Снег в Абхазии
/Виталий Шария/
В новогоднюю ночь в Абхазии случилось маленькое чудо – пошел снег. Если учесть, что снег на абхазском побережье выпадает далеко не каждый год, а если и выпадает, то обычно ближе к концу зимы, это было поистине редкостное явление. Что называется – как на заказ. Трех-четырехлетние детишки из нашего подъезда в сопровождении взрослых около десяти утра 1 января высыпали во двор и принялись играть в снежки. Кое-кто из этих детей, по-моему, раньше видел снег только по телевизору. А ведь еще в полдень 31 декабря в городе было тепло и мне думалось, что прогноз тбилисских синоптиков о снеге в столице Грузии в Новый год, о чем прочел на сайте «Эхо Кавказа», нас не коснется…
В первые дни после Нового года в Абхазии принято принимать дома гостей и самим ходить с визитами по родственникам и друзьям с новогодними поздравлениями. И вот в эти дни мало кто во время застолий, в которых мне довелось участвовать, не вспоминал про новогодний снег как про некое доброе предзнаменование, как знак того, что все у нас, хоть год и високосный, «тяжелый», будет «как задумано». И в то же время прагматики не забывали добавить, что не дай Бог, конечно, чтоб снег продолжал идти слишком долго, ибо в наших влажных субтропиках и при нашей изношенной энергосистеме это обычно чревато обрывами электролиний. Те не выдерживают тяжести снега, а тем более рухнувших на них поваленных снегом деревьев. В воскресенье несколько сел в Очамчырском районе были вчера с утра обесточены – после того снегопада, который обрушился на побережье в ночь со второго на третье. В Сухуме коммунальные службы совместно с сотрудниками МЧС республики и госкомпании «Абхазавтодор» несколько часов расчищали от снега главные улицы. Осложнилась обстановка и на трассе до Псоу, но закрывать ее все же не стали.
А часов около восьми вечера произошло общее отключение по Абхазии. Наша семья сидела в тот момент у соседей. Продолжили застолье при свечах, подбадривая себя тем, что запаса новогодней провизии у всех хватит еще на несколько дней и что в 1911 году, когда в Абхазии лежал «Большой снег», нашим предкам было тяжелее. Электричество дали только глубокой ночью. Утром прочел в Фейсбуке сообщение своего молодого родственника, написанное в девять вечера накануне: «Хочу всех успокоить, света до завтра не будет – авария в селе Ачгуара. Ложитесь спать».
А молодая супружеская пара, которая была у меня дома раньше, вечером 1 января, с восторгом рассказывала о том, как они, уложив ребенка спать, поехали в новогоднюю ночь на сухумскую площадь Свободы, где нынче была установлена главная новогодняя елка страны (в предыдущие годы ее ставили в центре небольшого парка у здания городской администрации, где не разгуляешься, мало свободного места). Там собралось много народу, который от души веселился, и было настоящее новогоднее единение.
Вообще, надо сказать, что такого новогоднего «размаха» в Сухуме, как нынче, я не припомню. Елки, вокруг которых в разные дни проходили мероприятия для детей, были установлены и в разных микрорайонах города – на Новом районе, в Старом поселке, на Маяке, в Синопе…Театрализованные представления на абхазском и русском языках с раздачей детям подарков проходили и продолжают проходить в Абхазском и Русском драмтеатрах, Доме учителя, Абхазгосфилармонии…
Вот почему, честно говоря, меня озадачила публикация в последних числах декабря одного молодого автора в одном новом для Абхазии СМИ, где он долго рассуждал на тему, почему его друг пожаловался ему в телефонном разговоре: «Совсем не верится, что уже скоро Новый год. Нет ни новогоднего настроения, ни праздничной атмосферы. В воздухе не пахнет Новым годом».
А Бог его знает, почему тот молодой человек так сказал. Всякое бывает, праздничное настроение – вещь весьма субъективная. Говорят, что порой ненавидеть весь мир заставляет неразношенная обувь... А может быть и так, что уже на следующий день настроение у этого телефонного собеседника кардинально поменялось. Но автор очень серьезно воспринял этот разговор. Тем более что он шел вечером с работы домой по не самым освещенным улицам города и вспоминал кадры фильмов о встрече Нового года в больших городах: «Роскошные елки, подарки, украшенные дома и торговые центры, встречающиеся на улице новогодние персонажи… Остановился, оглянулся вокруг, и стало как-то грустно. Где же Новый год?» Далее пошли размышления на тему, кто виноват. В том, например, почему только от силы четыре улицы в городе отдаленно, но все же создают ощущение приближающегося Нового года.
Размышления, честно говоря, маловразумительные. В таких случаях редакторы обычно говорят начинающим авторам: «Не получилось на этот раз. Давай забудем как кошмарный сон». Но тут автору так не сказали… Совсем не исключаю, что парень способный и с будущим, но в данном случае проявилось то, что называется незрелостью ума. В частности, не хватило понимания того, что сопоставления должны быть адекватными, сравнивать нужно со сравнимым, а не с тем, допустим, как выглядят новогодние улицы в упомянутом в публикации фильме «Один дома». Тут надо сравнивать с тем, какая новогодняя атмосфера была, допустим, в Сухуме год, два назад. И мне, знаете ли, тоже хотелось бы, чтобы даже окраинные сухумские улицы сверкали витринами торговых центров, а центральные ничем не отличались бы от нью-йоркского Бродвея, но…
Пишу об этом вовсе не с позиций записного оптимиста и тем более защитника местных властей. Ситуация в экономике, с безопасностью, законностью и прочим как в Абхазии, так и в окружающем мире никак не дает оснований для речевок типа «Жить стало лучше, жить стало веселее». Об этом, кстати, весьма трезво и точно написали двое сухумских журналистов в новогодних текстах, которые тоже прочел в интернете. Но когда пишешь просто с позиций: «Не знаю как, но сделайте мне красиво, как в кино» – нередко получается несправедливо.
Новогодье – это и сказка, которая нужна бывает не только детям, но и взрослым, это и возможность для каждого мыслящего человека «остановиться, оглянуться», передохнуть от суеты буден и задуматься о дальнейшем пути. В Абхазии в эти дни длинных новогодних выходных такая возможность представилась и политикам, и представителям интеллигенции, включая журналистов, и предпринимателям, одним словом – всем.
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2383