Абхазия: в чужом пиру похмелье
Абхазию с большой натяжкой можно назвать пророссийской: неизвестно, кого абхазы больше не любят – грузин или русских. Но власти Абхазии, несмотря на противостояние оппозиции и большой части гражданского общества, проводят в частично признанной республике интересы России. В свою очередь, РФ практически содержит Абхазию, начиненную российскими военными базами, и создает с ней единое пространство безопасности, скроенное, естественно, по лекалам Москвы. Абхазы считают, что это ограничивает их "суверенитет".
Против такого положения дел периодически "майданит" оппозиция, активность которой абхазским властям и Москве время от времени приходиться унимать. Но удастся ли ее нейтрализовать на сей раз – вопрос сложный, поскольку он затрагивает интересы едва ли не всего населения Страны души. Новая же проблема возникла на почве испортившихся взаимоотношений между Россией и Турцией. Власти Абхазии, разумеется, вербально поддерживают Россию, выражая свою полную с ней солидарность. Однако иначе обстоят дела с "простыми людьми", многие из которых живут за счет турецких инвестиций в абхазскую экономику и торговли с Турцией. Поэтому разрыв абхазо-турецких торговых отношений доведет многих жителей Абхазии буквально до нищеты.
Кроме того, в Турции проживает самая большая в мире абхазская диаспора – порядка полумиллиона человек. То есть, в Турции живут 80 процентов всех абхазов — в разы больше, чем в самой Абхазии. С исторической родиной их связывает не только "духовное", но и материальное: бизнес.
Правда, Турция не признала независимость Абхазии и поддержала территориальную целостность Грузии, но свои интересы и влияние в Стране души она все-таки застолбила. По неофициальным данным, на Турцию приходится половина внешней торговли Абхазии. Турецкие торговые суда спокойно чувствуют себя в портах Абхазии, а турецкие сейнеры беспрепятственно ловят рыбу в ее водах. Турецкий бизнес довольно активен также в горнодобывающей и строительной отраслях республики. В Сухум наезжают турецкие официальные делегации – здесь их с удовольствием привечают, и еще недавно у России, в отличие от Грузии, это не вызывало сильных эмоций – внешне, во всяком случае.
Но времена стремительно меняются, и за плотные контакты с Турцией Кремль уже не погладит Абхазию по головке. Поэтому Сухуму придется выбирать между Москвой и Анкарой и играть по правилам первой, что будет означать, во-первых, резкое понижение уровня жизни в Абхазии (здесь едва ли не каждый третий торгует турецким ширпотребом), во-вторых, рост недовольства большой части местного населения пророссийски ориентированной властью.
Это недовольство грозит усилиться не только опасениями закрытия абхазского рынка для Турции и челночной торговли с ней, но и тем, что на текущей неделе парламент Абхазии планирует ратифицировать межведомственное соглашение с Россией о создании объединенной группировки войск. Речь фактически идет о формировании общего пространства обороны и безопасности, в рамках которого абхазские силовые структуры рискуют остаться, так сказать, вне игры.
Но вернемся к бизнесу. Абхазская "Нужная газета" приводит мнение президента международного фонда "Апсны", участника войны с Грузией 1992-1993 годов Сонера Гогуа. По его словам, взаимоотношения России и Турции напрямую касаются Абхазии, торгующей с турками на 200 миллионов долларов в год, так как с 1 января Россия введет визовый режим с Турцией, в то время как "все инвесторы, все корабли к нам идут через Россию". Экономика Абхазии, пояснил он, слабая, и если турецкий бизнес будет закрыт, республика потеряет большие деньги.
Какая в таком случае останется лазейка для бизнеса между Абхазией и Турцией? Теоретически такой лазейкой может стать Грузия – через нее, официально испросив разрешение у Тбилиси, турецкий бизнес может легально работать в Абхазии. Но это будет означать, во-первых, подтверждение Сухумом своего подневольного положение и признания Грузии в качестве "метрополии", во-вторых, напряженность в российско-абхазских отношениях. Существует еще и активно действует нелегальная торговля посредством административной границы между Грузией и Абхазией, но в ближайшее время Сухум, по настоянию России и с ее участием, закроет кордон очень плотно.
Таким образом, Абхазия во всех смыслах остается один на один с Россией, и чем плотнее будет закрыт этот "котел", тем сильнее он будет бурлить, накаляя внутриполитическую обстановку в Абхазии и усиливая антагонизм антироссийского электората к властям и к самой РФ.
Но если Турция будет отдалена от Абхазии, это более чем удовлетворит те российские политические круги, которые давно уже опасаются распространения турецкого влияния в республике и рассчитывают на ее полную русификацию, не задумываясь, впрочем, о том, к каким политическим последствиям это может привести. Есть такая пословица: "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше". Так вот: если российско-турецкие отношения сильно ухудшат социально-экономическую картину в Стране души, она от этого не полюбит Грузию, но в гораздо большей степени будет пользоваться теми возможностями, которые та ей способна предоставить.
Например, жители Абхазии совершенно спокойно могут получить грузинский паспорт и ездить по нему в ту же Турцию без визы. По данным госминистра Грузии по примирению и гражданскому равенству Пааты Закареишвили, ежегодно этот документ получают около 300-400 жителей Абхазии. "А после получения Грузией безвизового режима с ЕС интерес к грузинскому паспорту еще больше возрастет", — цитирует госминистра грузинское издание "Резонанси".
Некоторые конфликтологи называют это число преувеличенным. Но и они считают, что ожидаемая в будущем году визовая либерализация с Европой повысит интерес к грузинскому паспорту как в Абхазии, так и в Южной Осетии. По мнению Закареишвили, он увеличится на 20-30 процентов.
Председатель партии "Европейские демократы Грузии" Паата Давитая не ожидает "очередей" из абхазов, желающих получить грузинские паспорта, но и он полагает, что безвизовый режим между Грузией и ЕС "поможет привлечь внимание абхазов". И "официальный Тбилиси должен серьезно поработать, чтобы углубить этот интерес".
Надо думать, что интерес этот в абхазском обществе будет избирательным, поскольку, как напомнил Давитая, российские пенсии намного выше грузинских, а "в Абхазии все зависят от этих пенсий". "Коммунальные платежи там тоже ниже, в плане обучения они интегрированы в российские вузы. … На территории Абхазии расположено большое количество российских вооруженных сил, это большое давление, которое помешает интеграции абхазов. Но безвизовый режим заставит абхазов задуматься о том, куда им идти. Визовая либерализация и вступление в ЕС не произведут быстрого эффекта. Но когда они увидят, что мы движемся вперед, а они остаются на одном месте, они захотят быть вместе с нами.… Я знаю многих богатых абхазов, которые живут в России и купили квартиры в Тбилиси и Батуми, но и у них может не быть грузинских паспортов", — сказал Давитая.
К этому стоит добавить, что жители Абхазии, в том числе и представители ее титульной нации, охотно ездят в Тбилиси лечиться – соответствующие услуги для них эксклюзивно бесплатные. Но, как заметил Давитая, "они пользуются нашими благами, но не хотят к нам". В контексте "благ" грузинский политик проинформировал, что "Сторонник сепаратистов, друг Путина, миллиардер, депутат Госдумы Отар Аршба, который голосовал за независимость Абхазии, владеет в Грузии домами, а в Батуми на открытии принадлежащей ему гостиницы "Коллизеум" присутствовал сам Гарибашвили (премьер Грузии – прим. автора)".
Но, как известно, ничто не вечно под луной – ни дружба, ни вражда. И если население Абхазии сильно пострадает от российско-турецкого конфликта, от других "мер", предпринимаемых Россией в отношении Абхазии, которая, кстати, считает, что Москва ей обязана абсолютно всем, то, конечно, в Стране души, по известной поговорке, каждый будет искать, где лучше.
А пока потери абхазского населения от российско-турецкого конфликта могут быть несколько компенсированы для тех, кто не занят в горнодобывающей и строительной отраслях, торговле турецким ширпотребом и продуктами питания. От ссоры Москвы и Анкары может выиграть сельское хозяйство Абхазии – оно частично заменит на российском рынке фруктово-овощную нишу, занятую прежде турецкой продукцией.
В Абхазии также рассчитывают, что российские туристы, освоившие турецкое направление, переориентируются на Сухум, Гагру, Пицунду и другие абхазские курорты. Но это вряд ли – рост в туристическом сегменте, скорее всего, будет несущественным, поскольку российский турист уже понял: криминогенная обстановка в Абхазии устрашающая, комфорта – никакого, туриндустрия развита из рук вон плохо, дороги – ужасающие. И почти везде – разруха.
Так что россияне, скорее всего, вместо Антальи поедут на курорты Краснодарского края, а в Абхазию заедут на несколько экскурсионных часов — в Новоафонские пещеры, на озеро Рица и еще в пару экзотических мест. Ожидается также, что поток российских туристов в Грузию, на который в Тбилиси, Батуми и других регионах и сейчас не жалуются, резко увеличится.
В общем, как ни крути, население Абхазии и абхазская диаспора в Турции от ссоры Москвы и Анкары теряет очень многое. Если российско-турецкие отношения не наладятся быстро, чего вряд ли стоит ожидать, учитывая недавний инцидент между российским сторожевым кораблем "Сметливый" и турецким сейнером в Эгейском море, обострятся и внутренние процессы в Абхазии. К этому должны быть готовы как власти частично признанной республики, так и власти России. Если, конечно, последним вовремя не придет в голову сделать исключение для Абхазии и не втягивать ее в последствия своей ссоры с Анкарой.
Андрей Николаев
Источник: www.rosbalt.ru
Количество просмотров: 2822