Метастазы политического раскола

Метастазы политического раскола 26.03.2015 10:11

Телеведущая, историк и политик Ирина Агрба выиграла в Сухумском городском суде иск о признании приказа об ее увольнении из Абхазской гостелерадиокомпании незаконным. Однако и в случае утверждения этого решения Верховным судом Ирина и гендиректор АГТРК Эмма Ходжаа вряд ли будут работать в одном коллективе.

Вчера встретил у Сухумского рынка Ирину Агрба. И, естественно, у нас не могло не зайти разговора об ее судебной тяжбе с руководством Абхазской гостелерадиокомпании. Ведь на прошлой неделе Сухумский городской суд (судья – Белла Хасая) удовлетворил в полном объеме иск ее, автора и ведущей программы «Кафедра» на Абхазском телевидении, о признании приказа о ее увольнении с работы незаконным. Решением суда Ирина Шотовна восстановлена на работе в АГТРК, с которой в ее пользу должно быть взыскано 42 483 рубля заработной платы за время вынужденного прогула. Но ответчик имеет право в течение 10 дней подать кассационную жалобу в Верховный суд РА, и гендиректор АГТРК Эмма Ходжаа в интервью «Нужной газете» уже заявила о намерении сделать это.

«Я все понимаю, – сказала в ходе нашего разговора Ирина Агрба, – приходит к власти новая политическая команда и расставляет свои кадры, в том числе и в руководстве государственных СМИ – это вполне логично и нормально. Но надо же, чтобы эти кадры могли проявлять достаточную гибкость и умение находить общий язык с разными людьми».

Когда мы с ней уже попрощались и разошлись, я вспомнил, что Ирина живет неподалеку (именно домой, очевидно, она направлялась с пакетами продуктов) и надо было бы спросить, не собирается ли она баллотироваться в депутаты парламента по расположенному здесь избирательному округу. Три года назад она, вице-спикер предыдущего, четвертого созыва парламента, в упорной борьбе проиграла здесь парламентские выборы Артуру Миквабия, но он несколько дней назад назначен премьер-министром, а значит в законодательном органе – вновь вакантное место...

Ирина Агрба, как говорится, многогранная личность. Сколько знаю ее с конца 80-х, в ней всегда совмещались три ипостаси – историка-преподавателя, политика и телеведущей. Еще в тяжелейшие месяцы грузино-абхазской войны она привлекла внимание многих в Абхазии авторским циклом передач на Абхазском телевидении, вещавшем из Гудауты, «Вместе через беду» – про северокавказских добровольцев. (А Эмма Ходжаа в то же время – своими смелыми репортажами в качестве корреспондента АТ из самого военного пекла, с передовой.) Вскоре после создания оппозиционного ОПД «Айтайра» Ирина выдвинулась в число ее лидеров. А на АТ, работая по контракту и не прекращая преподавания в Абхазском госуниверситете, стала создателем и ведущей ток-шоу «Аргама». За все годы существования Абхазского телевидения это была, пожалуй, самая популярная и привлекавшая наибольшее внимание телезрителей программа. Но она и требовала большого приложения сил и энергии; достаточно сказать, что на АТ никогда не было такого штата редакторов и других сотрудников, какой помогает, скажем, Андрею Малахову вести на российском Первом канале «Пусть говорят». Ведь на эфиры, посвященные самым актуальным проблемам жизни, нужно было собрать обычно десятка полтора-два участников. Но те несколько лет, которые Ирина Агрба вела эту передачу, несомненно, подняли ее политический рейтинг, и в 2007 году она была избрана не только депутатом, но и вице-спикером абхазского парламента. В последние годы вела на АТ, опять же по контракту, программу «Кафедра», в ходе которой ученые, представлявшие разные области знаний, читали лекции студентам в университетской аудитории. «Кафедра» не была столь трудоемкой и популярной, как «Аргама», но интересом телезрителей пользовалась.

Эмма Ходжаа оказалась в самом пекле информационной войны, которую вели в 2004 году противостоящие в борьбе за президентское кресло политические силы, и с Ириной Агрба они были по разные стороны баррикады. Яростная оппонентка команды Сергея Багапша, Эмма в ходе избирательной борьбы и в результате прихода Багапша к власти оказалась за бортом АГТРК и продолжала пикироваться с ним уже с газетных страниц. Впрочем, со сменившим Багапша Алексанром Анквабом у нее отношения сложились все же по-другому (так бывает), она даже вернулась в штат АГТРК. Тем не менее в обществе Эмма воспринималась на протяжении более десятка лет как активнейшая «хаджимбистка». И поэтому никого не удивило ее назначение в прошлом октябре гендиректором АГТРК. Как и то, что кое-кто из сотрудников, которые придерживались иной внутриполитической ориентации, после этого сами подали заявление об уходе, а кое-кто был уволен. Среди последних и Ирина Агрба – 11 декабря в связи с сокращением штатов. И она оказалась единственной, кто подал в суд иск о признании приказа гендиректора АГТРК незаконным и восстановлении ее на работе.

Одни в обществе с самого прихода Эммы Ходжаа на пост гендиректора с восхищением заговорили о ней как о «железной леди» АГТРК, другие – об атмосфере нервозности и подозрительности, появившейся в самом большом журналистском коллективе Абхазии, об отсутствии пока на АТ творческих прорывов. О политической ориентации большинства одних и других комментаторов ситуации нетрудно догадаться.

Много критиков положения в нынешней АГТРК среди тех форумчан сайта «Абхаз авто», которые всегда были и остаются «анквабистами». Их, в частности, в комментариях к сообщениям о ходе суда по иску Ирины Агрба возмутило то, что «несмотря на неоднократные уведомления суда, никто из руководителей Абхазской гостелерадиокомпании или их представителей не явился на процесс».

Цитата взята из сообщения ИА «Абхазия-Информ», которое было единственным из СМИ, освещавшим процесс. В свою очередь Эмма Ходжаа в газетном интервью настаивает на незаконности приказа прежнего руководства компании о приеме Ирины Агрба на должность ведущей утренней программы радио, обязанности которой она «ни одного дня не исполняла». «Кафедра» же - это договор Агрба с АГТРК, и тут у гендиректора АГТРК, по ее словам, «тоже есть масса замечаний».

Никто не удивился, что партия «Амцахара» выступила с заявлением в поддержку Ирины Агрба, ибо всем понятно, что данный конфликт – это метастазы политического раскола в стране.

С точки зрения же рядового, не слишком политизированного зрителя, «отлучение» от экрана этой яркой ведущей – несомненная потеря для абхазской телеаудитории. Но реалисты отлично знают, что мы живем отнюдь не в идеальном мире. И этот мир останется таким, каким бы не оказался окончательный вердикт по этому делу Верховного суда. Несовместимость двух сильных личностей в творческом коллективе известна, в том числе и в Абхазии, по эпизодам, имевшим место задолго до возникновения в нашей стране двух нынешних политических лагерей. И у Эммы, и у Ирины характеры, как кремень, а два кремня при столкновении высекают искры.

Размещено: Apsny-online
Источник: http://ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 3038

Возврат к списку

Наверх