"Это задача государства формировать положительное мнение о стране. Если этого не делать, общество перестает верить в государственность. В первую очередь, в этом заинтересовано государство. Если к этому хотят присоединиться другие организации, это будет только здорово. Но нужно понимать, что это работа на долгие годы, и, безусловно, государство должно выделить на это средства. Оно должно тянуть на себе это бремя ".
Подспорьем в этом деле может стать туризм, заключил Тенгиз Тарба, делая экономически выгодным продвижение абхазских информационных продуктов.
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 2078