Второй фронт противостояния Запада и России открывается на юге Кавказа. Антон Кривенюк
Завершившийся на прошлой неделе в Уэльсе саммит НАТО для Грузии оказался не столь безуспешным, как прежде предполагали эксперты. Тбилиси, конечно, формально не получил приглашения на вступление в Альянс. Но это формальная сторона. На практике, судя по всему, результаты саммита для Грузии более оптимистичны, нежели ожидалось изначально. Договоренности о расширении сотрудничества в оборонной сфере между США и Грузией — одно из решений. И это как раз было предсказуемо. Но несомненным успехом Тбилиси стало получение так называемой «золотой карты» — статуса партнера НАТО №1. Это вполне можно считать полноценной альтернативой «дорожной карте» по присоединению к Альянсу, которую Грузия так стремится получить.
События развиваются стремительно. Вашингтон демонстрирует готовность в режиме «здесь и сейчас» решать практические проблемы в области военного сотрудничества с Грузией. В воскресенье, 7 сентября, в Тбилиси прилетел глава Пентагона Чак Хейгел. На встрече с министром обороны Ираклием Аласания обсуждался пакет новых соглашений в оборонной сфере, которые должны служить укреплению вооруженных сил страны.
Все это очень важно. Соединенные Штаты послали все нужные сигналы, месседжи, жесты, если хотите, о стратегической важности для них кавказского направления. И все эти сигналы, месседжи и жесты, не в последнюю, а скорее, в первую очередь, направлены в адрес России.
По итогам встречи с министром обороны Грузии глава Пентагона сделал заявление, в котором призвал Россию «отвести войска от границы с Грузией». Трудно понять, о каких именно границах говорит Хейгел, но, скорее всего, речь идет о российских военных контингентах в Абхазии и Южной Осетии. А если это так, то Соединенные Штаты еще раз демонстрируют свой отказ признать легитимными даже не сами бывшие грузинские автономии, а фактически сложившиеся границы распределения сфер влияния в регионе. Потенциально это очень опасно. Мы, кажется, находимся в преддверии серьезной милитаризации, причем, не важно на каких уровнях она будет происходить, на дипломатическом и политическом или практическом военном.
Сейчас Вашингтон действительно демонстрирует очень высокую активность на грузинском направлении. Но мы знаем, что «ассиметричные ответы» уже готовы и в Москве. До конца года между Москвой и Сухумом должен быть подписан новый Договор, в котором взаимодействие в сфере обороны стоит на первом месте. Если сейчас Штаты несколько опережают РФ в плане своей активности в регионе, то на стороне Москвы стратегическое преимущество. Как предполагается, новые российско-абхазские соглашения, по сути, создадут совместные вооруженные силы (грубо говоря, некий аналог ОДКБ) и общий периметр режима безопасности на грузино-абхазской границе. То есть, если НАТО сейчас планирует всемерно помочь в усилении и модернизации оборонного потенциала Грузии, то Россия намерена не только помочь Абхазии, но и непосредственно усиливать и развивать свою военную группировку на абхазской территории, причем делаться это будет открыто.
Так что милитаризация в регионе неизбежна. Другое дело, что проистекать она будет, скорее всего, в форме дипломатической войны и политического противостояния России с США. Вряд ли Вашингтон рискнет попробовать «разморозить» статус-кво. Одним словом, войны может и не быть, но южную часть Кавказа ждут сложные времена. Мы не знаем, сколько продлится украинский кризис и какими будут его последствия. Глава Пентагона в воскресенье в Тбилиси заявил, что «действия РФ здесь и на Украине представляют собой долгосрочный вызов, который Соединенные Штаты и их союзники рассматривают очень серьезно».
В каком-то смысле сейчас открывается «второй фронт» противостояния России и Запада, и он будет на юге Кавказа. Может быть, не форме открытого военного противостояния, но однако же обратим внимание, что именно здесь, в Грузии и Абхазии, а не на Украине, интересы России и США прямо и институционально обозначены через политическую и дипломатическую риторику, договоры и соглашения.
И так, ситуация усложняется. Соединенные Штаты демонстрируют полную готовность «встать горой» за Грузию. Не было бы в этом ничего страшного, если бы Вашингтон признавал интересы России в регионе и не имел бы амбиций их потеснить. Россия же наращивает военное сотрудничество в первую очередь с Абхазией, и в этих шагах тоже демонстрация готовности «встать горой» за союзников. Кажется, должен возникнуть баланс сил, но на деле мы видим нарастание напряжения по всему периметру границ стран региона. В начале последнего летнего месяца едва не началась новая война между Арменией и Азербайджаном. Во всей этой истории у Москвы, с одной стороны, есть преимущества — она обладает военными контингентами в Абхазии, Южной Осетии и Армении. С другой стороны, если ситуация в регионе будет усложняться, желающих попробовать на прочность установленный в свое время РФ статус-кво будет все больше.
Представляется, что в этой ситуации кооперация усилий союзников становится задачей номер один. Причем, важно не только обеспечить решение задач в оборонной сфере, а даже более важно об этом как можно громче заявить. США и НАТО свой ход сделали. Будем теперь уже ждать анонсированного ответного хода от Москвы — подписания соглашения с Абхазией о создании общей системы обороны.
Антон Кривенюк
Источник: ИА REGNUM
Количество просмотров: 2537