Леон Кварчия. Основные модули блока устойчивого экономического развития Республики Абхазия
В настоящий момент перед вновь избранной властью в Абхазии, на которую возлагаются большие надежды, стоит крайне ответственная и трудоемкая задача по разработке долгосрочных и среднесрочных ориентиров развития государства в виде программы социально-экономического развития на период до 10 лет. Разработка программы позволит определить векторы развития республики в территориальном и отраслевом разрезе и тем самым заложить основы для разработки отраслевых программ по направлениям.
Несмотря на необходимость сбора, обработки и анализа очень большого объема статистических данных для определения и разработки наиболее эффективного инструментария и методологии, все же, исходя из первичного анализа текущей ситуации, можно наметить ряд стратегически необходимых для реализации шагов в виде модулей, которые, как представляется, могут найти свое отражение как в программе социально-экономического развития республики, так и в отраслевых программах по направлениям. В дальнейшем, по мере сбора, обработки и анализа первичной статистической информации могут быть произведены определенные корректировки и дополнения, но по своей сути нижеприведенный перечень модулей должен оказать свой положительный эффект на процесс обеспечения устойчивого экономического развития республики. Итак, необходимо отметить следующие модули:
1. Создание в безотлагательном порядке системы государственного и муниципального заказа с соответствующей нормативно-правовой базой
Данный модуль должен найти свое отражение в создании Управления государственных закупок при Министерстве экономики Республики Абхазия, которое будет заниматься организацией и проведением всех конкурсных процедур с использованием средств республиканского бюджета. Кроме того, должна быть создана межведомственная Государственная конкурсная, аукционная и котировочная комиссия, которая на основании системы четко установленных, публичных критериев будет заниматься отбором наиболее конкурентоспособных поставщиков и исполнителей. В результате будет возможно обеспечить максимальную прозрачность, эффективность при размещении госзаказа, предоставить поддержку местному малому и среднему бизнесу за счет системы льгот и преференций, исключить возможность взимания коррупционной ренты. Экономия бюджетных средств при этом составит до 30%. Аналогичная система должна быть внедрена на уровне местных властей.
2. Внедрение программно-целевого метода формирования и исполнения всех бюджетных обязательств
Данный модуль подразумевает финансирование госрасходов исключительно в рамках мероприятий соответствующих программ, разработанных с привлечением экспертного сообщества и гражданского населения. Подразумевает детальное обоснование стоимости и целесообразности реализации каждого мероприятия; формирование целевых индикаторов результативности программы. Таким образом, существенно повышается бюджетная дисциплина, снижается вероятность срыва сроков реализации программы, снижается возможность взимания коррупционной ренты. Экономия бюджетных средств при использовании программно-целевого метода исполнения бюджетных обязательств составит от 15 до 20%.
3. Создание Национального Резервного Фонда Республики Абхазия на базе Фонда приватизации
Основным предназначением указанного фонда будет являться инвестирование исключительно на конкурсной основе в производственные проекты в сфере малого и среднего бизнеса, а также в проекты в сфере создания объектов туристической инфраструктуры. Основными критериями при этом будет создание максимальной добавленной стоимости, максимальная ориентация на экспорт, а также на развитие курортно-туристической сферы.
Основными источниками пополнения фонда будут средства от приватизации объектов государственной собственности, а также отчисления от выручки предприятий, занимающихся реализацией сырьевых ресурсов или продукции с минимальной добавленной стоимостью, таких как реализация необработанной древесины, угля, инертных материалов, металлолома, вылов рыбы и т.д. Кроме того, существуют значительные резервы более эффективного использования таких объектов госсобственности, как Рицинский заповедник и Новоафонская пещера.
4. Разработка дорожных карт по улучшению предпринимательской среды и программы развития малого и среднего бизнеса на основании проведенного специализированного исследования по аналогии с исследованием «Ведение бизнеса», проводимого ежегодно Всемирным банком
Подобное исследование состояния деловой среды позволяет получить максимально конкретизированную картину его состояния на основании 10 индикаторов, по значениям которых составляются пошаговые алгоритмы улучшения условий ведения бизнеса в стране. Разработка дорожных карт проводится при тесном взаимодействии органов государственной власти, предпринимательского сообщества, ТПП РА, Центра стратегических исследований при Президенте РА.
Помимо упомянутого, в данном модуле включена необходимость разработки трехуровневой системы налогообложения, как и во многих развитых странах, с целью его оптимизации и вывода значительной части денежной массы в республике из тени. Ведется речь о необходимости ограничения наличных платежей между юридическим лицами не только административными, но и преимущественно экономическими методами.
Кроме того, речь идет о создании Агентства кредитных гарантий при непосредственном участии государства в лице Национального банка РА и коммерческих банков, основной целью которого будет являться стимулирование предоставления долгосрочных кредитов малому и среднему бизнесу, а основной задачей – предоставление гарантий банкам под выданные кредиты.
5. Особые экономические зоны
Речь идет о создании 3 особых экономических зон на территории РА: одна по типу экспортно-производственной в районе Очамчырского порта, две – по типу туристско-рекреационных, одна из которых будет располагаться на территории объединения пансионатов «Курорт Пицунда», а вторая на территории санаториев МВО и ПВО в г. Сухум. В данных образованиях предусматривается максимальное освобождение от налогов с момента выхода на прибыль, максимальные административные, правовые послабления, таможенные льготы с целью привлечения инвестиционного потенциала. В случае с Очамчырским портом речь идет о создании небольших и средних производств в области сельхозпереработки, стройматериалов, мебели, рекламной и сувенирной продукции и т.д. В случае туристско-рекреационными зонами - о создании апарт-отелей с возможностью в том числе рядовым гражданам по целевой кредитной программе приобретать апартаменты для последующей сдачи их в курортно-рекреационных целях под руководством управляющей компании.
6. Инвестиционная политика
Инвестиционная политика должна реализовываться в строгом соответствии с инвестиционной стратегией, которая будет определять отраслевую и территориальную структуру иностранных инвестиций с четкой градацией тех сфер, где иностранные инвестиции поощряются, где ограничиваются, а где запрещаются.
Серьезное внимание необходимо уделить системе гарантий иностранных инвестиций, для чего следует проработать вопрос возможности выделения части финансовой помощи со стороны РФ в виде гарантий российским же инвесторам.
Важной составляющей инвестиционной политики является создание Агентства по привлечению инвестиций в Республику Абхазия. В функции данного органа должны входить разработка инвестиционной стратегии, подготовка инвестиционных меморандумов по приоритетным проектам, взаимодействие с потенциальными инвесторами, функционирование по принципу «единого окна» в целях минимизации обращения инвестора в различные властные структуры, разрешение всех спорных вопросов между инвестором, государством и частными лицами в досудебном порядке. При этом указанный орган не может сам выступать в качестве инвестора.
7. Электронное правительство
Помимо всего прочего подразумевается создание единого портала государственных услуг с указанием всех услуг, которое оказывает государство и административных регламентов их оказания. В результате у предпринимателей и обычных людей будет полное представление о всех оказываемых государством услугах, появится доступ к различным формам заявлений, бланков, отчетности и возможность подавать их в электронном виде, отслеживать ход оказания госуслуги и т.д.
Кроме того, речь идет о создании нескольких многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна, в которые для получения какого-либо документа осуществляется сдача минимально необходимого пакета документации, а дальнейшая их обработка и проверка осуществляется на межведомственном уровне с использованием информационных технологий. В результате снижается уровень трансакционных издержек предпринимателей, повышается эффективность функционирования бизнеса, исключается возможность взимания коррупционной ренты.
8. Приватизация
Данный модуль подразумевает приватизацию объектов госсобствености преимущественно на конкурсной основе по результатам выполнения представленной инвестиционной программы. То есть предполагается передача объекта в частную собственность не с момента уплаты его оценочной стоимости, а поэтапно в соответствии с процентом выполнения заявленной инвестиционной программы. При этом удельный вес уплаченной оценочной стоимости определить в размере не более 25% от общего выполнения инвестиционной программы. Лишь таким образом можно избежать грабительской распродажи госсобственности, имевшей место в последнее время.
Стоит отметить необходимость ухода государства из тех сфер, которые изначально являются коммерческими, с рыночным ценообразованием. В первую очередь имеются в виду госкомпании, занимающиеся строительством и ремонтом зданий, сооружений, дорожной инфраструктуры и т.д., которые должны быть приватизированы. Государство не должно быть одновременно регулятором и участником рынка, и его наличие в данных сферах ведет к неэффективному использованию активов, высокому уровню издержек и возникновению коррупционных схем.
9. Закон о госслужбе и противодействии коррупции
В этом блоке речь идет, безусловно, о конкурсном отборе при назначении на государственные должности, предусматривающем жесткие требования к уровню образования, квалификации, опыту работы и т.д. Речь идет об обязательной регулярной аттестации госслужащих на предмет соответствия занимаемой должности, а также для повышения по службе, обязательном заполнении декларации о доходах, имуществе и крупных расходах госслужащих.
В законе о противодействии коррупции в обязательном порядке определить понятие конфликта интересов и исключить одновременное ведение бизнеса и нахождение на государственной службе, определить ключевые показатели эффективности чиновников, например, такие как количество созданных рабочих мест, открытых и закрывшихся предприятий, собранных налогов, количество жалоб от предпринимателей ит.д.
10. Государственно-частное партнерство
Механизм, предусматривающий соблюдение общественных интересов государства и коммерческих интересов инвестора. Одной из эффективных областей его применения могут служить проекты в области восстановления объектов гидроэлектроэнергетики и повышения безопасности дорожного движения. В первом случае речь идет о привлечении инвесторов на конкурсной основе с условием работы в рамках соглашения о разделе продукции (в данном случае, генерируемой мощности), во втором случае – об установке и эксплуатации средств видеофиксации нарушений за счет средств инвестора, но при условии распределения сумм поступающих штрафов между инвестором и государством. Таким образом, возможно будет решить наиболее злободневные проблемы государства.
11. Акцент на разработке и реализации комплексных целевых программ развития курортно-туристической отрасли и сельского хозяйства как вспомогательной и в целях сохранения традиционного абхазского села
В данном модуле речь идет о внедрении системы добровольной сертификации средств размещения с предоставлением налоговых льгот тем, кто ее прошел, с целью повышения качества и разнообразия предоставляемых туристских услуг, о внедрении системы обратной связи между отдыхающими и ответственными госслужбами в целях улучшения качества услуг. О разработке всеми узнаваемого бренда «Абхазия» и его продвижениии , о разработке специального банковского продукта по кредитованию в сфере туристского бизнеса.
В сфере сельского хозяйства речь идет об обеспечении крестьянам возможности для сбыта своей продукции в виде создания потребительских кооперативов, реанимирования системы ярмарок, налаживания кооперационных связей с производствами по сельхозпереработке, обеспечения условий для создания фермерских хозяйств.
Также важно задействовать механизм лизинга для предоставления сельхозтехники и оборудования по сублизинговым схемам с участием абхазской и российских государственных лизинговых компаний.
12. Максимальная ориентация на экспорт существующих и вновь создаваемых производств
Важно провести анализ и отобрать наиболее конкурентоспособную на российском рынке продукцию с целью предоставления ее производителям максимальной возможных налоговых, административных льгот, экспортных кредитов, мер многоуровневого государственного лоббирования в рамках имеющихся межправительственных соглашений с целью входа в крупные российские розничные сети. В то же время задействовать комплекс протекционистских мер по защите указанных производств в виде тарифных барьеров, количественных ограничений по ввозу, а в ряде случаев и прямого запрета импортной продукции, аналоги которой производятся внутри республики и потенциально конкурентоспособны
13. Создание при Министерстве экономики, Министерстве сельского хозяйства, Министерстве по налогам и сборам, Государственном комитете по курортам и туризму по курортам и туризму общественных экспертных советов
Создание в наиболее критичных для развития экономики госструктурах общественных экспертных советов позволит разрабатывать и внедрять наиболее эффективные, актуальные и инновационные решения возникающих перед экономикой вызовов, так как позволяет взглянуть на проблему непредвзятым взглядом со стороны.
Состав подобных советов должен формироваться исключительно на конкурсной основе без каких-либо назначений или выборов.
Внедрение вышеуказанных модулей, по моему мнению, позволит получить совокупный эффект в виде придания ощутимого импульса в наиболее важных для абхазской экономики сферах.
Кварчия Л.Г.,
к.т.н., слушатель Дипломатической академии МИД РФ
Республика Абхазия,
г. Сухум
18.09.2014 г.
Источник: apsny.ru
Количество просмотров: 3117