ПАМЯТНИКИ ДОЛЖНЫ ЗАГОВОРИТЬ
Надежда Венедиктова
На днях пятнадцать минут сидела на скамейке перед Краеведческим музеем, рядом с памятником Александра Чачба-Шервашидзе. За это время к памятнику подошло девять человек, все приезжие. Они мельком смотрели на мужчину, сидящего в кресле, читали надпись внизу и с равнодушными глазами молча уходили. Видно было, что их не зацепило, и в памяти ничего не останется. Не выдержав, я сказала двум мужикам, которые перед этим явно хорошо пообедали, что это известный художник и т.д. Они тут же сели рядом со мной и спросили, всегда ли Абхазия была в составе Грузии. Совсем углубляться им было ни к чему, но короткий ликбез они выслушали охотно.
Я вспомнила, как в поезде мужчина советовал паре, ехавшей в Абхазию, что надо посмотреть в Сухуме – естественно, это был обезьяний питомник и Ботанический сад. Получается, что для приезжих главное в нашей столице – это обезьяны и субтропические растения! Ну и, конечно, море и национальная кухня.
Обидно, но что мы сделали для того, чтобы им запомнилось другое? Да, реконструировали Краеведческий музей, но туда ходят не все, нужно, чтобы и на улице гости столицы могли узнать что-нибудь существенное, помимо цен на загородные экскурсии.
Например, почему бы не поставить на лето рядом с памятником А.Чачба переносной стенд с красочной информацией о нем? У него роскошная биография, которой может позавидовать любой! Князь, правнук правителя Абхазского княжества Келешбея Чачба, первый профессиональный художник среди абхазов. В начале XX века (1907—1918) был одним из самых известных сценографов Петербургских императорских театров — Мариинского и Александринского. Работал на равных с такими выдающимися русскими художниками как А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. А. Рерих и зарубежными мастерами П. Пикассо, А. Дереном.
Да только одна цитата из всемирно известного режиссера Николая Евреинова способна застрять в памяти даже самого равнодушного человека: «Князь Александр Константинович - потомок абхазских царей, воплощение того восточного рыцарского благородства, которое в наше время почти сказочная редкость». Секундант М. А. Волошина на его дуэли с Н. С. Гумилёвым, многолетний сценограф знаменитого дягилевского «Русского балета», автор многих портретов и интересных статей о П. Сезанне, В. Ван Гоге, Ж. Сёра, А. Бенуа. Мимо такой информации никто не пройдет с сонными глазами!
Почему бы не снабдить такими сопроводительными стендами и все остальные памятники выдающимся людям – это сразу даст представление о человеческом богатстве города и страны, создаст неповторимый аромат присутствия. Где-то уже начали озвучивать памятники, давая им возможность рассказать о себе вслух, а наши молчаливые памятники все ждут нашей инициативы.
Вообще пора начать проводить по нашим городам не просто поверхностные ознакомительные экскурсии, а перенять опыт многих стран и рассказывать желающим об истории и культуре отдельных районов, вплетая туда биографии давно живших людей. Недавно Асида Бутба вернулась из Москвы, где попала на такую культурологическую экскурсию по Хитровке, старинному московскому району с весьма специфическим прошлым. По ее словам, после этого она взглянула на Хитровку совсем другими глазами, район обрел свое неповторимое лицо.
Такие экскурсии часто водят энтузиасты, глубоко знающие свою тему и способные оживить прошлое – не может быть, чтобы у нас не нашлись такие люди. В первую очередь, это было бы полезно для нас, жителей, многие из которых ходят по улицам и не ощущают их исторической глубины.
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 2385