«Амцахара» готова к консенсусу
/Виталий Шария/
В минувшую пятницу в Сухуме состоялся внеочередной съезд политической партии «Амцахара», главной темой на котором был проект нового российско-абхазского договора, обсуждение которого вызвало в республике бурю эмоций. И, конечно, многие в обществе с нетерпением ждали, что же прозвучит и какие решения будут приняты на съезде оппозиционной партии: ведь, согласно устоявшемуся в обществе мнению, многие оппозиционеры настроены к новому договору непримиримо, активно используя, в частности, эту тему во внутриполитической борьбе. Я сам на съезде, к сожалению, не был по весьма уважительной причине. Не имел возможности отслеживать информацию о нем и по телевидению и положился только на текстовые интернет-сообщения. И вот парадокс (впрочем, вполне ожидаемый): информацию эту пришлось черпать из российских СМИ: РИА Новости, «Московский комсомолец»...
Хотя о чем-чем, а о съездах политических партий в Абхазии – и провластных, и оппозиционных – в последние годы все абхазские СМИ информировали аудитории обильно, независимо от своей политической ориентации, хотя и, разумеется, по-разному расставляя оценки и акценты. Но что получилось сейчас? «Апсныпресс» промолчал. Можно, конечно, принять во внимание «трудности роста» обновленного журналистского коллектива ГИА: далеко не всем начинающим, как прежним закаленным апсныпрессовским перьям, под силу выдавать в тот же день, «с колес», пространные репортажные тексты. Но ведь и даже самой коротенькой информации о съезде на сайте ГИА не появилось. Тут же кое у кого родилось предположение, что это информационная политика новых властей республики, во имя которой и было сменено руководство ГИА. Но ведь замалчивать то, что озвучивают оппоненты, – это по-любому не украшает власть, а в эпоху интернета с его все более бурно развивающимися социальными сетями – это и просто бессмыслица. Но думаю, что это была не политика, а профессиональная недоработка. Тем более что государственное Абхазское телевидение дало, знаю, репортаж про съезд.
Вместе с тем со стороны большинства абхазских периодических изданий получилось что-то вроде бойкота этого съезда. Одна моя коллега заранее заявила, что не пойдет туда, потому что в кулуарах предыдущего съезда «Амцахара» две представительницы этой партии, которым не нравилась ее «писанина», стали ее по-всякому обзывать. Представители других изданий сказали, что их редакции на съезд «не пригласили». Вообще-то действительно в предыдущие годы все политические силы, как правило, рассылали приглашения всем СМИ на свои мероприятия. Это – с одной стороны. А с другой – никто не помешал бы журналистам прийти на съезд без всякого приглашения и освещать его, ибо это их работа; было бы желание. Но тут, видно, не было обоюдного желания сотрудничества.
Между тем на съезде оппозиционной партии произошло то, что, возможно, разочаровало любителей политических скандалов, но, в общем-то, вполне вытекало из элементарной логики. А логика эта в данном случае заключается в том, что любая мало-мальски серьезная политическая сила в современной Абхазии, принимая серьезное решение, прежде всего, будет думать о том, чтобы никому не пришло в голову обвинить ее в некоей антироссийской позиции.
Выступавшие на съезде подчеркивали, что партия «Амцахара» всегда выступала за качественное улучшение отношений с Россией, что она учитывает геополитические изменения, связанные в частности с подписанием Украиной и Грузией соглашений об ассоциации с Евросоюзом. Вместе с тем, по их мнению, в работе над новым договором не нужна спешка. «Амцахара» поддерживает многие тезисы в представленном российской стороной проекте договора, но при этом есть детали, требующие широкого обсуждения и внутриабхазского консенсуса. В выступлениях и итоговой резолюции съезда отмечено полное согласие с замечаниями, сделанными МИДом Абхазии по проекту. Честно говоря, я не нашел на сайте МИДа РА эти «замечания» и не знаю, чем они отличаются от того варианта проекта, который недавно парламент направил президенту. Но, судя по всему, речь идет о том же самом.
Лишь поздно вечером следующего дня, субботы, на сайте ГИА «Апсныпресс» появилось обращение к народу делегатов внеочередного съезда политической партии «Амцахара». И тут же – заявление пресс-службы президента РА. Давно, очень давно реакция абхазских властей на заявления оппозиции не была, если вообще когда-либо была, столь благостной и умиротворенной:
«Руководство Абхазии высоко оценивает поддержку со стороны партии «Амцахара» идеи о необходимости подписания Договора между Республикой Абхазия и Российской Федерацией. Президент Республики Абхазия в публичных выступлениях, так же, как и партия «Амцахара», неоднократно отмечал свое несогласие с рядом положений проекта, представленного российской стороной, и подчеркивал необходимость подготовки проекта Договора в редакции абхазской стороны, что является общепризнанной переговорной практикой... Руководство Абхазии готово к тесному конструктивному сотрудничеству с представителями партии «Амцахара», других политических и общественных организаций, а также экспертного сообщества при подготовке пакета соглашений, развивающих этот Договор...»
Такое, прямо скажем, редкостное единение власти и оппозиции вызвало разнообразные отклики. Один интернет-форумчанин, всегда критично настроенный к нынешней власти, высказался примерно так: взвешенный и корректный ответ президента Абхазии на такое же, в общем, корректное обращение «Амцахары». Все мы плывем, мол, в одной лодке в бушующем море и должны дружно грести, чтобы не утонуть. И на корабле – один капитан.
А вот другой форумчанин увидел произошедшее так: «Амцахара» предложила выход из тупиковой ситуации, которая возникла в связи с необдуманными действиями президента. Судя по его дальнейшим рассуждениям, автор этого поста считает, что поступивший из Москвы проект договора нельзя было направлять на обсуждение в парламент, после чего он был предан широкой огласке, а следовало поработать над ним узкой группой лиц. И тогда не появилось бы некоторых истерических высказываний как в Абхазии, так и в России, не осталось бы «осадка». Подобное мнение встречалось и раньше, но я с ним не согласен. Всегда очень легко, видя какие-то негативные последствия шага вправо, кричать, что надо было сделать шаг влево. А, может, было бы, наоборот, хуже? Я, например, очень явственно представляю себе последствия процесса обсуждения и принятия договора «за семью печатями». Во-первых, в Абхазии неизбежно зазвучали бы громогласные обвинения, что судьбоносные решения вновь принимаются за спиной народа. Во-вторых, инициаторов и авторов российского проекта договора было бы очень трудно убедить в том, что абхазский вариант – это не «бзик» руководства РА, а народное волеизъявление. Кстати, мы еще не знаем, насколько легко согласятся в Москве на этот вариант.
А один из активных членов политической команды Хаджимба отреагировал в интернете на этот обмен любезностями власти и оппозиции довольно недоуменно. На мой же взгляд, не произошло ничего странного. В данном случае, несмотря на всю предшествующую полемическую шумиху, позиции соперничающих абхазских политэлит не могли в конечном итоге не сблизиться. Ибо руководство «Амцахара» понимало, что углубление им внутриполитического противостояния тут все больше походило на конфронтацию с Россией, а это путь в никуда.
Но не надо «беспокоиться»: по другим вопросам и в других, менее рискованных обстоятельствах баталий между абхазскими властью и оппозицией предстоит еще немало. На упомянутом съезде прозвучало, в частности, немало критики в адрес нового руководства Абхазии, ее кадровой политики. Хотя сторонники власти и возражают: в новом составе кабмина осталось четыре министра из старой команды, разве этого мало и это не определенная коалиция? Но кадровая политика – это то, что всегда можно критиковать и критиковать.
Источник: ekhokavkaza.org
Количество просмотров: 2404