Хотим отделиться: у кого получается, у кого нет
/Артем Кречетников, Би-би-си, Москва/
Перемирие на востоке Украины, по оценкам Владимира Путина, Петра Порошенко и ОБСЕ, Нажать в основном, держится, хотя и нарушается Нажать локальными стычками и перестрелками, в которых участники конфликта обвиняют друг друга.
Как полагает большинство аналитиков, у всех заинтересованных сторон, кроме радикальных сепаратистов, нет выбора.
Украина физически не может одолеть Россию на поле боя. Для Москвы победа обернулась бы тяжелейшими экономическими, социальными и политическими издержками на годы вперед. Запад вынужден был бы вводить против нее новые санкции, разрушая взаимовыгодную торговлю.
Ситуация осложняется тем, что лидеры самопровозглашенных республик, вопреки договоренностям, достигнутым в Минске 5 сентября и предусматривающим сохранение Донецкой и Луганской областей в составе Украины на условиях широкой автономии, заявляют, что по-прежнему Нажать стремятся к независимости.
Что в итоге из этого выйдет? Что говорит мировой опыт?
Трудноразрешимое противоречие
Международное право в равной мере признает два взаимоисключающих принципа: территориальную целостность государств и право наций на самоопределение.
Отсутствуют четко сформулированные правила касательно того, кто, от кого, и каким образом может отделяться.
Критики современного мироустройства говорят о необходимости выработки таких норм на платформе ООН во избежание двойных стандартов и конъюнктуры. Но это дело будущего.
Тем не менее, определенный набор Нажать юридически не закрепленных, но, более или менее, общепризнанных установок все же имеется.
Как правильно?
Национальные и региональные чаяния весьма желательно удовлетворять без нарушения границ, в рамках расширения автономии.
Если кто- то решительно настроился на выход, государство не должно держать людей, как в тюрьме, а сепаратисты - вести себя дерзко и вызывающе: хотим, и делаем, а вас с сегодняшнего дня знать не знаем.
Вопрос об отделении следует решать в ходе долгих уважительных переговоров с учетом интересов, как отделяющегося региона, так и страны, от которой осуществляется сецессия, а также тех жителей будущего независимого государства, которые отделяться не хотели.
Сепаратизм, не выходящий за рамки демократического процесса, нельзя давить репрессиями. Независимость не должна вести к установлению национально ориентированной диктатуры, этническим чисткам и гонениям на инакомыслящих.
Отделение требует референдума, но его итоги - не закон прямого действия, а лишь сильный козырь на будущих переговорах.
Окажется ли развод мирным или кровавым, зависит от политической культуры, терпимости и гуманности общества.
Чехи и словаки разошлись по отдельным квартирам, не только не пролив ни капли крови, но спокойно поделив мебель в зарубежных представительствах бывшего единого государства, не стали друг для друга врагами, и спустя несколько лет встретились в ЕС, вновь стерев разделившую их границу.
Распад Югославии сопровождался многолетней войной и зверствами, унесшими сотни тысяч жизней, в ходе которых все побывали и палачами, и жертвами.
Что в реальности?
К сожалению, события нередко развиваются по худшему сценарию. Сторонники и противники отделения признают исключительно свою правду и видят друг в друге угнетателей либо изменников. Раскручивается спираль ненависти и насилия, страна разрушается, создается почва для внешнего вмешательства.
Иногда борцам за независимость в итоге удается ценой больших жертв добиться своего, иногда нет. В мире таких случаев примерно поровну. Закономерность прослеживается одна: без внешней поддержки сепаратисты не побеждают.
Конфликты такого рода можно разделить на четыре категории.
1) В силу тех или иных политических и моральных причин сепаратисты завоевывают симпатии мирового сообщества, и с его помощью одерживают верх.
2) Сторонников отделения поддерживает одно достаточно сильное в военном отношении соседнее государство. В этом случае уместнее говорить не столько о стремлении к независимости, сколько о территориальных претензиях одной страны к другой. Остальной мир относится к происходящему негативно. Если сецессия в итоге осуществляется, отделившийся регион ждет участь резервации, не признанной никем, кроме патрона, со слабой экономикой и авторитарной коррумпированной властью.
3) Центральное правительство достаточно сильно, чтобы подавлять сепаратизм, а мир относительно равнодушен к происходящему. В этом случае борцам за независимость, как говорится, ничего не светит.
4) Процесс идет в рамках демократии и законности, принимает вялотекущий характер и обычно не приводит ни к чему, поскольку большинство людей по природе консервативны и предпочитают статус-кво неизвестности. Судя по данным опросов, исключением из этого правила может стать Нажать Шотландия, но поживем - увидим.
Практически все масштабные проявления сепаратизма в последние десятилетия укладываются в одну из этих групп.
Чечня
После жестокого подавления в ходе Кавказской войны XIX века и Нажать сталинской депортации причин не любить Россию у чеченцев имелось достаточно.
По мнению ряда историков, в 1990-х годах они могли добиться независимости политическими методами, но предпочли Нажать провозгласить ее явочным порядком, в дальнейшем соглашались вести переговоры только с позиции свершившихся фактов, не выказывали никакого желания считаться с интересами Москвы и проявлять хоть минимум уважения и такта.
Первая чеченская война 1993-1996 годов воспринималась многими россиянами как имперский атавизм или прихоть Бориса Ельцина, возжелавшего показать, кто в доме хозяин. Отпустив четырнадцать республик, стоит ли из-за Чечни кровь проливать?!
В общей сложности шесть лет, в 1991-1993 и 1996-1999 годах, "независимая Ичкерия" фактически имела все атрибуты суверенитета, кроме дипломатического признания, но не сумела или не захотела стать для России не то что добрым, а хотя бы нейтральным соседом.
К концу десятилетия настроения российского общества изменились: договориться не выходит, вечно так продолжаться не может, надо что-то делать.
Владимир Путин начал свое правление с кардинального решения чеченского вопроса, и, по оценкам аналитиков, считает его одной из главных своих заслуг.
Пять лет российская армия применяла в Чечне артиллерию, авиацию и бронетехнику. Около пяти тысяч жителей республики пропали без вести - по мнению правозащитников, были убиты без суда по подозрению в сотрудничестве с боевиками.
Официальный Запад признавал происходящее внутренним делом России, позволяя себе лишь сдержанную критику не войны как таковой, а способов ее ведения.
Итог вышел закономерным.
Косово
Распад бывшей Югославии Нажать начался в Косове, и там же закончился.
Став президентом Югославии, Слободан Милошевич 1 февраля 1990 года направил в край армию, ввел комендантский час и особый порядок управления. Местное руководство было арестовано, его место заняли начальники, присланные из Белграда. Обучение на албанском языке было прекращено, закрыли местную Академию наук и искусств.
28 сентября Скупщина Сербии изменила конституцию, упразднив косовскую автономию.
По оценкам историков, Словения, Хорватия, а чуть позднее Босния и Герцеговина поспешили объявить о независимости, в том числе и потому, что боялись разделить участь Косова.
1 сентября 1996 года, после подписания Дейтонского соглашения по Боснии, Милошевич, пытавшийся на том этапе примириться с Западом, восстановил косовскую автономию и национальные институты. Но косовары, обиженные пятью годами прямого правления из Белграда, не доверявшие Милошевичу и насмотревшиеся на пример Хорватии и Боснии, уже не хотели ничего, кроме независимости.
В результате столкновений между сербскими силовиками и подпольной Армией освобождения Косова погибли около тысячи человек, 230 тысяч косоваров бежали в соседние страны, прежде всего, в Македонию, где ООН организовала для них временные лагеря.
Авторитарный коррумпированный правитель, открыто бросавший вызов западным ценностям и пониманию жизни, вызывал в демократических странах резкую антипатию. Косовары сделались для мирового сообщества "хорошими парнями", хотя в ряде случаев тоже были не без греха.
В марте-мае 1999 года НАТО провела военно-воздушную операцию Allied Force ("Союзная сила"), закончившуюся капитуляцией Белграда. Но мировое сообщество соблюло определенные приличия: независимость Косова была провозглашена лишь через девять лет после фактического отделения.
Абхазия и Южная Осетия
Исторический конфликт уходит в глубину веков и начался задолго до появления на Кавказе русских.
Существует понятие "государство-матрешка". Абхазы и осетины терпеть не могли Грузию, но тяготели к далекому имперскому Петербургу, а впоследствии к Москве. Со своей стороны, Центр еще при Горбачеве в спорах между стремившимися к независимости союзными республиками и входившими в их состав автономиями поддерживал последних.
Во время грузино-абхазского конфликта 1992-1994 годов Россия формально держала нейтралитет, но грузинские позиции бомбили загадочные самолеты без опознавательных знаков, а российские пограничники пропускали в Абхазию вооруженных казаков и добровольцев антигрузинской Конфедерации народов Кавказа.
После заключения перемирия и ввода в Абхазию и Южную Осетию российских миротворцев Москва заявляла о себе как о беспристрастном посреднике, но фактически 14 лет вела игру в одни ворота. Мы двумя руками за территориальную целостность Грузии, но договоритесь об этом с Сухуми и Цхинвали, а применять к ним силу мы вам не позволим ни при каких обстоятельствах. Что, они не хотят? Значит, плохо стараетесь!
Попытка потерявшего терпение Михаила Саакашвили силой "восстановить конституционный порядок" в Южной Осетии была быстро и жестко пресечена российской армией. Заодно Москва признала и суверенитет Абхазии, хотя там боевых действий не было.
По поводу того, выиграли или проиграли Абхазия и Южная Осетия экономически и политически от выхода из состава Грузии и превращения в непризнанные государства, мнения расходятся.
Приднестровье
Ситуация в Приднестровье развивалась в основном по абхазскому сценарию. Фактическую независимость от Молдавии региону обеспечили "вежливые люди" из дислоцировавшейся там с советских времен российской 14-й армии. Однако есть и некоторые отличия.
Во-первых, все случилось намного быстрее: в течение нескольких месяцев в 1992 году.
Во-вторых, Приднестровье, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не получило дипломатического признания даже от Москвы, пребывая в совершенно неопределенном статусе.
В-третьих, конфликт носил не только национальный, но и идеологический характер. Местное русскоязычное население, занятое главным образом в совхозном секторе и на промышленных предприятиях социалистического типа, отличалось особенной советской ностальгией и неприятием всего, что идет с Запада.
Российские радикальные национал-коммунисты во главе с Сажи Умалатовой даже планировали перенести свою штаб-квартиру в Тирасполь и объявить Приднестровье "освобожденной территорией СССР".
Тибет и Синьцзян
Окраинные провинции, населенные, соответственно, буддистами и мусульманами, были присоединены к Китаю силой: Тибет в 1950 году, бывшее Джунгарское ханство в середине XVII века.
Пекин говорит о Нажать масштабных инвестициях в экономически отсталые регионы, куда, по его словам, несет цивилизацию и прогресс, местные активисты - о разрушении традиционной культуры и образа жизни.
Движение за независимость, в Тибете, в основном, в виде гражданского неповиновения, в Синьцзяне Нажать принимающее вооруженную форму, не прекращается, но китайские власти подавляют любые сепаратистские проявления железной рукой. Ссориться с богатым и влиятельным Китаем никто в мире не желает.
По единодушному мнению экспертов, если в КНР не случится серьезных внутренних потрясений, шансы Тибета и Синьцзяна на независимость равны нулю.
Нагорный Карабах
Конфликт Нажать принял открытую форму еще в 1988 году. По мнению многих историков, именно тогда "пошел процесс", завершившийся через четыре года распадом СССР.
Руководство в Москве выступило против изменения статуса области, исходя из простой логики - никакие вопросы не должны решаться под давлением улицы - но и репрессий против сторонников присоединения к Армении не последовало.
Запад относился к происходящему скорее неодобрительно, видя в карабахском конфликте, прежде всего, помеху реформам Горбачева.
В январе 1992 года начались боевые действия с применением авиации, танков и систем залпового огня, закончившиеся заключением перемирия в мае 1994 года. Карабахское ополчение, удержавшее контроль над регионом, по оценкам военных экспертов, не сумело бы победить без всесторонней поддержки "большой" Армении.
С тех пор конфликт Нажать находится в замороженном состоянии. Мировое сообщество официально поддерживает целостность Азербайджана, но дает понять, что попыток силового решения с его стороны приветствовать не будет.
Кардинальное отличие карабахской ситуации состоит в том, что она не является частью глобального противостояния между великими державами, занимающими более или менее нейтральную позицию по принципу: лишь бы войны не было.
Благодаря большей демократической продвинутости и многочисленной диаспоре Армения, вроде бы, должна была стать клиентом Запада. Однако в силу глубоко укоренившегося в национальной памяти страха перед "турецким окружением" Ереван бросился в объятия Москвы, следуя по большинству вопросов в фарватере ее политики и разместив у себя российскую военную базу.
Россия Нажать рассматривает Армению как союзника, но Нажать не желает ссориться и с Азербайджаном - самым крупным государством Закавказья, к тому же богатым газом и нефтью.
Восточный Тимор
Процесс деколонизации в бывшем португальском владении, занимающем восточную часть индонезийского острова Тимор, начался после революции в метрополии в 1974 году.
28 ноября 1975 года была оглашена декларация независимости Демократической Республики Восточный Тимор, однако спустя девять дней Индонезия оккупировала ее и объявила своей провинцией.
Тиморцы не смирились с этим, в том числе, и потому, что являлись католиками, а основное население Индонезии - мусульманами.
По данным международных правозащитников, за 27 лет индонезийского правления на территории с населением в 600 тысяч человек были убиты не менее 100 тысяч.
Репрессии вызвали в мире возмущение. Защитников у Джакарты не нашлось.
Под экономическим и дипломатическим давлением индонезийские власти в 1999 году согласились на проведение референдума, а в 2002 году Восточный Тимор при практически всеобщем одобрении стал независимым государством.
Южный Судан
Конфликт носил межэтнический и религиозный характер. Доминирующая национальность Судана - арабы-мусульмане, а на юге живут представители негроидной расы, исповедующие христианство или традиционные анимистические культы.
Некоторые эксперты указывали также на наличие в Южном Судане залежей нефти.
Многолетний суданский диктатор Омар Башир реагировал на проявления сепаратизма единственным известным ему способом.
В ходе многолетней войны правительственная армия и особенно исламская милиция "джанджавид", не связанная никакими законами и правилами, уничтожили около двух миллионов человек, вдвое больше сделались беженцами.
В стране практиковались шариатские наказания: забивание камнями, публичные порки и отрубание рук.
Массовые репрессии лишили суданский режим международной поддержки.
В результате Южный Судан стал последней по времени новой страной, получившей международное признание и место в ООН (2011 год), а Омар Башир - первым в истории действующим главой государства, которому Международный уголовный суд в Гааге выписал ордер на арест.
Квебек
Провинция является бывшей французской колонией Новая Франция, вошедшей в состав Британской Канады по итогам Семилетней войны 1756-1763 годов.
Экономической и политической дискриминации по национальному признаку в Канаде нет. Сепаратистские настроения имеют в основном историческую и языковую основу. Многие жители Квебека привержены своей культурной самобытности и местному патриотизму, но опасаются последствий отделения.
Во времена СССР "Интурист" автоматически выделял для канадских групп англоговорящих гидов. Гости из Квебека настоятельно требовали заменить гида на "француза", хотя английский язык, конечно, знали.
Движение за независимость всегда проходило в цивилизованных рамках. Критики войны в Чечне указывали, что в Канаде правительство не реагирует на проявления сепаратизма пулями и бомбами. Им отвечали, что жители Квебека не торгуют заложниками и не грабят поезда, проходящие по их территории.
В конце 2006 года федеральный парламент признал квебекцев особой нацией в составе Канады.
Два Нажать референдума, состоявшихся в 1980-м и 1995 годах, закончились поражением сторонников независимости.
Источник: ВВС
Количество просмотров: 2381