Энергетика, оборона, торговля: долгая история России в Азии придает уверенности Си и Медведеву
Официальный визит российского премьер-министра в Китай проходит в двадцатую годовщину начала регулярных двусторонних встреч на высшем уровне. Кроме того, прошло 16 лет с начала аналогичных встреч в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Три четверти огромной страны Медведева находится в Азии, и там проживает 22% ее населения.
Когда Наполеон в приступе жестокой ярости двести лет назад грабил и жег Москву, он, по словам французского историка Макса Галло (Max Gallo), хотел прогнать российского императора Александра I и большую часть населения страны из Европы в Азию.
Там-то Наполеон и лишился своей империи. Русские не только одержали победу в Отечественной войне 1812 года, но и к концу XIX века начали строить на Дальнем Востоке морской порт с амбициозным названием Владивосток (Владей Востоком).
Этим я хочу показать, что вопреки политическим преданиям, введенные из-за украинской гражданской войны западные санкции не сумели загнать русских за Урал в Азию. Укрепляя связи с азиатским континентом, они просто проводят более сбалансированную в стратегическом и географическом плане политику, сформулированную в начале этого столетия, то есть, задолго до того, как Китай и остальные страны Азии стали модным трендом, к которому надо обязательно осуществлять политическую, экономическую и военную привязку.
Развивая «гуаньси»
Когда длившиеся 40 лет переговоры по урегулированию территориальных споров вдоль совместной 4000-километровой границы подошли к концу, Москва и Пекин решили создать механизм для укрепления связей в сфере экономики и безопасности, учредив в 2001 году Шанхайскую организацию сотрудничества, куда вошли многие страны Центральной Азии размером поменьше.
Члены ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан) только что завершили свой ежегодный саммит в центральном китайском городе Чжэнчжоу, на котором обсуждали вопросы торговли, инвестиций, финансов, транспорта и культурных обменов. И как знамение времени в центре повестки оказались острые проблемы терроризма.
Участники встречи отметили прогресс на переговорах о вступлении в ШОС Индии и Пакистана. Кроме того, они активно обсуждали заявку Ирана на вступление в ШОС, которая была подана еще в 2008 году.
Форум ШОС стал для России и Китая многосторонней азиатской платформой, позволяющей укреплять связи в период глубоких структурных изменений, происходящих в экономике двух стран.
Отчасти отражением этих изменений стал их текущий товарооборот. За этот год объем российско-китайской торговли и инвестиционных операций снизился на 30 и 20% соответственно по сравнению с тем же периодом 2014 года. Россияне объясняют это снижение номинального стоимостного объема торговли резким падением цен на энергоресурсы, отмечая при этом, что в структуре российского экспорта в Китай увеличивается доля сельскохозяйственной продукции, а также металлургии, химической и текстильной промышленности.
Очевидно, Россия продвигает в Китае свои товары с более высокой добавленной стоимостью, и поставки современного оружия занимают здесь очень важное место. Губернатор Хабаровского края недавно подтвердил это, заявив, что «китайских заказов производителю военных самолетов компании „Сухой“ хватит на десять лет даже при сверхурочной работе».
Выигрывая от чужой глупости
Конечно, энергоресурсы это по-прежнему главная статья российского экспорта в Китай. Медведев, похоже, очень доволен тем, что Россия от этого бизнеса получит «десятки миллиардов долларов» прибыли. Поставляя в Китай ежедневно почти миллион баррелей нефти, Россия вытеснила Саудовскую Аравию, которая была главным поставщиком энергоресурсов в КНР.
Во время недавнего интервью российским СМИ Медведев рассказал о том, что благодаря серии уже подписанных инвестиционных контрактов с Китаем происходит колоссальная экспансия энергетического и прочего бизнеса. Видимо, он имел в виду 58 крупных инвестиционных проектов, согласованных в июне в Санкт-Петербурге, где проходило заседание российско-китайской правительственной комиссии по инвестициям.
Похоже, сегодня две страны полны решимости поднять свое экономическое и политическое сотрудничество на совершенно новый уровень посредством соединения инициативы «Один пояс — один путь», спонсором которой выступает Пекин, и осуществляемых в настоящее время проектов развития в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
В июле на саммите БРИКС-ШОС в российском городе Уфе российский и китайский президенты подписали соглашение, в центре которого находятся гигантские транспортные и прочие инфраструктурные проекты.
Россия также хочет укреплять торговые отношения с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Москва уже поддерживает прочные и давние экономические и политические связи со странами-членами этого объединения, например, с Вьетнамом, а сейчас она расширяет и укрепляет свои отношения с Камбоджей.
Япония и Южная Корея также предоставляют России все больше торговых и инвестиционных возможностей.
К сожалению, Японии придется немного подождать. Из-за введенных Токио против России санкций были приостановлены весьма амбициозные планы. Япония сегодня отчаянно пытается вернуться на это игровое поле — в основном из-за того, что ей хочется вернуть четыре острова, которые Советы забрали в качестве трофея в конце Второй мировой войны. Но я не уверен, что оскорбленная Россия согласится договариваться по этому вопросу. Мне кажется, что эту игру Россия и Китай хотят вести вместе.
У Южной Кореи гораздо больше шансов развивать свой бизнес в России, потому что Сеул отказался следовать санкционным путем Запада, а корейцы могут предложить все те продукты и технологии, которые имеются у Токио. Япония, берегись.
Но Китай все равно останется в центре азиатской и глобальной политики России. Медведев, выступая перед российской и китайской аудиторией, подтвердил, что между двумя странами существует согласие по ключевым вопросам их национальных интересов. Он добавил, что российско-китайские отношения «доверительного партнерства и стратегического взаимодействия вышли на беспрецедентно высокий уровень».
Он также сказал: «Нет сферы, в которой у России и Китая отсутствовали бы интенсивный диалог и кооперация».
Мы можем делать что угодно с заверениями двух стран в том, что они не создают враждебные и закрытые торговые и военные блоки, и что, как без устали твердят китайцы, они хотят «выгодного для всех сотрудничества» со всеми, кто приходит с добрыми намерениями.
Я, со своей стороны, вспоминаю крупный заголовок в немецком журнале Spiegel — «Улыбаясь с расстояния». Так он охарактеризовал «чисто деловое, выигрышное для всех отношение» председателя Си Цзиньпина, когда Германия во время его визита в Берлин в марте 2014 года пыталась раскритиковать существующее между Пекином и Москвой согласие.
Можно представить, как Си Цзиньпин смеется над глупостью других, извлекая выгоду для своей страны, в то время как немецкий «человек года» сталкивается с ущербом в 30 миллиардов долларов и с потерей миллиона рабочих мест из-за санкций против России.
Майкл Иванович (Michael Ivanovitch)
Источник: http://inosmi.ru
Количество просмотров: 1799