Экспертная оценка конституционности постановлений Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, принятых в ходе политического кризиса в мае 2014 года

Экспертная оценка конституционности постановлений Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, принятых в ходе политического кризиса в мае 2014 года 24.07.2014 22:34

Действия политических сил – участников майского митинга, решения Парламента Республики Абхазия, инициированные в ходе политического кризиса в мае 2014 г., не должны остаться без оценки на соответствие Конституции и законодательству Республики Абхазия. Эта оценка дается не в интересах каких бы то ни было политических сил, ее основной целью является прояснение конституционности действий и решений, имевших место во время майских событий. Этот текст не претендует на всеохватность, это попытка анализа ситуации для извлечения уроков на будущее. Надеемся, что изложенное не будет воспринято как вердикт, а как повод для размышления на тему стабильного развития нашей государственности.

       Следует помнить, что аргументам, основанным на конституционных положениях, не могут быть противопоставлены конъюнктурные политические аргументы, обосновывающие удобную политическую позицию. Выход за конституционные рамки чреват «площадной» демократией, архаизацией политической жизни, перманентными политическими кризисами. Не менее опасными являются произвольная интерпретация конституционных норм о народовластии и легкость принятия неправовых решений.

       Конституция Республики Абхазия является основой законности любых политических процессов, связанных с осуществлением и передачей власти. Институты власти приобретают легитимность исключительно посредством демократических процедур, определенных Конституцией и законодательством Республики Абхазия. Конституция не предусматривает каких-либо иных непосредственных и опосредованных способов реализации власти народа кроме всенародного голосования (референдума), выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления и ряда других форм волеизъявления народа, установленных законами. Только они могут гарантировать проявление свободной воли всего народа.

Конституция не позволяет создавать временные и переходные органы власти. В Основном законе и действующем законодательстве содержатся точные указания о порядке временного исполнения обязанностей высших должностных лиц в случае возникновения обстоятельств, препятствующих их деятельности.

       Всякие утверждения о возможности осуществления народом своей власти вопреки Конституции и законам, а также призывы к этому являются провоцированием антиконституционных политических действий и эксцессов. Представляя итоги майских событий как проявление воли народа, политические силы, организовавшие митинг, искажают смысл конституционных положений. Все рассуждения в подобном ключе – это попытка перенести ответственность на граждан и оправдать свою неэффективность в решении политических задач через институциональные механизмы в конституционных рамках. Несмотря на массовость митинга, он не носил общенационального характера. Кроме того, каким бы массовым не являлось участие граждан в митинге, требования, выраженные на нем, не должны приводить к решениям, противоречащим Конституции.

        Решения Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, принятые в ходе политического кризиса, к большому сожалению, продиктованы политической повесткой, а не требованиями Конституции и законодательства Республики Абхазия.

Постановлением Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия от 29 мая 2014 г. был выражен вотум недоверия Премьер-министру Республики Абхазия Лакербая Л.И., и сделано обращение к Президенту Республики Абхазия Анкваб А.З. о добровольном сложении им своих полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 58 Конституции Республики Абхазия Парламент может выразить недоверие отдельному члену Кабинета Министров и внести этот вопрос на рассмотрение Президента, решение которого является окончательным. Однако решение о выражении вотума недоверия принято с нарушением Регламента Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, в частности статей 120-122, которые предусматривают осуществление данной процедуры с участием Президента и Премьер-министра.

         Обращение Парламента к Президенту о добровольном сложении своих полномочий также не соответствует Конституции Республики Абхазия. Неправомерна ссылка в Постановлении на ч. 2 ст. 87 Регламента Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, поскольку данная норма всего лишь предполагает право Парламента принимать заявления, обращения и депутатские запросы. Конституция не дает Парламенту права на подобные обращения к Президенту и законодательный орган власти не вправе, в случае возможности исполнения Президентом своих полномочий, подменять процедуру отстранения от должности (т.н. импичмента) процедурами, не предусмотренными Конституцией.

        Постановлением Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия от 31 мая 2014 г. полномочия и обязанности Президента Республики Абхазия были возложены на спикера Парламента Бганба В.Р. Основаниями такого решения стали: неспособность Анкваб А.З. осуществлять полномочия и обязанности Президента, сложение Логуа М.В. полномочий Вице-президента, объявление вотума недоверия Премьер-министру Лакербая Л.И., сохранение общенационального согласия и стабильности в государстве и т.д.
        
        В числе оснований возложения обязанностей Президента на Спикера Парламента использованы неконституционные основания – сохранение общенационального согласия и стабильности в государстве, которые к тому же специфически интерпретируются некоторыми политическими силами, определяющими степень остроты ситуации в соответствии со своими партийными целями. В качестве оснований досрочного прекращения президентских полномочий в Конституции названы: нарушение Президентом присяги, отставка по собственному желанию, неспособность осуществлять полномочия и обязанности, смерть (ст. 64-66). Ничто иное не должно служить основанием досрочного прекращения полномочий главы государства.
        
         Безосновательна ссылка в постановлении на «неспособность осуществлять полномочия», т.к. она основана на неправомерном истолковании сути этого конституционного понятия. В постановлении не конкретизированы причины, из-за которых Президент признан неспособным осуществлять полномочия. В данном случае Парламент воспользовался пробелом в Конституции – в ней не указаны обстоятельства, которые ведут к признанию неспособности осуществлять полномочия. Неопределенность этого понятия требует толкования Конституции, которое ex officio должен был осуществить орган конституционного контроля. Но в связи с невозможностью получения такого толкования, попробуем прояснить в каких случаях возможно признание такой неспособности. Конституционный опыт зарубежных стран показывает, что способность осуществлять полномочия зависит: во-первых, от состояния физического или психического здоровья Президента и, во-вторых, от изменений его правового статуса, например, приобретения им гражданства иностранного государства. В любом случае для обоснования досрочного прекращения полномочий в силу неспособности осуществлять полномочия, необходимо установление подобных неустранимых обстоятельств, исключающих дальнейшее пребывание Президента в должности. В постановлении Парламента данное основание использовано необоснованно и с исключительно политической подоплекой.

         В отношении Президента были совершены действия, препятствующие его деятельности и ставящие под угрозу его безопасность. Они имеют противоправный характер и являются покушением на его неприкосновенность, гарантированную ст. 63 Конституции. Противоправные действия стали возможными из-за неприменения мер безопасности, гарантированных Президенту Законом «О Президенте Республики Абхазия» (ст. 14). Препятствия работе Президента не могут признаваться допустимыми и правомерными основаниями того, что глава государства не может исполнять свои полномочия. Согласно ст. 67 Конституции полномочия лица, исполняющего обязанности Президента, действуют до устранения причин неспособности Президентом выполнять свои обязанности или до выборов нового Президента. Если законные меры безопасности были реализованы, он мог бы вернуться к исполнению своих обязанностей.

        1 июня 2014 г. Президент подал в отставку и вопрос о его отставке в соответствии со ст. 65 Конституции Республики Абхазия должен быть разрешен квалифицированным большинством голосов депутатов Парламента. В связи с несоблюдением данной процедуры отставку Президента невозможно признать состоявшейся в соответствии с Конституцией.

        В связи с тем, что Парламентом не был соблюден порядок выражения вотума недоверия Премьер-министру, его полномочия не могли быть досрочно прекращены. Поэтому Премьер-министр должен был временно исполнять обязанности Президента. Новые президентские выборы могли быть назначены только после добровольной отставки Президента и принятия этой отставки Парламентом.

        В целом, решения Парламента основаны на произвольной интерпретации Конституции и законодательства Республики Абхазия. Они стали возможны в связи с использованием неконституционных и силовых методов давления на органы власти, а также в связи с отсутствием в Республике Абхазия конституционного контроля за решениями органов государственной власти. В настоящее время не существует каких-либо преград для подобных противоправных действий, и решения Парламента могут и в дальнейшем использоваться как инструмент достижения политических целей.

Размещено: Apsny Online
Источник: Центр гуманитарных программ
Количество просмотров: 3536

Возврат к списку

Наверх