АНЭРА НЕ ШУТИТ
Надежда Венедиктова
В июле 1992 года, за месяц до начала войны, Владислав Ардзинба подписал Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия». С тех пор прошло 22 года. Война, блокада, которая в некотором отношении продолжается и сейчас, затормозили развитие у нас современного экономического мышления, которое шло более активными темпами на остальном постсоветском пространстве. С иностранными инвестициями у нас до сих пор очень туго.
Несколько дней назад наш парламент снял с повестки дня рассмотрение проекта Закона «»Специальная экономическая зона «Очамчыра», посчитав его несвоевременным. Проект лежит в парламенте с мая, там уже была и презентация проекта, есть и заключение комитета, но, видимо, бурные политические события помешали вовремя доработать проект. А вообще попытки пробить этот проект продолжаются уже шесть лет, и начались они еще при Сергее Багапше.
Есть и более давняя история – эту идею выдвинул еще до войны Игорь Киртбая, известный советский энергостроитель абхазского происхождения. Это был незаурядный человек, память о котором до сих пор жива в Сибири – именно благодаря новаторским идеям и смелым решениям Игоря Киртбая тюменский север в 70-х и 80-х годах был обеспечен электроэнергией. Если бы не скоропостижная смерть Киртбая в 1991 году, когда ему было всего 52 года, Абхазия имела бы в послевоенное время крупного бизнесмена и строителя, обладавшего опытом и связями международного уровня. Развитие страны могло бы пойти совсем другими темпами.
Казалось бы, сама идея создания специальной экономической зоны, тем более имеющая такую предысторию (имя Киртбая служит гарантией ее жизнеспособности и успеха), должна была вызвать интерес и даже определенный энтузиазм у нашей власти. Мировая практика показывает, что многим, в том числе небольшим, странам удалось добиться ускоренного развития именно с помощью СЭЗ, экономическое значение которых трудно оспорить – в настоящее время через различные СЭЗ проходит до 30% мирового товарооборота. Однако за пять лет в нашем обществе даже не попытались всерьез обсудить эту идею. Ощущение, как будто мы боимся ввязаться во что-то по-настоящему крупное, поскольку у нас нет опыта. Это можно понять, но когда-то начать все-таки нужно!
Амра Гварамиа, которая уже шесть лет проталкивает эту идею, сделала блестящий ход – совместно с жителями села Адзюбжа создала «Ассоциацию Национально-Экономического Развития Абхазии» (АНЭРА), которая и предлагает сейчас этот проект. Простые землевладельцы оказались смелее и прозорливее представителей власти! В Ассоциации более ста человек, пятьдесят компаний, и она открыта для новых членов, желающих участвовать в перспективном предприятии, по сути создана открытая инвестиционная площадка.
Что же АНЭРА нам обещает?
Во-первых, учитывается высокая транзитная привлекательность Абхазии, находящейся в центре транспортных линий между Востоком и Европой. На Черном море катастрофически не хватает глубоководных портов, и только Скурча и Анаклия на Кавказском побережье обладают подходящим глубоководным дном для строительства необходимых портов. Порт в Анаклии скорее всего будут строить американцы, а вот для строительства СЭЗ и порта на Скурче вполне реально привлечь частные российские инвестиции.
Во-вторых, АНЭРА уже разработала концептуальные предложения по созданию и деятельности СЭЗ «Адзюбжа». Есть предварительные договоренности с потенциальными инвесторами. Уже готов предпроект, планируется создание от 500 до 2 тысяч рабочих мест с ежемесячной зарплатой на первом этапе от 30 и выше тысяч рублей, есть экологическое заключение. Курировать проект должен лично президент Абхазии. Через два года после начала строительства СЭЗ начнет работать.
В-третьих, подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд, фонды медицинского страхования, инвалидов, репатриации в совокупности в несколько раз превысят ту сумму, которую госбюджет сейчас получает от этой территории.
Чуть более недели назад подписан указ о страховании РФ иностранных инвестиций, заходящих в Абхазию, что очень удачно совпадает с намерениями АНЭРЫ. Буквально на днях с обращением к народу выступил президент Казахстана Н. Назарбаев, подчеркнувший важность развития транспортно-логистической структуры. Как минимум необходимо всем обществом обсуждать все возможные достоинства и риски этого проекта, который мог бы стать мощным стимулом модернизации Абхазии.
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 2643