Взяв курс на НАТО, Украина дразнит Россию. А была ли в этом необходимость?
("Christian Science Monitor", США)
То, что украинская Верховная рада проголосовала во вторник за отмену внеблокового статуса страны, является в значительной степени символическим жестом и не означает, что Украина в ближайшее время будет стремиться вступить в НАТО.
А вот что точно произойдет в результате такого решения, так это усиление напряженности между Украиной и Россией, а также между западными лидерами и российским президентом Владимиром Путиным, который считает Украину неотъемлемой частью российской зоны влияния, а членство Украины в НАТО – «красной чертой».
Результат голосования представляет собой первый шаг к выполнению «всех требований для вступления» в Североатлантический альянс. По мнению некоторых российских аналитиков, пожалуй, самым значительным последствием такого решения станет рост напряженности на сотрясаемом боями востоке Украины в момент, когда ситуация там едва начала успокаиваться. Решение об отказе от внеблокового статуса было принято буквально через несколько часов после того, как было объявлено о проведении на этой неделе нового раунда переговоров, направленных на окончание конфликта между Украиной и пророссийскими ополченцами на востоке Украины.
«Фактически вопрос состоит в том, почему это голосование произошло именно сейчас, когда ситуация вокруг востока Украины относительно спокойна», — говорит руководитель программы американо-российских отношений Института национальных интересов США в Вашингтоне Пол Сондерс (Paul Saunders).
По всей видимости, в своих действиях правительство Украины почувствовало себя «немного смелее» под влиянием тревожных сигналов из Москвы, касающихся российской экономики, говорит г-н Сондерс.
«С точки зрения Москвы вполне очевидно, что это провокационный и подстрекательский шаг», — утверждает он. Более того, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил во вторник, что такое решение будет иметь «крайне негативные последствия», а премьер-министр Дмитрий Медведев написал на своей страничке в Facebook, что отказ от внеблокового статуса является, «по сути, заявкой на вступление в НАТО».
Однако принятое радой решение является во многом символическим и к особым конкретным последствиям не приведет. Украинский президент Петр Порошенко заявил, что решение о возможном вступлении в НАТО будет принимать украинский народ на референдуме, и что такой референдум будет проведен не раньше, чем в конце десятилетия.
Правда, как считает Сондерс, решение Верховной рады будет способствовать сохранению напряженности, поскольку оно поддерживает представления друг о друге, имеющиеся у обеих сторон украино-российского конфликта.
«Если судить объективно, то как же Кремль мог аннексировать Крым и не предвидеть таких шагов? — удивляется он. — А с другой стороны, никто не должен удивляться реакции России. Ни один лидер не захотел бы наблюдать, как соседняя страна стремится стать членом такого блока, который населением его страны воспринимается как враждебный военный альянс».
По мнению других аналитиков, события на Украине, подобные отказу от внеблокового статуса, также приведут к тому, что период непредсказуемых напряженных отношений между Россией и Западом затянется надолго.
Украина не является основной причиной возникновения «нового периода соперничества» в российско-западных отношениях, но она является «его основным географическим местом и символом», — утверждает Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги, являющегося российским представительством Фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне.
Как пишет Тренин в последнем номере выпускаемого московским Центром бюллетеня, при Путине Россия выбрала новый внешнеполитический курс, направленный на то, чтобы прежде всего обеспечить суверенитет России и ее независимость от внешнего влияния, а также гарантировать соблюдение интересов России на «территориях в пределах ее бывших границ».
По словам Тренина, этот новый курс, который уводит Россию от любого присоединения к западным блокам и союзам, является отражением возрождающегося в России национализма. Но при этом, добавляет он, на фоне кризиса на Украине и связанных с ним западных санкций эта политика находит все более широкую поддержку среди простых россиян.
По словам Тренина, он не видит оснований ожидать в ближайшие годы «какого-либо ослабления конфронтации между США и Россией», отчасти из-за того, что США «не допустят создания Россией сферы влияния у себя по соседству». Но в то же время он утверждает, что нельзя допустить, в частности, «опасного обострения» украинского кризиса, учитывая вероятность «прямой военной конфронтации между бывшими противниками по холодной войне».
Сондерс считает, что, возможно, украинская рада была вправе принять решение, которое, по сути, означает поворот в сторону Запада. Но при этом, по его мнению, такой шаг показывает, что стремление предъявлять свое права – это далеко не лучший способ обеспечения безопасности и стабильности в Европе.
«Украина и украинский народ имеют право решать, хотят ли они вступать в НАТО или нет, страны альянса имеют право решать, принимать ли Украину в свои ряды, а Россия имеет право решать, каким образом реагировать на намерение Украины стать членом НАТО», — считает Сондерс.
«Но основная проблема не в правах, — продолжает он. — Вопрос в том, станет ли Европа более стабильной и безопасной, если Украина войдет в НАТО».
По его словам, именно об этом следует подумать всем сторонам, имеющим отношение к кризису на Украине.
Ховард Лафранчи (Howard LaFranchi)
Источник: http://inosmi.ru
Количество просмотров: 5121