Дела – как в Абхазии
«Как управлять страной, в которой столько же сортов сыра, сколько дней в году?» – в этой знаменитой шутливой фразе Шарля де Голля было нетрудно разглядеть гордость французского президента-генерала за свою страну. А мне как-то на днях после услышанной очередной истории из сухумской жизни пришло в голову, что, наверное, многие представители властных структур Абхазии, особенно из отвечающих за правопорядок, в разные годы, увы, могли бы в душе воскликнуть: «Как управлять страной, где в ответ на направленные против кого-то персональные решения их родственники и просто однофамильцы то и дело собираются на митинги протеста?»
Недавно в газете «Эхо Абхазии» была напечатана иллюстрированная подборка вариаций на тему известной присказки «Как дела? – Как в Польше, тот пан, у кого больше». От этих строчек, напечатанных в центре коллажа, как лучи, отходят следующие «новоделы»: «Как в Омане, тот шейх, у кого мани»; «Как в Папуа – Новой Гвинее, тот главный папуас, у кого джип длиннее»; «Как в Норвегии, тот прав, у кого привилегии» и так далее. В предисловии к подборке редакция напомнила читателю, что почти все это уже было напечатано в газете несколько лет назад, но тогда у принесшего его в редакцию постоянного автора издания Батала Баталова не «вытанцовывалось» с темой Абхазии и было решено объявить конкурс среди читателей на лучшую концовку вариации «Как в Абхазии…» Увы, все предложения читателей, поступавшие в редакцию, не устроили. И вот теперь Батал Баталов «дозрел» сам и предложил следующий стишок, который и увидел свет: «Как дела? – Как в Абхазии, тот в суде победит, чьей родни больше в зал залезает». Строчки, конечно, довольно корявые, отмечает редакция газеты, но зато весьма точно отражающие наши реалии, особенно в последнее время. Речь, уточню уже от себя, идет о многих судебных процессах, на которых в зал заседаний набивается такая уйма «болельщиков», как правило, за обвиняемых, что многие наблюдатели улавливают потом причинно-следственную связь между этим фактом и прозвучавшим приговором.
Не сказать, что это явление – нечто уникальное в мире. Наверняка и в других таких же небольших обществах с сильно развитыми кровно-родственными связями можно наблюдать нечто подобное. Но это мои предположения, а то, что вижу вокруг себя, – реальность.
Со стороны такие неправовые способы воздействия на правовую ситуацию выглядят особенно неприглядно. Помнится, как лет пятнадцать назад одна русская женщина, москвичка, вышедшая замуж в Абхазии и с большой любовью относившаяся ко всему абхазскому, в то же время делилась со мной недоумением: «Я привыкла к тому, что если мой брат совершил неблаговидный поступок, мой долг сказать об этом, но здесь считается правильным говорить, что он прав, даже если он не прав». Она имела в виду некие житейские ситуации, но и правовые имеют к этому непосредственное отношение. Но, с другой стороны, не раз доводилось слышать про рассуждения тех в российских городах и весях, которые с завистью говорят о взаимоподдержке в кавказских родственных сообществах.
Точно так же есть оборотная сторона и у «манифестаций» в поддержку человека, арестованного на стадии предварительного следствия или как-то по-иному обиженного властями – как считают «манифестанты», несправедливо обиженного. Как рассуждал в прессе несколько лет назад один такой известный человек, который вступил в тяжбу с властями и в поддержку которого собралось несколько сот его однофамильцев, в наших условиях, когда работает «телефонное право», «фамильная поддержка» остается едва ли не последним способом противодействия правовому беспределу. И так мыслят многие.
Не берусь судить о том, насколько верно, что он и его сторонники боролись тогда с беспределом. Точно так же, не знаю, насколько справедливым было недавнее увольнение главного бухгалтера Абхазской гостелерадиокомпании, которое я имел в виду, говоря о недавно услышанной истории; в данном конфликте надо разбираться отдельно и обстоятельно. Но многие рассказывают, что одним из последствий этого увольнения стало собрание у ворот АГТРК многочисленных родственников уволенного главбуха, пришедших для выяснения отношений с руководством компании.
И в обозримом будущем вряд ли эти протестные сходы канут в Лету. Ибо для этого необходимо, чтобы правовые механизмы в республике начали работать как часы. «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»…
Виталий Шария
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2465