Власть руководствуется не интересами народа и государства, а только тем, что позволит им сохранить власть
У власти нет четких позиций по важным вопросам и нет единого центра принятия политических решений
Неутешительные итоги почти полуторагодового периода правления группы, именующей себя Координационным советом (КС), подтвердили обоснованность неоднократных заявлений партии «Амцахара» о том, что эти люди не способны решать проблемы развития экономики, укрепления правопорядка и повышения уровня жизни населения Абхазии.
Да и что можно было ожидать от них, если в течение десяти с лишним лет они не задумывались над тем, что будут делать после прихода к власти. А когда в мае 2014 г. произошел неконституционный захват власти, у них не оказалось какого-либо осмысленного плана по управлению государством и программы дальнейших действий.
Нет у них такого плана и в настоящее время. Единственное, на что они способны, – это повышать и выбивать из населения налоги. Главным же для них был захват власти, расстановка своих людей на ключевых должностях, и, подчинив себе Парламент, вынудить его принимать любые угодные группе решения, независимо от того, будут ли эти решения соответствовать Конституции и законодательству Абхазии.
Все это они стали осуществлять после 27 мая 2014 г., т.е. со дня совершения государственного переворота.
В августе 2014 г. были проведены досрочные президентские выборы. К этому времени в Абхазии уже не было ни одного легитимного органа.
Парламент, будучи вынужденным принимать антиконституционные и противозаконные решения, фактически лишился легитимности, так как после этого он вышел за пределы правового поля. В этих условиях возникла реальная опасность развала государства. Единственным выходом для сохранения государства были только досрочные выборы президента. Поэтому партия «Амцахара» вынуждена была принять в них участие. Справедливости ради надо отметить, что у определенной части населения под влиянием популистских обещаний группы, захватившей власть, возникла надежда на осуществление этих обещаний. Поэтому эта часть электората поддержала кандидата от КС. Какая-то часть избирателей проголосовала за стабилизацию. И при этих обстоятельствах чуть больше половины принявших участие в выборах поддержала их кандидата.
Надо отметить, что за кандидатуру КС проголосовала всего 1/3 граждан, имевших право голоса, а 2/3 либо проголосовало против, либо вообще не приняло участия в голосовании. Таким образом была создана видимость легитимации власти в стране.
Затем жизнь стала возвращаться в обычное русло, для новой власти настала необходимость выполнения предвыборных обещаний. И с первых шагов своей деятельности она продемонстрировала свою беспомощность.
Как известно, до захвата власти у КС было два основных лозунга: коренное реформирование системы власти и решение проблемы беженцев. Действия КС еще до майских событий показали, что реформирование, о котором они постоянно заявляли, им совсем не нужно. И когда тогдашний Президент А. Анкваб дал согласие на решение обеих проблем, КС стал блокировать их рассмотрение, бойкотируя заседания Парламента, посвященные этим вопросам. Это сделало очевидным, что КС не нужен результат, а все делается для того, чтобы будоражить население, создавать недовольства властью и привлекать как можно больше сторонников на свою сторону.
Но для создания видимости намерений, что они все же готовы решать обозначенные проблемы, новой властью была создана Конституционная комиссия, и таким способом решение проблем было отложено на неопределенный срок. Хотя до этого КС утверждал, что вопрос реформирования должен быть решен как можно скорее.
Фактически при наличии соответствующей политической воли, вопрос реформирования высших органов государственной власти можно было решить за гораздо меньший срок – за 2-3 недели.
Критикуя своих предшественников по проблеме паспортизации грузинского населения восточных районов Абхазии, и часто обоснованно, новая власть не смогла предложить какой-либо реальный план выхода из сложившейся ситуации. Как средство решения проблемы, она предложила для рассмотрения аналог российского закона о правовом статусе иностранных граждан. Но когда выяснилось, что этот закон не может быть применен для решения данного вопроса, власти перестали вообще озвучивать эту проблему.
Таким образом на сегодняшний день остается непонятным, как они намерены решить проблему возвратившихся грузинских беженцев, хотя эта проблема требует скорейшего разрешения.
В целом же довыборные позиции КС строились на критике всех действий старой власти. Но в настоящее время они постепенно возвращаются к тому, что делалось до них.
Так, будучи в оппозиции, КС во главе с Р. Хаджимба жестко критиковал власть, обвиняя ее в «сдаче национальных интересов» Российской Федерации, «утрате государственного суверенитета» (имея ввиду двусторонние соглашения по размещению российской военной базы в Абхазии, условий функционирования в республике Пограничного управления ФСБ России, «тотальную» финансовую зависимость от Москвы). А также и в том, что «посадили на российскую финансовую иглу». Тогдашняя оппозиция характеризовала абхазо-российские отношения как провальные, призывала «спасти» их. Сегодня Р. Хаджимба клеймит своих единомышленников, не объясняя им причин изменения своей позиции. Клеймит он также и тех, кто и тогда, и сейчас, и всегда выступал за установление равноправных взаимовыгодных отношений с Россией. В его понимании, видимо, истина там, где сам Хаджимба.
Став президентом, Р. Хаджимба понял, что, сохранив эту риторику, он не сможет получить поддержки в РФ. И поэтому, когда оказался на второй день после избрания в Москве, решил проявить себя сторонником укрепления двусторонних отношений с Россией.
Свойственная Р. Хаджимба поспешность, необдуманность заявлений по существенным вопросам внутренней и внешней политики проявились и в следующем. При первой же после избрания встрече с В.В. Путиным Р. Хаджимба заявил, что наше государство подпишет новый договор с Российской Федерацией, не имея какого-либо представления о том, каким будет этот договор, в чем его практическая необходимость.
Сразу после этого заявления был обнародован явно неприемлемый вариант Договора между Россией и Абхазией, что делало невозможным его подписание. Абхазское общество восприняло отрицательно этот проект. Пришлось искать выход. Р. Хаджимба, будучи напуганным, заявил, что работа над проектом продолжится и будет проводиться гласно. В проект было внесено много изменений, и он был подписан. Учитывая, что принципиальные изменения во взаимоотношениях Абхазии и России должны были содержаться в последующих межотраслевых соглашениях, партия «Амцахара» поддержала факт подписания договора в надежде на то, что Р. Хаджимба выполнит свое обещание и привлечет общественность к работе над новыми проектами, однако он не выполнил этого, и работа над этими документами ведется вроде бы тайно, с выбросом различных проектов соглашений, которые сразу же начинают подвергаться критике. Все это отрицательно сказывается на характере абхазо-российских отношений. Своими нелепыми действиями он только осложняет их.
Провоцирование антироссийских настроений группой Р. Хаджимба происходило и по другим проблемам и, в частности, по церковному вопросу.
В 2007-2008 гг. в Абхазской православной церкви наметился раскол между старшим поколением священнослужителей во главе с о. Виссарионом, имеющим большие заслуги перед Абхазским государством в возрождении православия в Абхазии и укреплении Абхазской церкви, ориентированным на тесные связи с РПЦ, и молодыми священниками во главе с о. Дорофеем, открыто ориентированным на отношения со Вселенским Патриархом Варфоломеем.
И когда в 2009 г. Абхазская православная церковь по инициативе Президента С. Багапш была зарегистрирована как единственный государственный институт, осуществляющий православную религиозную деятельность на всей территории Абхазии, раскольники занялись, ссылаясь на поддержку Патриарха Варфоломея, созданием еще одной общеабхазской православной организации, названной «Священная Митрополия Абхазии» (СМА). И в этом их, несмотря на антироссийскую направленность, поддержала группа Р. Хаджимба. Хотя было очевидно, что ни с помощью Патриарха Варфоломея, ни с какой-либо иной помощью создать независимую церковь таким путем было невозможно.
Несмотря на это, в мае 2011 г. в самочинно захваченном Новоафонском монастыре был проведен сход спонтанно собранных граждан Абхазии, на котором было принято решение о создании СМА. В собрании приняли активное участие сторонники КС, поддержавшие это решение. При этом никого не смущало, что это собрание не имеет полномочий для принятия каких-либо решений, так как в соответствии с представленным для принятия Уставом Митрополии, она могла быть создана не просто собранными людьми, а церковнослужителями, представляющими конкретные церковные организации, с указанием лиц, принявших участие в этом собрании, и организаций, которые они представляют. Даже один из лидеров СМА отец Дорофей заявил, что в сходе 15 мая 2011 г. принимали участие не только православные христиане, но и мусульмане, и не крещенные люди, то есть лица, не имеющие отношения к Христианской церкви. Фактически была создана неизвестно кем организация, не соответствующая Уставу Митрополии. Согласно Уставу, создавалась общеабхазская религиозная организация, а зарегистрирован Устав был как Устав местной религиозной организации в количестве 10 человек.
Таким образом СМА была создана незаконно, вопреки положениям вышеупомянутого Устава.
Для видимости того, что создаваемая религиозная организация имеет общенародную поддержку, по инициативе КС была организована группа, которая инициировала общенародный опрос населения, по своей сути носивший антироссийский характер.
Текст опроса был составлен таким образом, что против автокефалии Абхазской церкви выступают только российская и грузинская православные церкви. Кроме того, из вышеупомянутого текста опроса нельзя было понять, о создании какой конкретно церкви идет речь. А в процессе проведения опроса лидеры КС поясняли, что речь идет о создании СМА, и обосновывали необходимость ее создания.
17.05.2011 г. российская газета «Коммерсантъ», освещавшая данное событие, приводит заявление Р. Хаджимба: «Не бывает независимость усеченной, и сегодняшние шаги молодого духовенства подтверждают, что мы на правильном пути».
Тогда же он говорил: «Сейчас в Абхазии складывается совершенно непозволительная ситуация, когда власть намеренно создает проблемы молодым Новоафонским священникам – в частности, не допускает к государственным средствам массовой информации» (Портал-Credo. Ru).
В 2012 г. Парламентом РА был принят ущербный закон - Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», целью которого было намерение принизить роль Абхазской православной церкви как единой общегосударственной, православной организации, уровняв ее с другими местными территориальными религиозными организациями. На основании этого Закона СМА была зарегистрирована.
Как было выше указано, СМА была зарегистрирована незаконно и в противоречие с ее Уставом, а также в противоречие с Законом от 2012 г.. Министерству юстиции РА следует пересмотреть этот вопрос и принять решение об отмене ее регистрации и с вытекающими из этого правовыми последствиями. Министерству юстиции также необходимо обратить внимание на то, что зарегистрированный им, фактически правильно, Устав Абхазской православной церкви частично противоречит Закону «О свободе совести и религиозных объединениях». Но это тот редкий случай, когда надо менять не Устав, а Закон. В новом законе необходимо зафиксировать положение, определяющее фактический статус Абхазской православной церкви. Как уже было отмечено, характерные для Р. Хаджимба кардинально противоречивые заявления имели место и по другим проблемам, и, конечно, они не могут служить улучшению двусторонних отношений между РА и РФ.
Подтверждением этого являются непонятные заявления Р. Хаджимба по вопросу сотрудничества с Российской Федерацией в области исследований запасов углеводородов (нефти) и их разработки компанией «Роснефть».
Полное отсутствие логики в этом вопросе демонстрируют не только взаимоисключающие заявления самого Президента Р. Хаджимба, сделанные в течение двух-трех дней, но и принятые им в этом контексте распоряжения о создании парламентской группы по изучению целесообразности сотрудничества в этой сфере. В то же время Постановлением Кабинета Министров продлен срок лицензии на осуществление проекта. То есть одновременно разрешается проведение этих работ и ставится под сомнение вопрос целесообразности их проведения
Противоречивую позицию Р. Хаджимба занял и в вопросе о предоставлении гражданам РФ права приобретать жилье в Абхазии. До захвата власти он и КС публично заявляли о недопустимости предоставления такого права в связи с опасениями ассимиляции абхазского народа, о возможности численного преобладания некоренного населения, влияния этого фактора на социально-экономические и политические процессы в государстве. По прошествии года нахождения во власти Р. Хаджимба заявил, что такое право все же надо предоставить гражданам РФ, однако с туманными, неконкретными оговорками. Это свидетельствует об отсутствии у него четких позиций по важным вопросам и отсутствии единого центра принятия политических решений во власти.
Это обусловлено тем, что КС объединяет не политические силы единомышленников с четкой программой действий, а разрозненные мелкие группы с различными интересами (в политике, бизнес-процессах и связями в криминальной сфере).
Каждая группа стремится реализовать собственные интересы. Именно поэтому в течение года имела место чехарда в формировании состава правительства (дважды за полгода сменились премьер-министры и ключевые фигуры в Кабинете Министров), в кадровой политике в целом. И это, несомненно, сказывается на принимаемых не принимаемы решениях, их реализации/не реализации. Надо помнить, что работа правительства непосредственно касается качества жизни подавляющего числа населения страны, находящегося в тяжелом социально-экономическом положении. При такой чехарде надеяться на улучшение ситуации не приходится.
Такая же ситуация сложилась и на средних и низших уровнях госуправления – в учреждениях, администрациях городов и районов, вплоть до местных домоуправлений, в системе образования, культуры, правоохранительных структурах. На руководящие должности были назначены сторонники КС, чаще всего не имеющие никакого управленческого опыта, опыта работы как такового. Таким образом работа этих структур фактически парализуется, что вызывает высокую степень недовольства граждан.
В итоге, столкнувшись с проблемами реальной внутренней и внешней политики, с необходимостью принятия конкретных решений, Р. Хаджимба вынужден поступать (заявлять позицию по некоторым важным вопросам), аналогично жестко критикуемого им бывшему президенту А. Анквабу.
Начатое 27 мая 2014 г. полное пренебрежение Конституцией и законодательством Абхазии продолжается и в настоящее время. Нарушают Конституцию и законы все. Так, 22 декабря 2014 г. Парламентом РА было принято Постановление «О проектах международных договоров», согласно которому Кабинет Министров и Центральные органы государственного управления обязываются представлять в Парламент проекты международных договоров, подлежащих подписанию в соответствии с договором от 24 ноября 2014 г. Это Постановление противоречит Конституции РА, так как Парламент не вправе обязывать органы исполнительной власти принимать те или иные решения. Целью этого Постановления является создание видимости обсуждения международно-правовых проблем, тем самым снимая с себя ответственность за подписываемые президентом международные договоры. Сплошь и рядом нарушаются гарантированные Конституцией РА права и интересы граждан. На Абхазском телевидении снимаются, перемещаются, назначаются работники с грубейшими нарушениями. Казалось бы, эти действия должны были бы пресекать органы прокуратуры, но они не могут этого делать, потому что сами нарушают и процессуальные и трудовые права граждан и своих сотрудников.
Не лучшим образом обстоят дела и в экономике. И на сегодняшний день она в основном зависит от финансовых вливаний РФ и носит фискальный характер. В своих выступлениях Р. Хаджимба и его соратники говорят о том, что ведутся интенсивные переговоры о привлечении инвестиций в экономику Абхазии, и что это все будет делаться прозрачно. Однако публично ни о каких проектах развития реальной экономики не говорится. Ответственное руководство должно заранее планировать, каким образом оно будет развивать экономику в связи с возможным уменьшением российской финансовой помощи. Именно по этой причине не представилась возможность подготовить бюджет на 2015 год. Согласно имеющейся у нас информации, уменьшение российской помощи в 2015 году может составить около 2 млрд. рублей. Как о большом успехе, президент и премьер-министр заявили об увеличении поступлений в бюджет на сумму более 200 млн. рублей, утверждая при этом, что никакого увеличения в тарифных планах не происходило. На самом же деле это неправда. На самом же деле со второй половины 2014 года и в 2015 году были увеличены ставки на таможенные пошлины, на табачную продукцию, воду, пиво. Все это дало возможность взыскать с населения дополнительно более 100 млн. рублей, а также увеличение произошло в связи с инфляцией рубля. По их же утверждениям, улучшилась собираемость налогов с туристических объектов. Можно ли говорить об улучшении собираемости, если количество туристов увеличилось в 4 раза, а сборы - в 2 раза? Непонятно, куда делась значительная часть реальных поступлений. Из последних выступлений руководства государства можно сделать вывод, что они планируют рост поступления в бюджет за счет увеличения налоговых ставок, а не за счет развития экономики и увеличения налогооблагаемой массы. Фактически делается упор на перекладывание доходов государства на население, которое и без этого находится в тяжелом финансовом положении. В итоге, напрашивается только один вывод: власть, возглавляемая беспринципными и некомпетентными руководителями, определяет свою позицию и проводимую политику не интересами народа и государства, а только тем, что позволит им сохранить власть. Такая власть не способна вывести народ из сложившейся тяжелой политической экономической ситуации.
Аналитический отдел ПП «Амцахара»
Источник: АМЦАХАРА
Количество просмотров: 2229