ВИТАЛИЙ ТАРНАВА: «С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНАХ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ» МЫ ОФИЦИАЛЬНО РАЗРЕШАЕМ ХОЖДЕНИЕ ГРУЗИНСКОГО ПАСПОРТА НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ»

ВИТАЛИЙ ТАРНАВА: «С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНАХ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ» МЫ ОФИЦИАЛЬНО РАЗРЕШАЕМ ХОЖДЕНИЕ ГРУЗИНСКОГО ПАСПОРТА НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ» 06.04.2015 15:43

Интервью сопредседателя политической партии  «Амцахара» Виталия Тарнава

- В Парламенте республики бурно обсуждается законопроект «О правовом статусе иностранных граждан в Республике  Абхазия», в соответствии с которым будет определен  статус жителей Галского района.  Не станет ли лишение жителей района  гражданства Абхазии и выдача им вида на жительство  поводом для возникновения нового конфликта и легализации  грузинских паспортов на территории Абхазии?

- После всех событий в прошлом году, связанных с этим вопросом, я вообще не хотел больше касаться этой темы. Но, учитывая то, какой путь решения этой проблемы избрали новые власти, я хочу озвучить свою позицию. Она отличается от официальной позиции, существующей сегодня. Я хотел бы поделиться с обществом своими опасениями пока через Интернет и соцсети, так как доступа к государственным печатным СМИ и телевидению у нас пока нет.

Прежде всего, хочу обратить внимание именно депутатского корпуса на то, что  путь, который выбрала сегодня наша власть для решения проблемы паспортизации в Галском районе,  реально опасен для нашей государственности.

Что я имею в виду? Во-первых, я понимаю, что когда шла борьба за власть, эта тема не могла не будоражить наше общество, тем более, что была связана с незаконной выдачей паспортов лицам грузинской национальности не только живущим в Гале. И это естественно. Любого нормального человека, патриота своей Родины не могло это не возмущать. Я все-таки надеялся, что нынешняя власть начнет действовать более разумно в этом направлении.

- Когда конкретно возникла эта история с паспортизацией и с чем была связана?

-  Эта история возникла в нашем обществе тогда, когда в России официально, законодательно перестали ходить советские паспорта, и перед всеми лицами, находящимся на территории России, но  не являющимися её гражданами, в том числе перед выходцами из союзных республик, в том числе перед «беженцами» встал вопрос, как легализоваться на территории России. А это как раз совпало со временем, когда нам начали выдавать российское гражданство, российские паспорта. Но чтобы получить российский паспорт, нужно было быть гражданином Абхазии. В то время мы, наша организация в Гагре, разоблачили небольшую группу, связанную с милицией, органами власти, которая торговала этими паспортами. Единственное, что мы смогли сделать (а тогда мы были в оппозиции и никто нас не поддержал), –  порвали и сожгли эти документы,  не дали им продать их.  Реально с выдачей паспортов в то время творились преступления, за которые нужно было наказывать виновных, а не огульно наказывать все население.

- Как отразится принятие закона «О правовом статусе иностранных гражданах в Республике Абхазия» на политической ситуации  в стране? И что  это за документ – вид на жительство? Ваши тревоги, опасения, ожидания...

- Дело в том, что с того момента, как мы примем закон «О правовом статусе иностранных гражданах в Республике Абхазия»и разрешим жителям Галского района,  грузинам, находящимся на нашей территории, получить вид на жительство, с этого момента мы фактически признаем их грузинское гражданство.

Как выдается вид на жительство? Чтобы получить вид на жительство, надо предъявить грузинский паспорт – паспорт иностранного гражданина. До сегодняшнего дня те жители Галского района, а также и грузины, живущие на  остальной территории Абхазии, которые имели одновременно и грузинский,  и абхазский паспорта,  скрывали это, и фактически оставались под нашей юрисдикцией, они нигде на территории Абхазии не могли предъявить свой грузинский паспорт. Они его брали с собой только тогда, когда переезжали на ту сторону, чтобы получить пенсию или иные социальные пособия и услуги, либо  выехать за границу через Грузию. Кстати,  и некоторые абхазы, я знаю, получили грузинские паспорта, чтобы ездить за границу.

А что получается теперь? Сейчас, они, получив вид на жительство в Абхазии, смогут легально пользоваться грузинскими паспортами на нашей территории. Как недавно сообщил глава администрации Галского района, 18 тысяч мингрельцев сказали, что являются гражданами Грузии. Что это означает? Как только Парламент примет этот закон, то 18 тысяч этих граждан официально зарегистрируют свои грузинские паспорта у нас в ПВС и получат вид на жительство. А я уверен, что их будет намного больше, потому что привлекательность грузинского паспорта для рационально мыслящих мингрельцев намного выше, чем абхазского паспорта.

По абхазскому паспорту ты можешь выехать только в Сочи, ну и в Турцию, в то время как грузинский паспорт тебе открывает весь мир. И я не уверен, что завтра все 60 – 70 тысяч грузин, мингрельцев, живущих на территории Абхазии, не пойдут по этому пути и не легализуются на нашей территории как граждане Грузии, имеющие у нас вид на жительство. Притом, наличие вида  на жительство позволит им  участвовать в  наших выборах в органы местного   самоуправления.

Я знаю  со слов пограничников и   сотрудников милиции Галского района, что  во время выборов в Грузии резко сокращалось количество пересекавших грузино-абхазскую границу, потому что жители Галского района  опасались того, что их здесь обвинят в участии в голосовании.  

- Какая опасность кроется за всеми этими действиями, связанными с введением  такого документа, как  «вид на жительство»? Грозит ли это нашей национальной безопасности?

- После введения в действие этого закона, на нашей территории появятся жители грузинской национальности, подпадающие под двойную юрисдикцию:  по виду на жительство – под нашу,   как граждане Грузии, имеющие грузинские паспорта, – под юрисдикцию официальных грузинских властей. Более того, в Галском районе мы, таким образом, создаем анклав, населенный гражданами Грузии. Анклав, который имеет официальное право участвовать в выборах как у нас, так и в Грузии. Они смогут спокойно пересекать границу,  и мы их не сможем остановить. Любое преступление, даже бытовое, совершенное на нашей территории против гражданина Грузии гражданином Абхазии, автоматически интернационализируется, так как это их гражданин, и Грузия  обязана защищать своих граждан на чужой территории в соответствии со своей Конституции и всеми международными нормами.

На нас набросятся все правозащитные организации за любое мелкое преступление. Я считаю, это очень серьезно. Если не остановить этот процесс и не  интегрировать  галцев в наше общество, будет очень опасно. Мы недооцениваем этих людей, если думаем, что через пять лет они захотят стать гражданами Абхазии только лишь потому, что мы там школы откроем. А я абсолютно уверен, что Грузия будет стимулировать процесс получения ими вида на жительство Абхазии, официально выдавая им грузинские паспорта. И тогда мы получаем официально зарегистрированную этническую группу из граждан Грузии на нашей территории, которые тут же автоматически  подпадают под пристальное внимание всевозможных международных организаций.

При нынешней напряженной  международном ситуации, связанной  с событиями в Донецке, при  том прессинге, под каким находится Россия, мы фактически на ровном месте даем повод для возникновения еще одного конфликта, в который  могут вмешаться многие,  защищая интересы Грузии. Любое преступление, совершенное против обладателя вида на жительство и одновременно паспорта гражданина Грузии, будет строго контролироваться грузинской стороной. А это даст ей  шанс ввода войск на нашу территорию для защиты своих граждан. Таким образом, мы создаем условия для открытия «второго фронта» против России. Пока они являются гражданами Абхазии, кроме наших властей никто не имеет права вмешиваться в их дела. Власть должна мыслить стратегически, а не только тактически.

В проекте закона имеется положение, в соответствии с которым, если через пять лет имеющий вид на жительство совершит какое-то преступление, мы его депортируем. Я очень хочу посмотреть, как мы будем депортировать коренного жителя Галского района в Грузию только потому, что у него   грузинский  паспорт (официально), и он совершил у нас преступление. Кроме того, кто нам даст возможность депортировать тех этнических абхазов, которые в свое время были  ассимилированы грузинами.

Может быть, после всего, что произошло с ними, они нас ненавидят в душе. Но тот путь, который предлагают нынешние власти для решения  Галской проблемы, бесперспективный.

Вот смотрите: люди  живут у нас, имеют грузинский паспорт, зарабатывают на нашей территории деньги, притом хорошие деньги – ведь  они умеют заниматься сельским хозяйством, –  а потом отправятся  на Гавайские Острова. Конечно, эти люди выберут вид на жительство и официально зарегистрируются у нас  как граждане Грузии.

Вид на жительство – сам по себе документ, не имеющий права хождения на нашей территории, он действителен только при предъявлении паспорта иностранца. Обладатель этого документа официально будет ходить по нашей территории с двумя документами: с грузинским паспортом и «видом на жительство», в котором, по-моему, даже фотография не предусмотрена.

Таким образом, мы официально разрешаем хождение грузинского паспорта на нашей территории.

- Так что что же получается? Имея в Абхазии вид на жительство, эти люди смогут официально выезжать и участвовать в выборах в Грузии?

- Да, так получается. Мало того, они могут и не выезжать, они спокойно могут по новому закону, принимать участие в местных выборах, плюс, как граждане Грузии, будут иметь полное юридическое право открыть избирательные участки по выборам президента Грузии на нашей территории. Представляете, куда мы идем?!

Мало того, если мы попробуем это им запретить, то поднимется такой шум! Мы же открыли наши избирательные участки в Турции?!  По такому же точно международному праву Грузия будет иметь право открыть избирательные участки на нашей территории, потому что здесь живут граждане Грузии, повторю, официально зарегистрированные и имеющие вид на жительство. Естественно, мы будем против открытия таких участков на нашей территории, и это может дать Грузии возможность тут же использовать эту ситуацию для вмешательства во внутренние дела Абхазии и  разжигания конфликта.

К этому еще хотелось бы добавить: да, они участвуют в локальных, местных выборах. Их 18 тысяч, а наверняка, их будет больше. На этих выборах они фактически будут выбирать для себя, тех, кого хотят, и официально будут проводить на нашей территории политику Грузии, еще и закрепленную нашим законодательством. А выбирать, не сомневайтесь, будут под командованием грузинской стороны. Кого они выберут? А какой завтра референдум проведут они на территории Галского района? Мы не знаем! И мы не сможем опять-таки запретить им это.

Вместо того, чтобы коренные жители этих земель - самурзаканцы, ставшие грузинами, интегрировались в наше общество, мы делаем все, чтобы они окончательно ушли от нас. Для меня это абсолютно не понятно.

Я очень прошу понять, какую глупость мы натворили. Надо опомниться, хотя бы Парламенту, и не допустить этого. Как это получается, что мы официально разрешаем этим людям участвовать в грузинских выборах?! Мало того, как только они «засветятся» как граждане Грузии, им не нужны будут справки для переезда в сторону Грузии, они спокойно будут ездить, и уже никакая российская погранслужба не остановит их. И что они уже будут возить как граждане Грузии туда-сюда, мы тоже знать не будем. Наркотики, оружие, подрывную литературу?  Да что угодно…

- Неужели все это не понимают, не предвидят и не учитывают те, кто пытается принять подобный законопроект?

- Я уже четвертый раз об этом говорю публично. И круглый стол был, и с отдельными людьми разговаривал, и с представителями партий и организаций. В частном разговоре все всё понимали. Я думаю по-другому. Все намного проще. Никакой целенаправленности у них нет. Чтобы никого не оскорблять, попробую сказать мягче: я думаю, что суммарная когнитивная возможность команды Хаджимба настолько слаба, что не соответствует этой задаче, она просто не способна ее решить.

- Нас все время сравнивают с Латвией, приводят в пример то, как решалась и решается проблема вида на жительство и  гражданства в прибалтийских странах. Возможно ли перенять опыт этих стран?

- Нас вообще нельзя сравнивать с Латвией. Я  уже это говорил, но никак никто  не может этого понять. Вид на жительство в Латвии и вид на жительство в Абхазии –  две большие разницы. Ты вносишь в экономику прибалтийской страны 200 – 300 тысяч долларов, даже дом покупаешь там, и ты с этого момента спокойно получаешь вид на жительство, и с этим видом на жительство ты спокойно перемещаешься по Евросоюзу. Ты можешь заниматься бизнесом во Франции, в Англии, где угодно, имея вид на жительство Латвии. А какое преимущество дает вид на жительство в Абхазии мингрельцам, зачем они будут его получать? Только для того, чтобы получить грузинский паспорт? Да, и ездить с ним по всему миру, еще и зарегистрировав  его  у нас. Вот какая разница между нашим видом на жительство и видом на жительство Прибалтики. Все русские и русскоязычные, родившиеся до 1941 года, получили гражданство этих стран. Не гражданами в Прибалтике, не своими  являются русские и другие жители бывшего Советского Союза, которые туда приехали уже после 1941 года, после  аннексии,  в результате экспансии Советского Союза, когда велась переселенческая политика, которая проводилась и у нас  грузинами. Но они их не отвергают. Любой может стать гражданином Латвии, но он должен выучить язык, и есть процедура получения гражданства. А мы сознательно сами загоняем галцев  под юрисдикцию Грузии.

Интервью взяла Марина Гумба

Размещено: Apsny Online
Источник: Абхазия-Информ
Количество просмотров: 3359

Возврат к списку

Наверх