Очамчырский морпорт – наше достояние

Очамчырский морпорт – наше достояние 17.12.2015 19:08

Его показывали сверху представительной делегации из Республики Татарстан, приезжавшей недавно в Абхазию. Его хотят расширить и осовременить. Его хотят задействовать в полную мощь. И конечно, получать прибыли, привлечь свободные ныне рабочие руки граждан республики. Татария пока молчит, обдумывает увиденное и предложенное для вложения инвестиций. Правда, торговля с Турцией, на которую делалась основная ставка, ныне может заморозиться. Но… все течет, все изменяется, в политике тем более. И есть еще страны Черноморского бассейна, есть и более дальние страны, куда может пойти груз, в том числе и транзитный, из портов Абхазии.

Очамчырский морпорт – это и гордость, и достояние Абхазии, да и всего бывшего Советского Союза, он со своей историей – непростой, богатой, о которой не все знают, особенно молодые.

Порт, который создавался в 1933 – 1935 годы, находится в бухте недалеко от города Очамчыры. Бухта – искусственная, она была вырыта в устье реки Мыку. Бухта стала гаванью для многих кораблей – вначале для гражданских, а через пять лет для пограничных сторожевых кораблей 6-й бригады НКВД (КГБ) СССР – она сюда была перебазирована из Батума. Гражданский флот из Очамчыры был выведен тогда же в город Поти, как об этом свидетельствуют источники.

Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов 6-я бригада принимала участие в формировании морских десантов для высадки на оккупированных врагом территориях. А в августе 1949 года корабли бригады оказывали помощь жителям города Очамчыры, пострадавшим от наводнения. Кстати, позже, в 1985 году, бригада была удостоена ордена Красного Знамени – за проявленные боевые заслуги и в ознаменование 60-летия со дня её образования.

В 1983 году в порту была создана береговая база снабжения и ремонта кораблей, то есть – судоремонтный завод.

Что касается подводных кораблей, о которых часто говорили старожилы и многие из нас были наслышаны, то, да, в свое время в Очамчырский морпорт заходили дизельные подводные лодки и становились на ремонт или брали воду и продукты питания. В советское время также крупные корабли швартовались на рейде у входа в бухту.

В конце 80-х годов строились планы по расширению порта и увеличению военного присутствия в этом районе, но развал СССР помешал их осуществить.

14 августа 1992 года, когда госсовет Грузии совершил агрессию против Абхазии, бригада, совместно с 36-м Сухумским погранотрядом, оказывала поддержку с моря во время эвакуации местного населения и семей военнослужащих. Потом бригада выполняла задачи по охране государственной границы, поддерживала боевую готовность подразделений.

Но в августе 1996 года – по требованию Грузии – 6-я Краснознамённая бригада морских частей погранвойск КГБ СССР из Очамчыры была передислоцирована в город Каспийск Республики Дагестан. В 1998 году порт покинул последний дивизион российских кораблей, а несколько учебных катеров типа «Гриф» были безвозмездно переданы ВМФ Республики Абхазия. Из всех сторожевых кораблей Очамчырской бригады в порту остался только один, да и тот ещё раньше, в 1990 году, был списан и разоружён, а в 1992 году затонул у недостроенного южного причала.

Порт стал собственностью Республики Абхазия, и его стали обустраивать. Хотя к тому времени, когда в 1999 году Анзор Иванович Жвания, выпускник Одесского высшего инженерного морского училища, по специальности инженер-механик по эксплуатации судовых силовых установок, приступил к своим обязанностям начальника Очамчырского морпорта, – по направлению тогдашнего Премьер-министра РА Сергея Васильевича Багапш – здесь было запустение, вернее, наоборот, – было слишком много хлама. Хлам этот притягивал, ну, скажем так, людей, охотившихся за металлом и желавших всё распилить и вывезти.

Первые объемы груза стали отсюда отправляться в 2005 году, и сейчас грузооборот вырос в целом до 500 тысяч тонн в год. Этому предшествовали углубление бухты, которая была заилена и больше похожа на болото, до 6 метров, обустройство северного 120-метрового причала с удлинением его ещё на 40 метров, что позволяет обслуживать сразу два небольших судна; подведение железнодорожной ветки длиной в 600 метров; установка транспортёра для перевалки угля производительностью 200 – 250 тонн в час. Ныне в бухту могут заходить суда водоизмещением класса «река – море», пятитысячники. А навигационное оборудование позволяет принимать в бухте суда все 24 часа в сутки. Фарватер, образованный молами, один из которых идет от заостряющегося мыса, имеет протяженность до 600 метров, а глубина его доведена до 9 метров. И еще цифры: водная гладь бухты составляет 2,5 га, и эту цифру можно довести до 4 га за счет береговых земляных работ. Есть проект (о нём скажу в конце материала) на строительство в этой бухте еще трёх новых причалов. Словом, налицо перспектива.

В порту сейчас работают более 100 человек. Многие из них – из бывших, как говорится, свои мастера, и живут в городке рядом.

Когда я с Анзором Ивановичем приехала в Очамчырский порт, здесь кипела работа, от которой мы, журналисты, как-то отвыкли – не часто нам ныне приходится бывать на объектах, где так оживленно и шумно. Честно говоря, я этому очень даже обрадовалась. У северного причала стояло судно – трёхтысячник, в трюмы которого транспортером загружался уголь (судно его потом перегрузит в стоящее на рейде в акватории Очамчыры большое судно – двадцатитысячник, которое не может зайти в бухту). Кстати, большое судно обслуживает пара малых судов, заполнив который они и сами отправляются с грузом в Турцию. Буквально справа от нас на СЛИПе (судоподъемное сооружение) ремонтировалась «Моква» – грузовая самоходная баржа, которая была у Абхазии ещё до войны. А ремонтируют сейчас для того, чтобы с её помощью добывать песок со дна моря или бухты. Её грузоподъемность – 400 тонн. Часто по пирсу ходили машины, сновали рабочие, здесь же работали краны, а за ними виднелись горы угля.Только вот справа, у восточного причала, увы, стоит без дела судно «Модуль», когда-то принадлежавшее «Атоллу», а затем вместе с «Рицей» ходившее в турецкий город Трабзон. Оно требует ремонта. И еще одно «мертвое» судно просматривается через акваторию напротив нас – старое турецкое, списанное, которое несколько лет тому назад, сухумчане помнят, долго и неприкаянно «болталось» в море напротив Сухума. Вот его и можно на металлолом!

Очамчырский морпорт сегодня обслуживает несколько фирм. Это ООО «Брикапс», отправляющее уголь, привозящее стройматериалы, различное оборудование. Это фирма «Ткуарчалуголь», поставляющая сюда шлам из Ткуарчала железной дорогой, а отсюда отправляющая его морем в Турцию. Это ООО «Хамса» и ООО «Абхазрыбпром», которые отсюда свою рыбную продукцию отправляют за рубеж. Кстати, здесь, на берегу бухты, находятся два цеха по переработке хамсы. Очамчырский порт принимает и отправляет также транзитный груз – из Российской Федерации уголь поступает по железной дороге и здесь перегружается на суда, следующие в Турцию. К сожалению, у морпорта нет своих судов, которые перевозили бы грузы. Их фрахтуют фирмы, перевозящие собственный товар.

Удобства и особенности как Очамчырского, так и других портов Абхазии, – это то, что суда под загрузку или разгрузку в них не простаивают, в отличие от российских черноморских портов, которые перегружены. В этом, конечно, их привлекательность, на что и рассчитывают наши, когда составляют проекты для инвесторов.

Какое-то время Очамчырский морской порт делил свою территорию с абхазскими военными – дислоцировались мотострелковый батальон ВС Абхазии и корабли абхазского ВМФ, которые потом передислоцировались в другое место. После того, как в 2008 году Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия, в соответствии с подписанным затем рамочным Соглашением между нашими странами-партнёрами в порту в Очамчыре стал дислоцироваться дивизион пограничной береговой охраны ФСБ России со своими сторожевыми катерами. Дивизион, который содействует Пограничному управлению Республики Абхазия в охране морских границ, занял южный причал и реконструировал его, здесь же рядом построил современные служебные и жилые помещения. Российские специалисты со своей спецтехникой провели немало работ по углублению фарватера с установкой современного навигационного оборудования.

В целом ощущения, когда начальник РГК «Абхазское морское пароходство» Даур Заурович Ардзинба мне показывал фотографию, снятую, выражаясь шаблонно, с высоты птичьего полета, и когда я потом побывала в самом Очамчырском порту вместе с его начальником А.Жвания, оказались совершенно разными. В Очамчыре я ожидала больших размахов и большего пространства. Наверное, потому, что Даур Ардзинба говорил о перспективах, которые здесь могут быть использованы при нормальном раскладе политических отношений между странами – ближними и дальними. Ведь морское сообщение – это наиболее дешёвый способ перевозки грузов. По словам генерального директора компании, предусмотрена модернизация многих портов Абхазии. А в Очамчырском порту, в соответствии с подготовленным научно-исследовательским институтом морского транспорта «НОВОМОРНИИПРОЕКТ» проектом, предусматривается строительство современного перегрузочного комплекса навалочных грузов. Грузооборот комплекса – до 4 млн тонн в год. Стоимость реализации проекта – 1,2 млрд рублей, срок окупаемости – пять с половиной лет. Возможностей для расширения мощностей в порту – предостаточно.

Да, здесь ждут инвесторов, в том числе и из Татарии.

Заира Цвижба

Размещено: Apsny Online
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 4531

Возврат к списку

Наверх