ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РОСТА – КАРЬЕРНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО…

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РОСТА – КАРЬЕРНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО… 16.11.2014 22:57

В нашей республике много разговоров об образовании, однако мало принципиальных решений для улучшения его качества, тогда как стратегической целью государственной политики в области модернизации образования должно стать повышение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям и потребностям общества и каждого гражданина. И именно непрерывное повышение квалификации, являясь частью дополнительного профессионального образования, может выполнить важнейшую задачу своевременного и качественного обновления профессиональных знаний, умений и навыков наших граждан.

В настоящее время эту задачу пытается решить вместе с Министерством образования Республиканский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов при АГУ. Но поставленные задачи выполнимы только в том случае, если их будут поддерживать не только образовательные структуры, но и все те, кто в этом заинтересован.

Существуют два понятия: «непрерывное образование» и «дополнительное профессиональное», которое осуществляется как через курсы повышения квалификации, так и в форме заочного самообразования.

Понятие «непрерывное образование» трактуется как система образования, объединяющая все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное – повышение квалификации и переподготовка специалиста).

Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку возможность определять индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Непрерывное образование того или иного специалиста может проходить эффективно и конкурентоспособно, если само государство будет его всесторонне поддерживать. А для этого нужны различные программы и в первую очередь Закон РА «Об образовании».

Однако нельзя ждать того, чего нет. Необходимо опираться на пройденный опыт, который, кстати, был отличным в советское время. Наконец, есть прекрасные учебные разработки как в Абхазии, так и в той же России, где существует более ста лет система повышения квалификации и переподготовки работников по своим целям, содержанию, контингенту обучаемых, по срокам обучения, научному обеспечению, по наличию профессорско-преподавательского состава и т.д.

Необходимо признать, что в разработке методических основ педагогики, повышения квалификации мы сегодня очень отстаем. Так, у нас пока нет четко сформулированной концепции непрерывного образования. У нас пока недостаточные субсидии и вовлечение госструктур на переподготовку и повышение квалификации кадров, а все потому, что не выполняется Указ Президента РА «О Республиканском центре повышения квалификации», в котором четко прописано: «Центральным органам государственного управления, администрациям городов и районов Республики Абхазия принять необходимые меры, направленные на обеспечение повышения квалификации всех работников, специалистов не реже одного раза в 5 лет».

Республиканский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов с 2014 года переходит на очно-заочное обучение. Он будет приглашать слушателей курсов на установочную сессию, а затем они переходят на самостоятельное усвоение индивидуального задания по специальности до следующей аттестационной сессии, где принимаются зачеты по выполненным заданиям и устным ответам. Такая форма обучения способствует приобретению навыков самостоятельного образования.

В современной системе повышения квалификации, например, в России эффективно реализуется потенциал дистанционного обучения, характерными чертами которого являются гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации.

В октябре 2014 года был получен первый опыт работы Республиканского центра повышения квалификации (РЦПК) по обновленной форме. На установочную сессию были приглашены учителя начальных классов сразу трех районов Республики Абхазия: Ткуарчалского, Галского и Очамчырского. Программы занятий по каждому предмету начальных классов заранее готовились высококвалифицированными педагогами АГУ, такими как Р.Дбар, С. Жвания, А.Бганба, М.Цыбулевская, а также опытными сухумскими учителями-практиками: Г.Нечесова и И. Адлейба (средняя школа № 14), А.Шаповалова (№ 6).

И этот опыт показал, что повышение квалификации на базе лучших школ вызывает особый интерес у слушателей курсов. Здесь большей частью идет обмен мнениями и познаниями новых педагогических технологий.

Впервые на курсах для учителей преподавателем кафедры педагогики и методики начального образования АГУ А.Бганба была представлена программа по «коррекционной педагогике». Курс предполагает изучение учителями начального звена особенностей развивающейся личности с отклонениями в развитии (которые ограничивают или затрудняют возможность социальной адаптации) – с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Так как в районах специальных школ для такого рода учащихся пока нет, то подобные лекции вызвали особый интерес в плане подготовки самого учителя.

В целях подготовки учителей к организации учебно-познавательного процесса в условиях многоаспектной деятельности ученика нам необходимо еще пересмотреть содержание и механизм повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Внедрение непрерывного повышения квалификации учителя связано со следующими процессами: повышение профессиональной компетентности учителя; удовлетворение потребностей учителя в самообразовании; расширение общего культурного уровня и кругозора учителя; формирование творческих устремлений и интересов к творческой деятельности; развитие у учителей научно-исследовательских навыков; установление соответствия учебного процесса требованиям общества.

Если все эти требования в результате непрерывного повышения квалификации учителем будут выполнены, значит, мы на пути решения своих задач.

В.ПОЗДНЯКОВ, и.о. директора Республиканского центра повышения квалификации, доцент

Размещено: Apsny Online
Источник: Газета РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ
Количество просмотров: 2271

Возврат к списку

Наверх