Тайна, которой пять тысяч лет
Иногда от засилья политической тематики, современной суеты сует, как от переизбытка углекислого газа в помещении, начинаешь задыхаться. И тогда посещения очередной встречи историков и любителей истории Абхазии в научно-культурном центре Ю.Н. Воронова в Сухуме, на которых проходят просмотры и обсуждения научно-популярных фильмов, воспринимаешь как глоток свежего воздуха. Хотя и там нередко звучат горячие споры, хотя и в эти споры о делах минувших веков и тысячелетий порой вплетаются современные геополитические нотки (например, о том, кто и когда возводил Великую Абхазскую стену)...
Небольшое уютное помещение центра было заполнено до отказа. Радовало, что, кроме завсегдатаев этих встреч, пришло немало представителей молодежи – студентов и аспирантов. В традиционном вступительном слове руководитель центра вдова Юрия Николаевича Светлана Воронова кратко напомнила об истории этих встреч. Первая из них состоялась в марте 2013 года и была посвящена обсуждению прошедшего незадолго перед этим на российском канале «Культура» в цикле «Искатели» телефильма о Великой Абхазской стене. Затем еще не раз обращались к тем фильмам названного цикла, которые снимались в Абхазии и посвящены загадкам ее истории – древним сооружениям в горной местности под названием «ацангуара», античному городу Диоскурия, частично поглощенному морем... Обсуждали и фильмы абхазского документалиста Мананы Кокоскир, в частности о Драндском храме, и просто доклады, иллюстрированные слайдами.
Представляя на этот раз фильм, снятый российской группой «Атлас медиа», «Колихо. Тайна дольменов Кавказа», Светлана Воронова, а затем и академик Академии наук Абхазии Олег Бгажба подчеркивали, что, в отличие от фильмов «Искателей», которые строятся по законам детективного жанра и порой в угоду этим законам отходят от научности, данная работа выглядит намного солиднее и основательнее.
Фильм действительно был снят на высоком профессиональном уровне. Его авторы рассказали о мегалитических (из больших камней или каменных плит) сооружениях, существующих во всех частях света, кроме Антарктиды и Австралии, и остановились на культуре дольменов, которые возводились на протяжении многих веков в разных местах, но в основном на Средиземноморье. При этом особенно часто встречаются дольмены на Черноморском побережье Кавказа, от Анапы до реки Кодор, и здесь они, возведенные от пяти до трех тысячелетий назад, имеют наиболее архитектурно завершенную форму. Как правило, кавказский дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет огромный каменный закрытый ящик: на четырех плитах, поставленных вертикально, сверху лежит пятая; шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие, чаще всего круглой формы, которое закрывалось каменной пробкой. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк. В западном Причерноморье применялся песчаник.
В переводе с кельтского (бретонского) дольмен означает «каменный стол». До недавнего времени археологи всего мира вели споры о предназначении дольменов. По одной из версий, это культовые сооружения, алтари людей эпохи ранней бронзы. По другой – они использовались для астрономических наблюдений. Но открытие, сделанное недавно российскими археологами в долине реки Колихо, в тридцати километрах от Туапсе, окончательно подтвердило то, к чему и раньше склонялось большинство ученых: дольмены – это гробницы. Авторы фильма и известный российский археолог Виктор Трофимов рассказывают: в результате того, что река Колихо когда-то сменила русло, сооруженный там дольмен оказался огражден от контактов с последующими поколениями людей, которые часто подвергали дольмены не только разграблению, но и разрушению. Археологи, тщательно исследовав этот дольмен, обнаружили в нем каменный диск со значками, напоминающий астролябию, и останки около семидесяти людей – мужчин и женщин возрастом до 60 лет, в основном высоких, крепкого телосложения, и детей. Но это не «братская могила», это, скорее, родовая усыпальница, в которой на протяжении пяти веков происходило «вторичное» захоронение. А «первичное» – это высушивание в течение месяцев, мумифицирование тел умерших, в результате чего они потом легко проходили в круглое отверстие в передней плите дольмена. После этого каменная пробка вновь закрывалась.
Около трех тысяч лет назад культура дольменов повсеместно исчезла. Больше того, в памяти последующих поколений надолго стерлись представления о предназначении этих сооружений, и они воспринимались как нечто непонятное и чуждое.
Известный абхазский археолог Вадим Бжания согласился с оценкой Олегом Бгажба фильма как весьма познавательного и точного, «близкого к истине». Жаль, конечно, что не был привлечен материал по дольменам, имеющийся в Абхазии. Между тем при исследовании дольмена в поселке Ачмарда были тоже обнаружены останки около сорока, по свидетельству недавно ушедшего из жизни археолога Демура Бжания, человеческих индивидуумов. При этом загадок, сказал Вадим Викторович, остается немало. Так, авторы фильма справедливо отмечают совпадение карты местности, где возводились дольмены на Западном Кавказе, а их было не меньше двух тысяч, с картой расселения абхазо-адыгских племен, и то, что схожие дольмены возводились хаттами в Анатолии, на территории современной Турции. Но считается, что предки абхазов и адыгов продвигались вдоль берега Черного моря из Анатолии с востока. Между тем дольмены восточнее Кодора не обнаружены.
Вадим Бжания вспомнил о том, как в начале 60-х годов прошлого века он, будучи молодым археологом, занимался транспортировкой дольмена из села Верхняя Эшера и установкой его в качестве экспоната под открытым небом во дворе Абхазского государственного музея, где тот стоит и сейчас. Ученый восхитился при этом познаниями и навыками наших далеких предков, которые не только доставляли огромные каменные плиты из каменоломен за несколько десятков километров, но и так устанавливали их, что между плитами не оставалось ни малейших зазоров, «даже иголку нельзя было между ними воткнуть». Полвека же назад, даже используя подъемные краны, подобной точности при установке дольмена достичь не удалось.
Собравшиеся с интересом выслушали мнения не только именитых абхазских историков, таких как Игорь Цвинария, Гарик Сангулия, но и студента Давида Кобахия.
Источник: http://www.ekhokavkaza.ru
Количество просмотров: 2937