Абхазия: развивать, чтобы выжить
Сближение Грузии с ЕС делает улучшение качества жизни в соседних республиках не просто желательным, а необходимым
На Кавказе появилась своего рода новая граница - между евроатлантическим и евразийским пространствами. Фактически она проходит между Грузией и Абхазией с Южной Осетией. Пока связанные с этим процессы находятся в «сыром» виде. Но геополитическая конкуренция, причем в первую очередь за контроль над непосредственно прилегающими к «линии размежевания» территориями, усилится.
Неизменное состояние
Вступление Грузии в ассоциацию с Евросоюзом вряд ли принципиально и немедленно изменит что-нибудь в кавказском регионе. Система, если так называть сложившееся положение дел, возникла в 2008 году, и теперь лишь формализуется в том виде, в котором тогда определилась. Но в этой системе есть одно слабое звено: политический статус Абхазии и Южной Осетии. В то время, когда он определен для России, он не определен для стран Запада. Скорее всего, в среднесрочной и долгосрочной перспективе это будет создавать напряжение в регионе.
Специалисты говорят о том, что подписание соглашения с ЕС мало что даст Грузии. «Думаю, это иллюзия, – полагает эксперт Андрей Сушенцов из МГИМО. – Курс Грузии на конкуренцию с Россией не будет успешным. Слишком велик разрыв в развитии, размерах экономики, доходов. Соглашение об ассоциации не даст сильного импульса развитию грузинской экономики. Более того, Грузия будет вынуждена выйти из ряда торговых соглашений в рамках СНГ, в которых она продолжает участвовать», – напоминает эксперт.
Курс Грузии на конкуренцию с Россией не будет успешным, - эксперт
Но есть и другая сторона вопроса. Новые возможности, которые так или иначе получает Грузия, в долгосрочной перспективе могут увеличить разрыв в уровне социально-экономического развития с ее бывшими автономиями.
Грузинский сценарий
Паата Закареишвили, госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия, говорит о «новых шансах» для жителей Абхазии и Южной Осетии в связи с подписанием соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Более того, он считает, что возможности, которыми смогут воспользоваться в Абхазии и ЮО, несравнимы с теми, которые дают интеграционные процессы с Россией.
Понятно, что в этих заявлениях велика часть пустой риторики, но нечто важное Закареишвили точно имеет ввиду.
И в грузино-абхазском, и в грузино-осетинском конфликтах социально-экономический контекст никогда не был определяющим, но всегда занимал особое место. В Грузии прежние режимы возлагали большие надежды на экономику как на инструмент, с помощью которого оппонентов удастся «мирно убедить» в целесообразности реинтеграции в грузинское пространство.
Претворить эти мечты в жизнь было нереально, потому что экономика бессильна выполнить такую задачу в условиях конфликта культур и идентичностей. Кроме того, собственно грузинская экономика никогда не обладала таким уровнем возможностей, который необходим, чтобы решить сложные политические проблемы.
Тем не менее там, где у Грузии появлялись преимущества, они немедленно и достаточно эффективно использовались как политический инструмент. Как, пример, программа здравоохранения, которая позволяет жителям Абхазии и Южной Осетии бесплатно лечиться в Грузии. При режиме Михаила Саакашвили абхазским и осетинским пациентам вместе с услугами врачей выдавались еще и грузинские паспорта. Скажем, в Абхазии, где здравоохранение давно и стабильно находится в коллапсе, многие сотни людей воспользовались помощью грузинских медиков.
Грузия может выйти на новый уровень взаимодействия с Абхазией, если будет предлагать высокий уровень жизни
Одним словом, границы, конфликт и российские войска, разъединяющие стороны этих конфликтов, не являются тем, что отменяет стремление к высокому качеству жизни. Если в Грузии оно будет существенно выше, а в Абхазии невозможно будет добиться получения качественных услуг, то в глобальной конкуренции за пространство будет побеждать более эффективная система и те, кто ей помогают мозгами и финансами.
Понравиться соседям: миссия выполнима?
К счастью для Абхазии и ЮО, но к несчастью для жителей Грузии, у этой страны пока нет комплекса преимуществ, которые однозначно сделали бы ее по крайней мере «локальным» лидером, куда тянутся люди и капиталы. И, по мнению эксперта МГИМО Андрея Сушенцова, такое время наступит не скоро.
«Сейчас экономическая политика Грузии не позволит показать значимых достижений в уровне развития и сделать страну привлекательной для осетин и абхазов. Вероятно, когда Закареишвили говорит о возможностях, он намекает на перспективу безвизового въезда в ЕС для обладателей нейтральных паспортов. Для этого Грузии надо сперва самой получить такую возможность.
Очевидно, что Грузия не оставляет попыток в одностороннем порядке попытаться разрешить конфликт с Абхазией, переманив абхазов на свою сторону. Думаю, это будет продолжать нагнетать напряжение в двусторонних отношениях Сухума и Тбилиси. Не вижу конструктивного вклада такой политики в поддержание мира и стабильности в регионе», – говорит Сушенцов.
Вероятно, эксперт прав в том, что экономическая политика Тбилиси не даст властям Грузии ожидаемых улучшений. Но стратегически грузинское руководство сейчас идет по единственно возможному для него пути, который, по крайней мере в теории, способен со временем создать некий новый социально-экономический облик страны. И там, как и прежде, для жителей бывших автономий будет немало преференций.
Развитие как необходимость
Теперь посмотрим на положение дел «по эту сторону» линии геополитического раздела. В частности, в Абхазии. Если очень коротко, без погружения в детали, то дело обстоит так: здравоохранения, по сути, нет. Коммунальное хозяйство – в предельном упадке. Возможностей для образования и самореализации мало, и так далее.
За последние годы стало больше социальной инфраструктуры. Но это капля в море, особенно если брать в расчет все другие показатели, влияющие на качество жизни населения. И здесь, при сохранении текущего состояния экономики, не сегодня, но в среднесрочной перспективе Абхазия может получиться такой «черной дырой» бедности в окружении более или менее развитых регионов сопредельных стран.
Абхазия может стать «черной дырой» бедности на фоне более развитых соседних стран
Кстати, Михаил Саакашвили был не дурак, что строил международный курорт Анаклиа прямо у абхазской границы. Просто у него не было, кроме своих голосовых связок, иных ресурсов для реализации столь большого проекта.
Но в перспективе серьезные экономические улучшения вокруг Абхазии на фоне продолжающегося упадка внутри страны могут привести к печальным последствиям. Во-первых, люди в современном мире редко готовы жить десятилетиями в нищете, если в непосредственной близи от них можно хорошо зарабатывать и жить. Во-вторых, у Абхазии далеко не безграничный демографический потенциал, и отсутствие перспектив для развития внутри страны будет «разбрасывать» людей по разным «точкам притяжения» за границами страны. Этот процесс длительный, но в историческом аспекте его последствия будут печальны. Вряд ли можно будет назвать состоявшейся страной территорию, где нет жизни.
Поэтому происходящие сегодня в региональной политике изменения ставят перед Абхазией задачи совсем иного уровня. Экономическая самодостаточность становится не теоретически желаемой, а практически необходимой. Ясно, что Абхазии не изыскать внутренних резервов для развития, подобно тому, как Грузия не может сегодня добиться реализации своих неизменно амбициозных целей за счет внутренних ресурсов, обращаясь за этим к внешней помощи. Но в чем сегодня Тбилиси однозначно опережает Сухум, так это в стремлении систематизировать внешнюю поддержку, и не на словах, а на деле привести национальные стандарты в соответствие с «требованиями заказчика».
У Абхазии сегодня есть гарантии финансовой поддержки от России. Но общего посыла о том, что деньги необходимо потратить на реальный сектор экономики, уже недостаточно. Идеи об открытом рынке и экономической интеграции не могут оставаться просто декларациями, как было до сих пор.
Сегодня гарантия будущего – это не только танки на границе, а наличие среды обитания, в которой у людей есть будущее. Звучит, может, пафосно, но зато жизненно. Значит, дело осталось за малым: собрать имеющийся интеллектуальный потенциал и определить долговременные правила игры – как в политическом процессе внутри страны, так и в отношениях с РФ. И наконец уже пойти вперед, по дороге развития.
Антон Кривенюк
Автор статьи
Источник: http://kavpolit.com
Количество просмотров: 4004