Кризис как предчувствие
О предстоящем курортном сезоне в Абхазии размышляет секретарь Общественной палаты Нателла Акаба.
Нателла Акаба, эксперт
Не нужен мне берег турецкий
"Роскошная природа и ненавязчивый сервис" — по-моему, трудно не согласиться с такой оценкой сегодняшней Абхазии как курорта. И это не может устраивать нас, живущих в этой стране и помнящих времена, когда на наших пляжах яблоку негде было упасть, а Сухумская набережная летними вечерами превращалась в место, по которому совершали променад толпы нарядно одетых отдыхающих и сухумчан. Хотя число посещающих Абхазию гостей растет год от года, довоенный уровень все еще не достигнут. И с этим надо что-то делать, тем более что все еще немало россиян, у которых такие названия, как Гагра, Пицунда, озеро Рица вызывают ностальгические воспоминания и желание посетить нашу страну.
Практичные китайцы считают, что кризис – это новые возможности для развития и обогащения. Такие возможности появляются и у Абхазии в связи с экономическим кризисом, который переживает сейчас Россия. Многие россияне, любители морского отдыха в Турции, Египте, Тайланде и на других популярных курортах, из-за падения курса рубля к доллару и евро вынуждены пересматривать свои привычные летние маршруты. На этом фоне Абхазия выглядит весьма привлекательным вариантом: прекрасные пляжи, чистое море и, конечно же, низкие относительно других черноморских курортов цены. Но что надо сделать для того, чтобы их не постигло разочарование?
Внимание! Поезд отправляется
В приморских регионах курортная отрасль традиционно выступает локомотивом, который тянет за собой другие отрасли экономики, в первую очередь, сельское хозяйство, перерабатывающую и пищевую промышленность. Ведь курортников надо не только расселить, но вкусно и недорого накормить. Для этого экологически чистые продукты нужно производить в Абхазии, где для этого есть все необходимые условия, а не импортировать, как это происходит сейчас.
Чтобы сдвинуть весь экономический эшелон, необходимо радикально изменить многое не только в организации курортной сферы, но и в нашем образе жизни и ментальности. Прежде всего, нужна широкая общественная дискуссия, которая позволила бы нам определиться по многим пунктам, например: какой вид туризма наиболее приемлем для нашей страны; сколько туристов мы можем принимать ежегодно без ущерба для нашей природы и для нашего традиционного уклада жизни; где целесообразно строить новые туристические объекты, а где этого делать не стоит. Эти и многие другие вопросы требуют безотлагательного рассмотрения не только в профильных ведомствах, но и на различных экспертных и общественных площадках.
Известный в нашей республике предприниматель и член Общественной палаты Людмила Лолуа, уже много лет успешно занимающаяся курортным бизнесом, назвала основные проблемы, препятствующие превращению Абхазии в курорт европейского уровня. Прежде всего, необходимо упростить режим перехода границы — избавиться от очередей, возникающих из-за того, что работают не все пропускные кабины. Как выяснилось, отстоявшие в этой очереди туристы, переживают сильный стресс и потом долго приходят в себя. Уместно отметить, что высшее руководство республики понимает всю серьезность проблемы. Недавно, выступая перед общественностью Гулрыпшского района, президент Рауль Хаджимба сделал следующее важное заявление: "В нынешнем году есть все основания рассчитывать на ощутимый приток туристов в Абхазию. Мы работаем с российскими коллегами над созданием максимально комфортных условий пересечения абхазо-российской границы".
Другое серьезное препятствие на пути к улучшению качества обслуживания туристов, по словам Людмилы Лолуа, это частые отключения электричества, влекущие за собой отсутствие воды, невозможность использования кондиционеров и нагревателей, приготовления пищи. Хотя эти проблемы владельцы наиболее крупных курортных объектов стараются как-то решать самостоятельно, но эти перебои, естественно, не могут не сказываться на уровне сервиса. Абхазы гостеприимны и щедры, но сервис, мягко говоря, оставляет желать лучшего: хотя вузы и колледжи Абхазии готовят специалистов в области курортной индустрии, выпускники или не хотят работать по специальности, или остаются невостребованными. В результате кадров катастрофически не хватает. Квалифицированных менеджеров, горничных, поваров, официантов и даже охранников днем с огнем не сыскать. Что скрывать – эти профессии у нас считаются непрестижными, и многим владельцам гостиниц приходится нанимать сезонных работников из республик бывшего СССР. И это при том, что мы постоянно жалуемся на высокий уровень безработицы. Видимо, надо пересматривать свои взгляды на жизнь, иначе можно оказаться неконкурентоспособными в условиях экономики свободного рынка.
Отдых без последствий
Печальный факт, но начала курортного сезона с нетерпением ждет не только бизнес-сообщество, но и криминальный мир. Согласно милицейским сводкам, многие любители легкой наживы в курортный сезон перебазируются в Гагрский район, поближе к отдыхающим. Многим из нас, наверно, приходилось краснеть от стыда, видя автомашины гостей нашей республики с выбитыми стеклами и слыша рассказы об ограблениях туристов, и это еще одна из самых негативных сторон отдыха в Абхазии.
Для решения проблемы, возможно, стоило бы подумать о создании туристической полиции (милиции) или отдельного подразделения МВД, состоящего из сотрудников, прошедших специальную подготовку. Это, наряду с оснащением камерами видеонаблюдения мест, особо посещаемых туристами, помогло бы если не покончить с карманными кражами, воровством из салонов автомобилей, на рынках и пляжах, то, по крайней мере, способствовало бы значительному сокращению их количества.
Опасность для отдыхающих представляет не только криминал, но и некоторые предприятия общепита. Из-за недостаточного контроля санитарных служб за состоянием наших кафе, апацх и ресторанов нередки случаи отравления недоброкачественной пищей, особенно в жаркий летний сезон. Совершенно необходимо ужесточить контроль сферы общественного питания, а также обеспечить надзор за изготовлением и реализацией домашнего вина, чачи, меда и другой натуральной продукции. Если удастся обеспечить высокое качество этих продуктов, они вполне могут стать нашим национальным брендом.
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем!
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Эта донкихотская истина обязана стать главным девизом курортного ренессанса в Абхазии. Отдыхающие должны себя чувствовать комфортно не только в отелях или на пляжах, но и на улицах. Это несложно — нужно просто проявить доброжелательность, готовность помочь в случае необходимости, ответить на вопрос или просто улыбнуться, как-то продемонстрировать свое позитивное отношение. Ведь от того, как мы все относимся к гостям, во многом зависит не только успешное развитие курортной сферы, но и имидж Абхазии за ее пределами. Ведь приезжая в другую страну, мы сами очень внимательно наблюдаем за поведением людей вокруг нас, и из этих наблюдений складывается наше впечатление о народе и стране в целом. Хотя Абхазия и славится своим гостеприимством, к сожалению, невежливое, а то и грубое отношение к отдыхающим со стороны обслуживающего персонала, водителей, да и просто отдельных граждан, увы, не редкость. Помнится, когда через несколько лет после окончания войны к нам стали приезжать тогда еще немногочисленные туристы, наши люди принимали их приветливо и радовались. Но постепенно, с ростом потока отдыхающих, стало больше негативных проявлений, и это может стать еще одним препятствием для превращения Абхазии в туристическую мекку.
Возможно, пресечь эти нездоровые тенденции могла бы соответствующая разъяснительная работа. Сегодня далеко не все жители Абхазии получают дивиденды от туристического бизнеса, и это имеет отрицательные последствия в виде социального расслоения населения, серьезной диспропорции в социально-экономическом развитии регионов и так далее. Следует разъяснять гражданам, какую экономическую выгоду получает наша страна от туризма и каковы неиспользованные резервы в этой области. В связи с этим неизбежно возникает тема налогообложения в сфере курортного бизнеса. По мнению ряда экономистов, действующая система неэффективна и нуждается в серьезной доработке.
Следовало бы подумать о создании и регулярной трансляции цикла специальных медиапроектов, которые популяризировали бы идею развития курортной индустрии Абхазии как наиболее реального пути к процветанию страны и улучшению жизни всех ее граждан. Надо, опираясь на национальную систему моральных ценностей, рассказывать о традициях гостеприимства, исторически сложившихся в Абхазии, об уважительном отношении к гостям, о необходимости продвижения позитивного имиджа нашей страны.
Все обозначенные проблемы необходимо решить исключительно комплексными мерами. Только так курортный потенциал Абхазии, который сейчас не используется даже наполовину, будет задействован в полной мере, а Страна Души будет желанным местом не только для гостей из российских регионов, но и для поклонников доступного летнего семейного отдыха и стран ближнего и дальнего зарубежья. На государственном уровне был повышен статус отрасли – на смену Госкомитету по курортам и туризму, который обладал весьма скромными полномочиями, пришло Министерство по курортам и туризму. Это факт свидетельствует об осознании руководством страны тех огромных возможностей, которые открываются перед абхазскими курортами.
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 2686