Русские в Абхазии
Ровно четверть века назад, 12 июня 1990 года, Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. С тех пор этот день отмечается в России как государственный праздник. До 2002 года он именовался Днем принятия декларации о суверенитете, а то и, для краткости, просто Днем независимости России, что вызывало некоторое недоумение, а теперь это День России.
Вчера вечером в сухумском ресторане «Магнолия» Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Абхазия Семен Григорьев устроил традиционный прием, посвященном этому празднику. А сегодня в Сухуме на набережной прошел в честь него велопробег, организованный помощником руководителя представительства «Россотрудничества» в Абхазии Евгением Павловым.
Ну а я в сегодняшнем своем тексте решил обратиться ко всегда актуальной теме российско-абхазских отношений и к тому, что такое Россия для современной Абхазии. На мысль о заголовке публикации навел корешок стоящей на книжной полке в моем рабочем кабинете большой великолепно изданной в 2011 году книги «Русские в Абхазии» (под общей редакцией того же Семена Григорьева, редактор-составитель Надежда Венедиктова). Отличие тут в том, что в книге собраны многочисленные работы о выдающихся русских, оставивших след в истории Абхазии, я же хочу кратко остановиться не на отдельных личностях, а на роли здесь русских как народа.
Разумеется, предполагаемые контакты представителей двух народов уходят в глубокое прошлое. Как поэтически писал Юрий Воронов в одной из статей, опубликованных в упомянутой книге: «В XI-XV веках в Новгороде модницы расчесывали волосы с помощью гребней, изготовленных из самшита, вывезенного с берегов Абхазии. В 1427 году мимо этих берегов путешествовал морем Афанасий Никитин, оставивший первое в русской литературе упоминание Севаста-Сухума и его бухты». Но настоящая история отношений России и Абхазии началась только на рубеже XVIII и XIX веков, когда на Западном Кавказе столкнулись интересы Российской и Османской империй.
Народы, как и отдельные люди, ссорятся, мирятся, а многие из них (как, к примеру, эквадорцы и лаосцы), сосуществуют на планете, никак не соприкасаясь. Соседним народам трудно на протяжении всей своей истории прожить ни разу не враждуя, но, в отличие от человеческих индивидуумов, среди них нет плохих и хороших. А дружат народы тоже: и просто так, но чаще – против кого-то, как некоторые люди.
Во времена Русско-Кавказской войны, более полутора веков назад, грузины дружили с русскими против кавказских горцев и против своих южных соседей, персов и турок. Трагедия махаджирства, забывать о которой в угоду сегодняшней политической конъюнктуре никто, уверен, не имеет права, казалось, на века должна была посеять враждебное отношение абхазов к России. Но на новом витке истории все переменилось. Очень скоро абхазы почувствовали смертельную угрозу со стороны соседей с юго-востока, особенно когда в середине ХХ века теми была предпринята попытка их насильственной ассимиляции, превращения в «грузинское племя». И тогда естественным образом начались апелляции Абхазии к Москве.
Коротко говоря, Россия сегодня – «это наше все». И то, что в последние годы Запад стремится сделать Российскую Федерацию «мировым изгоем», наподобие Северной Кореи, ничуть не меняет такого отношения абхазов к Москве, а, пожалуй, наоборот, только укрепляет его, вызывая протесты против несправедливых нападок на нее русофобов всего мира. Думаю, что непредвзято мыслящий человек, ясно видя все недостатки и пороки современного российского общества, не может в то же время не понимать значения великой русской культуры и не видеть нелепости ставших модными на Западе с легкой руки принца Чарльза сравнений Владимира Владимировича с «Адольфом Алоизиевичем». Но Путин не может стремиться к завоеванию мирового господства – это бред, уже хотя бы просто потому, что это невозможно. А то, что происходит с неизбежным участием России на протяжении почти четверти века на территории бывшего СССР, это, по меткому выражению одного из публицистов, война за советское наследство – по аналогии с войной за испанское наследство начала ХVIII века.
Как и где должны были пролечь границы между новыми государствами на развалинах Австро-Венгрии, а затем Югославии и СССР с их этнической чересполосицей и разгоревшимися историческими спорами? (Хорошо известно, например, о миллионах русских, оставшихся после распада СССР вне пределов России.) Увы, за редким исключением, тут, как и в стародавние времена, не обошлось без выяснения отношений железом и кровью. Но то, что для кого-то, скажем, оккупация части территории Грузии, для абхазов и южных осетин – спасение их этносов от уничтожения, депортации, ассимиляции.
Относительно же сегодняшних отношений Абхазии и России Семен Григорьев вчера сказал: «От акцента на «социалку», хотя и эта тема не теряет своего значения, мы переходим к поиску способов развить реальный сектор экономики Абхазии, поощрить частную инициативу. Именно за такими формами сотрудничества – будущее».
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Виталий Шария
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2359