Дон-кихотство Южной Осетии

Дон-кихотство Южной Осетии 27.06.2014 19:06

Кто надоумил Южную Осетию признать независимость ЛНР?

Последние полторы недели были отмечены в республике Южная Осетия чередой событий - значительных для любого государства, а для маленькой РЮО частично и судьбоносных, и взбудораживших общественность. Это скоропостижное признание независимости Луганской Народной Республики еще старым составом парламента, первое заседание парламента нового созыва, избрание лидера партии «Единая Осетия» Анатолия Бибилова спикером парламента и краткосрочный визит в Цхинвал помощника президента РФ Владислава Суркова. На этом фоне даже посещение РЮО министром иностранных дел Эритреи и подписание Грузией договора о евроинтеграции прошли буднично и незаметно.

Трогательное решение

Признание РЮО Луганской Народной Республики вызвало куда больше ажиотажа в самом Цхинвале, чем даже в Луганске. Никакие официальные лица за пределами РЮО ни разу не прокомментировали это решение, а политологи и эксперты упомянули в контексте собственно внутриполитической борьбы в РЮО на нескольких ток-шоу в том плане, что это, конечно, с морально-этической точки зрения очень трогательно. В самом Цхинвале очень горды своим поступком, который представляется чем-то исключительно судьбоносным, несмотря на нулевую реакцию в окружающем мире.

Реакция простых людей ясна и понятна. Это действительно очень красиво выглядит как бескомпромиссный поступок в мире, в котором большинство поступков рациональны и измеряются числами. Эдакое доброе, проникновенное дон-кихотство. Кроме того, в цхинвалоцентричном общественном сознании принято принимать на веру тот удивительный факт, что все политические события в мире в той или форме имеют отношение к Южной Осетии, а позиция Южной Осетии к ним.

В РЮО верят, что все политические события в мире имеют отношение к республике
Это мнение искусственно поддерживается «кухонными» рассказами о том, что, вот, кто-то высоко сидящий и далеко смотрящий из Москвы таким образом – через признание РЮО ЛНР – намекнул Западу о чем-то таинственном и сокровенном, и нынешняя власть в РЮО таким вот интересным способом причастна к тайнам большой планетарной политики. А не только к пресловутому асфальту на улице Мамсурова, которую опять зачем-то перерыли на днях.

Независимость Луганска важнее собственной?

Но прошли буквально считанные дни после признания ЛНР со стороны РЮО, и ход событий сам доказал, скажем помягче, преждевременность этого решения с точки зрения практической политики. Само начало переговоров в Донецке, соблюдение режима перемирия (пока), формат и конфигурация переговорного процесса, да и вообще совокупность действий России в этом направлении пока никаких подобных признаний не предусматривают. Да и не предусматривали. Как бы симпатично и «по-дон-кихотски» это не выглядело. Да и большинство тех экспертов, кто отреагировал на это решение Цхинвала, предпочли положительно отреагировать именно на эмоциональную сторону вопроса. С эмоциями ведь не поспоришь. А в цхинвальских властных кабинетах уже бытует установка: кто против признания ЛНР, тот – фашист.

Кто против признания ЛНР, тот – фашист?
Особенно радуется местный МИД, который к этим событиям, строго говоря, вообще никакого отношения не имел. Более того, МИД не имел никакого отношения и к недавнему визиту в РЮО министра иностранных дел Эритреи. Он приехал туда из Москвы с ознакомительным визитом и, по некоторым данным, Эритрея готова начать процесс признания РЮО как независимого государства. Эритрея – государство с демократическим устройством, там должен быть соблюден процесс. Внешнеполитическое ведомство на высшем уровне съездило и ознакомилось, затем напишет представление в парламент, тот рассмотрит и отдаст на подпись к президенту. И столь важное событие прошло абсолютно незамеченным.

Абхазское молчание и внутриполитическое противостояние в Южной Осетии

Мнение РЮО о событиях на Юго-Востоке Украины безусловно важно именно в морально-этическом контексте. Поддержка нужна, как и публичная демонстрация неких принципов, по какому независимое государство строит свою внешнюю политику. С практической же точки зрения бросилось в глаза отсутствие подобной реакции со стороны Абхазии.

Возможно, это частично связано с недостаточным уровнем легитимности нынешних переходных властей Абахазии. Но куда большее значение в этом контексте имеет то, что в Абхазии при всех сменах власти есть четкое понимание курса на сохранение и укрепление государственности. А РЮО вроде как и терять нечего – со дня на день войдем в состав России, как обещала победившая на выборах партия «Единая Осетия», а там «с нас и взятки гладки».

Абхазия не поддержала решение РЮО, занимаясь укреплением своей государственности
И это при том, что на самом деле в более широком контексте, который в Южной Осети мало кто использует, значение мнения «фантомных» государств (это политологический термин, в котором нет ничего обидного) возрастает. «Признанное» мировое сообщество вынуждено все больше считаться с их позицией, поскольку не только растет число таких государств, но и они сами в силу конфликтности их существования усиливают свою роль в региональных конфликтах и событиях. И так на ветер выбрасывать свое мнение только ради того, чтобы достичь временного внутриполитического идеологического перевеса – расточительно.

А ведь, скорее всего, администрация президента Леонида Тибилова, которая и инициировала это признание, рассчитывала именно на внутренний, а не на внешний эффект, чего, кстати, великолепно и добилась. Психологический удар, который получила администрация в результате предвыборной компании, когда партия «Единая Осетия», оседлав один единственный лозунг, добилась победы, оказался очень серьезен. Теперь была предпринята попытка перехватить популярный и морально выгодный лозунг поддержки Донбасса уже на стадии его – лозунга – зарождения. Все, и в первую очередь президент Тибилов и его окружение, выглядят героями. Ну, или хотя бы Дон-Кихотами.

Инспекция Суркова

На этом фоне парламент нового созыва собрался на свое первое заседание. Повестка дня была короткой, как всегда и везде в таких случаях. Надо было всего лишь произнести торжественную речь, избрать спикера и председателей комитетов. Не тут-то было.

И с речью, и с избранием спикера справились относительно легко. Избран был Анатолий Бибилов, в чем мало кто сомневался, хотя была и альтернатива. Торжественная речь нового главы парламента снова включила в себя обещание инициировать в ближайшее время решение о вхождении в состав России и обратиться с этим к президенту. Избрать же председателей комитетов так и не удалось, сцена была очень бурной, и заседание пришлось прекратить и перенести на другой день, чтобы все смогли остынуть и договориться. Обещанной стабильности уже не случилось.

Обещанной стабильности в РЮО не будет
Как раз на это на все пришелся краткосрочный визит в РЮО «куратора» республики помощника президента РЮО по связям с РЮО и Абхазией Владислава Суркова. Эта была по сути дела инспекционная поездка с целью как раз посмотреть на новый парламент и на ход восстановительных работ в рамках Инвестиционной программы. Однако помощнику президента РФ пришлось реагировать и на признание ЛНР, и на очередной демарш Бибилова о вхождении в России, но уже в статусе спикера парламента.

После общения с помощником российского президента Анатолий Бибилов выглядел уже совсем по-иному. Его ошибка заключалась в том, что он умудрился сделать очередное судьбоносное заявление до того, как Сурков приехал в Цхинвал.

​Бибилов сделал судьбоносное заявление до того, как Сурков приехал в Цхинвал
Вот этот небольшой промежуток времени, пока кортеж ехал через тоннель, надо было просто помолчать. Но иногда это сложно. Особенно, когда ты стоишь за кафедрой в зале заседания парламента в качестве главного. Уже чуть позже люди из окружения Бибилова стали слегка подправлять высказывание своего шефа. Мол, имелось в виду, что где-то ближе к осени будут подготовлены некие бумаги для референдума, а то не существует никаких юридических документов, с которыми можно было бы обращаться к России. Причем известное высказывание главы российского МИД Лаврова о том, что «Южная Осетия ни о чем таком не просила», которое раньше подвергалось чуть ли не злобной критике (а это само по себе выглядело странно и вызывало вопросы к тем, кто это говорил), теперь используется наоборот – как аргумент для дальнейшей работы.

Что же касается признания ЛНР, то получилось еще интересней. Сурков, как и все вокруг, поддержал морально-этическую сторону вопроса, но сразу же вслед за этим вдруг сказал, что «максимум, чего они (ДНР и ЛНР) добьются, – это широкой автономии». И что-то про важность федерализации Украины. Возникло, скажем так, недоумение. В таком случае, зачем только что признали? С кем якобы советовались в Москве перед тем, как признавать независимость ЛНР? Со сторонниками федерализации Украины?

В орбите российских интересов

И это при том, что на фоне ежедневно меняющейся политической картины на Украине внимание Москвы в регионе по-прежнему сосредоточено на сохранении стабильности внутриполитической ситуации в РЮО. Новая внешнеполитическая тактика – создание привлекательного образа РФ для тяготеющих к ней народов, государств и территорий, сама по себе определила важность такой практики.

РЮО и Абхазия – уже встроенная в «русский мир» целостная система, которая также должна быть привлекательной для внешнего мира. Во многом этому подчинены и фантастические старания по поднятию уровня жизни в РЮО, который сам по себе никак не поднимется. Превращение РЮО и Абхазии в некую «витрину» для российской внешней и внутренней политик с первого раза не удалось, а теперь еще и Крым претендует на эту почетную роль. И на этом фоне скандал, которым закончилось первое же заседание нового парламента, стабильности не добавляет. И если уж места председателей комитетов парламента не удалось поделить без публичной ругани, то что будет, когда начнется дележ министерских постов?

РЮО и Абхазия – уже встроенная в «русский мир» целостная система
Да и подписание Грузией договора о евроинтеграции стабильности в регионе никак не добавит. Сам по себе этот договор никакой практической угрозы для интересов РФ не представляет. Тем более, что в подписании «дорожной карты» для вступления в НАТО Грузии было на днях все-таки отказано. Но речь идет не о взаимоотношениях с Грузией, а о поддержании определенного «витринного» состояния в Южной Осетии и Абхазии, которые давно и прочно находятся в орбите российского влияния.

Даже в ОБСЕ уже давно признали, что нет такой силы, которая сорвала бы эти республики с орбиты российских интересов. Но эти страны-спутники очень сложны для понимания и работы в них. И дело не столько в экономических проблемах, сколько в сложных цепочках внутренних взаимоотношений, которые самым печальным образом отображаются на внешней политике и могут разбить эту будущую «витрину» на стадии ее изготовления. Даже из дон-кихотских соображений.

Размещено:
Источник: http://kavpolit.com
Количество просмотров: 3046

Возврат к списку

Наверх