Ткуарчал. Город-призрак
В cоветское время город Ткуарчал считался одним из наиболее важных городов региона.
Там добывался уголь, на котором работали несколько предприятий в Советском Союзе. Ткуарчал был вторым (после Сухума) по численности населения. Город находится в 80 км от Сухума и в 25 километрах от Очамчиры, расположен на южном склоне Кавказского хребта в долине реки Аалдзги. Статус города тогдашний Ткуарчал получил в 1942 г.
Сегодня Ткуарчал называют “мертвым городом”. В нем царит вечная тишина. Население сократилось больше чем в четыре раза. Cкрип поржавевших качель разносится на несколько километров по центру Ткуарчала. В этом городе уже много лет царит такая тишина, что местные жители только лишь по отдаленному звуку могут определить, что происходит на соседних улицах. Такая протяженная тишина в Ткуарчале уже больше 15 лет. Этот город был феноменом советского времени, когда вокруг одного производства строилось все остальное поселение. Все стало здесь останавливаться с развалом Советского Союза. Последние громкие звуки, которые помнит город, – это перестрелки и грохот бомбежек во время грузино-абхазской войны.
В войну 1992-93 года Ткуарчал был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. 27 сентября 2008 г. Президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткуарчалу почетного звания "Город-герой". В эвакуации жителей блокадного Ткуарчала участвовали российские летчики. Один из вертолетов, вывозивших беженцев, был сбит над селом Лата. В память о жертвах Латской трагедии в парке Гудауты установлен монумент. После войны население Ткуарчала значительно сократилось, закрылась Ткуарчале ГРЭС, остановились промышленные предприятия и шахты.
Местный житель Геронтий Карчава прожил здесь почти всю жизнь. Вот как он вспоминает звуки своей молодости:
“Раньше все гудело, особенно ГРЭС. Она когда выпускала пары, стоял гул. Тут на каждом углу заводы, фабрики были. У нас вообще город был очень промышленный и очень грязный. Тут в белой рубашке немножко прошелся бы, и если начинало моросить, рубашка черная становилась”.
Население Ткуарчала сейчас составляет около пяти тысяч человек. Это почти в четыре раза меньше, чем в начале 90-х годов. В местном роддоме говорят, что если раньше они принимали до 700 детей в месяц, то теперь радуются, если рождается хотя бы 10. На улицах редко кого встретишь из прохожих. В основном, это мужчины более старшего возраста. Они или стоят где-нибудь на тротуаре, или же покуривают сигарету в тени заросшего парка. Местные многоэтажки напоминают шахматную доску. Белые застекленные рамы сменяют черные дыры квартир без окон. Создается такое впечатление, что пустых квартир в Ткуарчале больше, чем заселенных. В жилых домах в лучшем случае в одном подъезде живут 2-3 семьи.
Уроженке Ткуарчала Саманте 24 года. Она приехала сюда на месяц повидаться с родителями. Несколько лет назад она также, как и большинство ее одногодок, уехала из родного города в Россию.
“Здесь практически вообще никого не осталось. Вот моего поколения практически не осталось. Я даже хожу по городу, смотрю – пустой. Вечерами только те, кто уже засидевшиеся, обоснованные, ровесники моих родителей. А так молодежи очень мало”, - говорит Саманта.
Местные говорят, что люди из Ткуарчала уезжают из-за того, что там не осталось работы. Главным работодателем здесь является основанная турками компания “Тамсаш”. В прошлом году ее переименовали в “Ткуарчалуголь”. Как объясняют местные, около восьми лет назад владельцы компании наняли несколько десятков безработных горняков и шахтеров, нашли открытое месторождение каменного угля и организовали там карьер. Уголь потом переправляют по старой железной дороге в Очамчирский порт, а оттуда везут в неизвестном для местных направлении, скорее всего в Турцию.
Некоторые жалуются, что мол зарплаты у них маленькие – пять-шесть тысяч рублей в месяц. Это где-то под 200 долларов. Но другой работы здесь все равно нет. Да и прибыль с этого предприятия составляет где-то под 90 процентов местного бюджета.
А раньше профессия горняка была здесь самой престижной, рассказывает местная жительница Элисо Кварчия. Ей 59 лет, и она помнит время, когда люди боролись за то, чтобы их после окончания престижных советских институтов направляли на работу в Ткуарчал. Тогда это было гарантом для дальнейшего профессионального повышения.
“Город был такой показательный – как это должно было быть в Советском Союзе. Была промышленность, был весь соцпакет, как сейчас бы сказали. Добывали уголь. Был горняцкий город, где самой престижной была профессия горняка. И все вокруг горняка – больницы, школы. Поэтому здесь был и интеллектуальный центр на мой взгляд, не только горняцкий город”, - вспоминает Элисо Кварчия.
Во время грузино-абхазской войны это место находилось под долгой осадой. В некоторых местах на улицах до сих пор видны следы разорвавшихся снарядов, на стенах домов можно встретить дыры от перестрелок. Как говорят местные, в первые месяцы войны у них почти не было оружия, чтобы держать осаду города. Некоторые местные рабочие из-за этого начали снаряжать самодельные арбалеты. Из простой заводской трубы делали гранотометы. Некоторые из останков оружия того времени до сих пор хранятся в городском музее. Стены небольшой музейной комнаты сплошь завешаны портретами местных жителей, которые погибли на восточном фронте. Этот маленький музей, наверно, единственное место в Ткуарчале, где все еще можно увидеть дымящиеся трубы заводов и бегающие по канатной дороге вагонетки, пусть даже все это только на выгоревших фотографиях.
Источник: КАВПОЛИТ
Количество просмотров: 4031